2 балла — легко принимает установленный режим, активно участвует в режимных процессах, редко выражает недовольство по поводу наступления того или иного режимного момента (надо есть, надо спать и т.п.).
1 балл — в целом нормально включился в установленный режим, но периодически может выражать недовольство по поводу того или иного режимного момента; для адаптации нужна помощь взрослого.
0 баллов — плохо принимает установленный режим дня, не хочет принимать участия в режимных процессах, часто выражает недовольство по поводу переключения с одного режимного момента на другой.
51. Активно двигается по собственной инициативе (беготня со сверстниками, подвижные игры, выражение радости через прыжки и активное движение)
2 балла — активен в движении.
1 балл — не всегда активен в движении,
0 баллов — пассивен, малоподвижен.
Анкета для родителей
1. Интересуется ли Ваш ребенок окружающим, задает ли разнообразные вопросы («Где? Куда? Почему?»), выслушивает ли разъяснения?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
2. Часто ли Ваш ребенок проявляет двигательную инициативу (пытается забраться на сложные конструкции, пройтись по парапету, перелезть через препятствие или подлезть куда-то)? Нравится ли Вам такая активность ребенка?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Придумывает ли Ваш ребенок новые слова? Как он поступает, когда хочет что-то сказать, но не помнит или не знает нужного слова? Какие забавные, придуманные Вашим ребенком слова Вы помните?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. При чтении книг и просмотре мультфильмов (или по окончании) выражает ли Ваш ребенок свои переживания, сопереживает ли герою (это может выражаться в непосредственных эмоциях или высказываниях ребенка)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Может ли Ваш ребенок менять свое поведение в зависимости от реакции окружающих (поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки) или это не оказывает влияния на его поведение?
|
|
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Стремится ли Ваш ребенок все делать сам (есть, одеваться и пр.)? Как реагирует на Вашу помощь, особенно в ситуациях, когда он может и хочет сделать все сам?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дошкольный возраст
Показатели педагогического мониторинга развития
детей младшего дошкольного возраста
(к концу четвертого года); 2-я младшая группа
Диагностический лист
Образовательная область | № п/п | Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности | ||
Социально коммуникативное развитие
| Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания | |||
1 | Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь. | |||
2 | Проявляет желание заботиться об объектах живой природы (животных, птицах зимой), проявляет сочувствие, сострадание к персонажам литературных произведений, мультфильмов, выражает желание им помочь. | |||
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации | ||||
3 | Называет членов своей семьи, их имена. | |||
4 | Имеет первичные гендерные представления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые), в играх адекватно отображает семейные отношения (родители заботятся о детях и т.п.). | |||
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | ||||
5 | Предпочитает общение со взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью. | |||
6 | Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения. | |||
7 | Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами. | |||
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | ||||
8 | Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды. | |||
9 | Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил. | |||
10 | Пытается управлять своим поведением: соотносит свои действия с правилами игры. | |||
11 | Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого, при затруднениях обращается за помощью. | |||
12 | Умеет занять себя игрой [любой: режиссерской, образно-ролевой, игрой-экспериментированием, сюжетно-ролевой (учитывая, что у части детей сюжетно-ролевая игра еще не сформирована) и т.п.]. | |||
13 | Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь, на протяжении 6-7 минут. | |||
14 | При возникновении интеллектуальных и личностных проблем стремится их разрешить самостоятельно, сохраняет положительный эмоциональный настрой, при затруднениях обращается за помощью. | |||
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | ||||
15 | Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся. | |||
16 | Имеет представления о некоторых профессиях взрослых (врач, водитель, воспитатель, повар, продавец, строитель и т.д.). | |||
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | ||||
17 | Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях (держаться за перила лестницы при спуске и подъеме, не просовывать пальцы в дверные проемы и т.п.), и при напоминании выполняет эти правила. | |||
18 | Бережно относится к животным и растениям (не топчет растения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, дождевых червей, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть, понаблюдать за ними). | |||
Познавательное
развитие | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | |||
19 | Проявляет познавательную активность по отношению к новому, стремится обследовать новые объекты ближайшего окружения, активно экспериментирует, исследуя их, задает соответствующие вопросы. | |||
20 | Испытывает положительные эмоции от правильного ответа на вопрос, от угаданной загадки или выполненного задания. | |||
21 | Понимает обращенную к нему речь, пытается высказать свое мнение по отношению к услышанному. | |||
Формирование познавательных действий | ||||
22 | Использует разные способы обследования предметов. | |||
23 | Способен сравнивать предметы по разным признакам (цвет, форма, размер, материал и др.). | |||
24 | Оценка по параметру 18 (Бережно относится к животным и растениям: не топчет растения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, дождевых червей, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть, понаблюдать за ними.) | |||
Развитие воображения и творческой активности | ||||
25 | Умеет использовать в игре предметы-заместители (формирование символической функции). | |||
26 | Может найти себе занятие в свободное время. | |||
27 | Оценка по параметру 14 (При возникновении интеллектуальных и личностных проблем стремится их разрешить самостоятельно, сохраняет положительный эмоциональный настрой, при затруднениях обращается за помощью.) | |||
28 | В ситуациях затруднения (адекватных возрасту) способен придумать новое правило или способ действий, изменить исходный замысел и воплотить его в рисунке, игре, постройке. | |||
Формирование первичных представлений о себе, других людях, становление сознания | ||||
29 | Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. | |||
30 | Осознает свои отдельные умения («Я умею ловить мяч», «Я могу построить поезд из кубиков», «Это я не умею» и т.п.). | |||
31 | Оценка по параметру 3 (Называет членов своей семьи, их имена.) | |||
32 | Оценка по параметру 4 [Имеет первичные гендерные представления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые), в играх адекватно отображает семейные отношения (родители заботятся о детях и т.п)]. | |||
33 | Оценка по параметру 16 [Имеет представления о некоторых профессиях взрослых (врач, водитель, воспитатель, повар, продавец, строитель и т.д.)]. | |||
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) | ||||
34 | Имеет представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, назначение и др.). | |||
35 | Различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и ДР-). | |||
36 | Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества. | |||
37 | Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. | |||
38 | Умеет сравнивать по длине путем приложения и наложения. | |||
39 | Различает пространственные отношения от себя: впереди - сзади, вверху - внизу, справа - слева. | |||
40 | Замечает происходящие в природе сезонные изменения. | |||
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира | ||||
41 | Оценка по параметру 15 (Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся.) | |||
42 | Проявляет эмоциональное отношение к месту, где он живет (улица, район, город). | |||
Речевое
развитие | Владение речью как средством общения и культуры | |||
43 | Оценка по параметру 21 (Понимает обращенную к нему речь, пытается высказать свое мнение по отношению к услышанному.) | |||
44 | Выслушивает собеседника и понимает заданный вопрос, адекватно (даже если и неправильно) отвечает на него. | |||
Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | ||||
45 | Имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (названия и назначение предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели, их качества, действия с ними); называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы) (оценивает логопед). | |||
46 | Оценка по параметру / (Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами.) | |||
47 | Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст (4-8 строк). | |||
Развитие речевого творчества | ||||
48 | Оценка по параметру 20 (Испытывает положительные эмоции от правильного ответа на вопрос, от угаданной загадки или выполненного задания.) | |||
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | ||||
49 | Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения. | |||
50 | Может (самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе. | |||
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | ||||
51 | Правильно передает интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. | |||
52 | В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже (возможны ошибки), употребляет простые пространственные предлоги «в»,«на»,«за», «под»; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа (оценивает логопед). | |||
Художественно эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора | |||
53 | Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике. | |||
54 | Оценка по параметру 13 (Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь, на протяжении 6-7 минут.) | |||
55 | Оценка по параметру 49 (Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения.) | |||
56 | Оценка по параметру 47 [Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст (4-8 строк).] | |||
57 | Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее; способен сосредоточиться на 10-15 секунд для восприятия музыки, сидя на стуле (оценивает музыкальный работник). | |||
58 | Проявляет интерес к книге (узнает героев произведений на иллюстрациях), к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы (задает вопросы о природе, обращает внимание на ее красоту) и т.п. | |||
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | ||||
59 | Оценка по параметру 2 (Проявляет желание заботиться об объектах живой природы (зверях, птицах зимой), проявляет сочувствие, сострадание к персонажам литературных произведений, мультфильмов, выражает желание им помочь.) | |||
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) | ||||
60 | Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным). | |||
61 | Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда. | |||
62 | Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, притопы), а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, умеет сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации (дождик, гром, ветер). | |||
63 | Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения: поочередное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки», «фонарики» и др. (оценивает музыкальный работник). | |||
64 | Поет естественным голосом, подпевает с удовольствием взрослым (оценивает музыкальный работник). | |||
Физическое развитие | Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | |||
65 | Обнаруживает положительную динамику развития физических качеств и основных движений. | |||
66 | Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление движения по желанию или по команде. | |||
67 | Умеет прыгать в длину с места не менее 40 см, энергично отталкиваясь на двух ногах в прыжках. | |||
68 | Умеет катать мяч с расстояния 1,5 м по заданному направлению, бросать мяч двумя руками от груди, ударять мяч об пол. | |||
69 | Подбрасывает мяч вверх 2 - 3 раза подряд и ловит его. | |||
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами | ||||
70 | Охотно и эмоционально включается в подвижные игры на прогулках, на занятиях. | |||
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | ||||
71 | Проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности. | |||
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) | ||||
72 | Имеет элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности. | |||
73 | Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого. |
Методика оценки
Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую Карту наблюдений, см. Приложение)