2 балла — легко принимает установленный режим, активно участвует в режимных процессах, редко выражает недовольство по поводу наступления того или иного режимного момента (надо есть, надо спать и т.п.).
1 балл — в целом нормально включился в установленный режим, но периодически может выражать недовольство по поводу того или иного режимного момента; для адаптации нужна помощь взрослого.
0 баллов — плохо принимает установленный режим дня, не хочет принимать участия в режимных процессах, часто выражает недовольство по поводу переключения с одного режимного момента на другой.
51. Активно двигается по собственной инициативе (беготня со сверстниками, подвижные игры, выражение радости через прыжки и активное движение)
2 балла — активен в движении.
1 балл — не всегда активен в движении,
0 баллов — пассивен, малоподвижен.
Анкета для родителей
1. Интересуется ли Ваш ребенок окружающим, задает ли разнообразные вопросы («Где? Куда? Почему?»), выслушивает ли разъяснения?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Часто ли Ваш ребенок проявляет двигательную инициативу (пытается забраться на сложные конструкции, пройтись по парапету, перелезть через препятствие или подлезть куда-то)? Нравится ли Вам такая активность ребенка?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Придумывает ли Ваш ребенок новые слова? Как он поступает, когда хочет что-то сказать, но не помнит или не знает нужного слова? Какие забавные, придуманные Вашим ребенком слова Вы помните?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. При чтении книг и просмотре мультфильмов (или по окончании) выражает ли Ваш ребенок свои переживания, сопереживает ли герою (это может выражаться в непосредственных эмоциях или высказываниях ребенка)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Может ли Ваш ребенок менять свое поведение в зависимости от реакции окружающих (поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки) или это не оказывает влияния на его поведение?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Стремится ли Ваш ребенок все делать сам (есть, одеваться и пр.)? Как реагирует на Вашу помощь, особенно в ситуациях, когда он может и хочет сделать все сам?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дошкольный возраст
Показатели педагогического мониторинга развития
детей младшего дошкольного возраста
(к концу четвертого года); 2-я младшая группа
Диагностический лист
| Образовательная область | № п/п | Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности |
| Социально коммуникативное развитие
| Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания | |
| 1 | Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь. | |
| 2 | Проявляет желание заботиться об объектах живой природы (животных, птицах зимой), проявляет сочувствие, сострадание к персонажам литературных произведений, мультфильмов, выражает желание им помочь. | |
| Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации | ||
| 3 | Называет членов своей семьи, их имена. | |
| 4 | Имеет первичные гендерные представления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые), в играх адекватно отображает семейные отношения (родители заботятся о детях и т.п.). | |
| Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | ||
| 5 | Предпочитает общение со взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью. | |
| 6 | Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения. | |
| 7 | Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами. | |
| Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | ||
| 8 | Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды. | |
| 9 | Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил. | |
| 10 | Пытается управлять своим поведением: соотносит свои действия с правилами игры. | |
| 11 | Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого, при затруднениях обращается за помощью. | |
| 12 | Умеет занять себя игрой [любой: режиссерской, образно-ролевой, игрой-экспериментированием, сюжетно-ролевой (учитывая, что у части детей сюжетно-ролевая игра еще не сформирована) и т.п.]. | |
| 13 | Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь, на протяжении 6-7 минут. | |
| 14 | При возникновении интеллектуальных и личностных проблем стремится их разрешить самостоятельно, сохраняет положительный эмоциональный настрой, при затруднениях обращается за помощью. | |
| Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | ||
| 15 | Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся. | |
| 16 | Имеет представления о некоторых профессиях взрослых (врач, водитель, воспитатель, повар, продавец, строитель и т.д.). | |
| Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | ||
| 17 | Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях (держаться за перила лестницы при спуске и подъеме, не просовывать пальцы в дверные проемы и т.п.), и при напоминании выполняет эти правила. | |
| 18 | Бережно относится к животным и растениям (не топчет растения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, дождевых червей, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть, понаблюдать за ними). | |
| Познавательное развитие | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | |
| 19 | Проявляет познавательную активность по отношению к новому, стремится обследовать новые объекты ближайшего окружения, активно экспериментирует, исследуя их, задает соответствующие вопросы. | |
| 20 | Испытывает положительные эмоции от правильного ответа на вопрос, от угаданной загадки или выполненного задания. | |
| 21 | Понимает обращенную к нему речь, пытается высказать свое мнение по отношению к услышанному. | |
| Формирование познавательных действий | ||
| 22 | Использует разные способы обследования предметов. | |
| 23 | Способен сравнивать предметы по разным признакам (цвет, форма, размер, материал и др.). | |
| 24 | Оценка по параметру 18 (Бережно относится к животным и растениям: не топчет растения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, дождевых червей, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть, понаблюдать за ними.) | |
| Развитие воображения и творческой активности | ||
| 25 | Умеет использовать в игре предметы-заместители (формирование символической функции). | |
| 26 | Может найти себе занятие в свободное время. | |
| 27 | Оценка по параметру 14 (При возникновении интеллектуальных и личностных проблем стремится их разрешить самостоятельно, сохраняет положительный эмоциональный настрой, при затруднениях обращается за помощью.) | |
| 28 | В ситуациях затруднения (адекватных возрасту) способен придумать новое правило или способ действий, изменить исходный замысел и воплотить его в рисунке, игре, постройке. | |
| Формирование первичных представлений о себе, других людях, становление сознания | ||
| 29 | Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. | |
| 30 | Осознает свои отдельные умения («Я умею ловить мяч», «Я могу построить поезд из кубиков», «Это я не умею» и т.п.). | |
| 31 | Оценка по параметру 3 (Называет членов своей семьи, их имена.) | |
| 32 | Оценка по параметру 4 [Имеет первичные гендерные представления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые), в играх адекватно отображает семейные отношения (родители заботятся о детях и т.п)]. | |
| 33 | Оценка по параметру 16 [Имеет представления о некоторых профессиях взрослых (врач, водитель, воспитатель, повар, продавец, строитель и т.д.)]. | |
| Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) | ||
| 34 | Имеет представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, назначение и др.). | |
| 35 | Различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и ДР-). | |
| 36 | Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества. | |
| 37 | Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. | |
| 38 | Умеет сравнивать по длине путем приложения и наложения. | |
| 39 | Различает пространственные отношения от себя: впереди - сзади, вверху - внизу, справа - слева. | |
| 40 | Замечает происходящие в природе сезонные изменения. | |
| Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира | ||
| 41 | Оценка по параметру 15 (Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся.) | |
| 42 | Проявляет эмоциональное отношение к месту, где он живет (улица, район, город). | |
| Речевое развитие | Владение речью как средством общения и культуры | |
| 43 | Оценка по параметру 21 (Понимает обращенную к нему речь, пытается высказать свое мнение по отношению к услышанному.) | |
| 44 | Выслушивает собеседника и понимает заданный вопрос, адекватно (даже если и неправильно) отвечает на него. | |
| Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | ||
| 45 | Имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (названия и назначение предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели, их качества, действия с ними); называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы) (оценивает логопед). | |
| 46 | Оценка по параметру / (Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами.) | |
| 47 | Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст (4-8 строк). | |
| Развитие речевого творчества | ||
| 48 | Оценка по параметру 20 (Испытывает положительные эмоции от правильного ответа на вопрос, от угаданной загадки или выполненного задания.) | |
| Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | ||
| 49 | Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения. | |
| 50 | Может (самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе. | |
| Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | ||
| 51 | Правильно передает интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. | |
| 52 | В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже (возможны ошибки), употребляет простые пространственные предлоги «в»,«на»,«за», «под»; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа (оценивает логопед). | |
| Художественно эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора | |
| 53 | Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике. | |
| 54 | Оценка по параметру 13 (Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь, на протяжении 6-7 минут.) | |
| 55 | Оценка по параметру 49 (Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения.) | |
| 56 | Оценка по параметру 47 [Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст (4-8 строк).] | |
| 57 | Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее; способен сосредоточиться на 10-15 секунд для восприятия музыки, сидя на стуле (оценивает музыкальный работник). | |
| 58 | Проявляет интерес к книге (узнает героев произведений на иллюстрациях), к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы (задает вопросы о природе, обращает внимание на ее красоту) и т.п. | |
| Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | ||
| 59 | Оценка по параметру 2 (Проявляет желание заботиться об объектах живой природы (зверях, птицах зимой), проявляет сочувствие, сострадание к персонажам литературных произведений, мультфильмов, выражает желание им помочь.) | |
| Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) | ||
| 60 | Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным). | |
| 61 | Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда. | |
| 62 | Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, притопы), а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, умеет сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации (дождик, гром, ветер). | |
| 63 | Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения: поочередное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки», «фонарики» и др. (оценивает музыкальный работник). | |
| 64 | Поет естественным голосом, подпевает с удовольствием взрослым (оценивает музыкальный работник). | |
| Физическое развитие | Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | |
| 65 | Обнаруживает положительную динамику развития физических качеств и основных движений. | |
| 66 | Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление движения по желанию или по команде. | |
| 67 | Умеет прыгать в длину с места не менее 40 см, энергично отталкиваясь на двух ногах в прыжках. | |
| 68 | Умеет катать мяч с расстояния 1,5 м по заданному направлению, бросать мяч двумя руками от груди, ударять мяч об пол. | |
| 69 | Подбрасывает мяч вверх 2 - 3 раза подряд и ловит его. | |
| Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами | ||
| 70 | Охотно и эмоционально включается в подвижные игры на прогулках, на занятиях. | |
| Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | ||
| 71 | Проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности. | |
| Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) | ||
| 72 | Имеет элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности. | |
| 73 | Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого. |
Методика оценки
Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую Карту наблюдений, см. Приложение)






