Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь
2 балла — проявляет сочувствие к окружающим, действует соответствующим образом по собственной инициативе.
1 балл — откликается на предложение взрослого помочь сверстнику, утешить его и пр.
0 баллов — не выражает сочувствия окружающим, не принимает предложений взрослого поддержать сверстника.
2. Проявляет желание заботиться об объектах живой природы (зверях, птицах зимой), проявляет сочувствие, сострадание к персонажам литературных произведений, мультфильмов, выражает желание им помочь
2 балла — спонтанно выражает сочувствие животным или героям произведений в процессе наблюдения, чтения (плачет, сопереживает, соответствующим образом комментирует ситуацию, предлагает варианты помощи).
1 балл — не выражает самостоятельно желания, но охотно откликается на предложение помочь птичкам, рыбкам (покрошить хлеб, поприсутствовать во время кормления и т.п.), адекватно отвечает на вопросы взрослого о содержании соответствующих произведений («А колобка тебе жалко или не жалко? Почему?»).
|
|
0 баллов — не проявляет сочувствия к объектам живой природы, может причинить вред или проявить жестокость (специально раздавить жука, червяка, оторвать крылья бабочке, прогнать птиц от корма и т.п.).
При ответе на этот вопрос обязательно соотнести наблюдения педагога с данными из анкеты для родителей (см. Анкета для родителей, п.п. 5, 6), потому что иногда подобное поведение ребенка может быть не характерным для него, а выступать свидетельством некоторой дезадаптации, стресса, испытываемого в условиях детского сада.
3. Называет членов своей семьи, их имена
2 балла — правильно называет членов своей семьи
1 балл — называет членов своей семьи с подсказками [«А бабушка (тетя) у тебя есть?»]
0 баллов — затрудняется с перечислением членов своей семьи.
4. Имеет первичные гендерные представления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые), в играх адекватно отображает семейные отношения (родители заботятся о детях и т.п.)
Воспитатель наблюдает за играми, при необходимости задает индивидуальные вопросы: «Чем женщины отличаются от мужчин? Какими бывают женщины, а какими мужчины?»
2 балла — адекватные представления, которые ребенок самостоятельно формулирует.
1 балл — адекватные представления, которые выражаются в ответах на наводящие вопросы.
0 баллов — ничего не может сказать или называет случайные признаки, на наводящие вопросы не отвечает.
5. Предпочитает общение со взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью
|
|
2 балла — использует разные поводы, чтобы пообщаться с воспитателем (обсудить что-то, рассказать, спросить), постоять рядом, подержаться за руку и т.п.
1 балл — не инициирует самостоятельно общение со взрослым, но охотно откликается, если такое общение инициирует взрослый.
0 баллов — избегает общения со взрослым.
Для оценки по этому пункту воспитатель опирается на данные анкеты для родителей (см. Анкета для родителей, п. 4).
Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения
2 балла — охотно вступает в контакт со сверстниками, имеет друзей в группе, охотно включается в общие игры и занятия, пытается организовывать их сам.
1 балл — не инициирует контакты со сверстниками самостоятельно, но с интересом наблюдает за играющими вместе детьми, охотно откликается, когда воспитатель предлагает и помогает присоединиться к играющим или занимающимся чем-то детям.
0 баллов — не участвует в коллективных играх, мешает играющим; когда взрослый организует совместную игру (магазин, поликлиника и т.п.), в которую включены двое детей и сам взрослый, то ребенок в игру не включается, молчит, выражает желание покинуть ситуацию.
Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами
Воспитатель наблюдает за играми детей и ставит балл «2» тем детям, которые используют в игре ролевой диалог. С остальными детьми он в разное время организует совместные парные игры и начинает ролевой диалог.
2 балла — ребенок легко и адекватно поддерживает ролевой диалог.
1 балл — ребенок испытывает трудности с поддержанием ролевого диалога, но охотно «хватается» за подсказки и использует их.
0 баллов — ребенок отказывается от ролевого диалога.