Направления совершенствования таможенного нормативно правового регулирования в сфере обеспечения защиты объектов интеллектуальной собственности

 

Совершенствование функций таможенного регулирования подразумевает под собой повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, а также повышение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таможенные органы в свою очередь принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и ввоз или вывоз которых либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством. Такая система нормативно-правового регулирования данного механизма, а также в целом таможенного дела в современный период выглядит крайне громоздкой и неповоротливой. И эта проблема беспокоит и участников внешнеэкономической деятельности, и представителей таможенной службы. В связи с этим становится особенно актуален анализ деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации по защите прав на интеллектуальную собственность и поиск путей совершенствования данной деятельности, ее оптимизации.

Совершенствование механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов является важной задачей Федеральной таможенной службы Российской Федерации, потому как в течение довольно долгого времени проблема контрафактной продукции стоит в нашей стране очень остро. Основываясь на процедуре «ex officio», таможенные органы, выявившие, что заявленный к декларированию товар содержит внесённый в ТРОИС объект интеллектуальной собственности (например, товарный знак), вправе приостановить выпуск такого товара на 10 рабочих дней для проверки соблюдения прав правообладателя. Таможенные органы сумели установить эффективный механизм по защите объектов интеллектуальной собственности, но правообладатели не всегда идут на сотрудничество с таможенными органами. Для совершенствования развития взаимодействия таможенных органов и правообладателей при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, разработан ряд предложений и рекомендаций, который позволит таможенным органам в дальнейшем более эффективно бороться с нарушениями в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Рассмотрим их более подробно.

1. Проблему нежелания правообладателей защищать свои права и привлекать нарушителей к административной ответственности можно решить более активным сотрудничеством таможенных органов с правообладателями, федеральными органами исполнительной власти, общественными и международными организациями на основе проводимых семинаров.

На постоянной основе проводятся заседания совместной рабочей группы Федеральной таможенной службы России и Роспатента по защите прав интеллектуальной собственности. Федеральная таможенная служба России находится в тесной связи с общественными объединениями по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности. Для решения задачи по защите общества от контрафактной продукции сформирована совместная рабочая группа Федеральной таможенной службы России и Некоммерческого партнерства «Содружества производителей фирменных торговых марок» (НП «РусБренд»), которая объединяет представителей Федеральной таможенной службы Российской Федерации и крупнейших производителей потребительских товаров на российском рынке, являющихся правообладателями. Заседания рабочей группы проводятся регулярно, на них обсуждают актуальные вопросы защиты прав интеллектуальной собственности. В 2015 году при активном участии правообладателей было проведено 3 межрегиональных семинара по защите прав интеллектуальной собственности в Екатеринбурге, Ярославле и Краснодаре.

2. Чтобы правообладатели помогали таможенным органам отличать оригинальную продукцию по конкретным признакам, важно наиболее тесно взаимодействовать с правообладателями и вовлекать их в защиту собственных прав на ОИС. При таком взаимодействии таможенные органы запрашивают у правообладателя всю необходимую информацию, которая позволит в дальнейшем защитить их права на объекты интеллектуальной собственности, например, запросить отличительные признаки оригинальной продукции. А также следует проводить качественную идентификацию товаров. Вовлеченность правообладателя в защиту собственных прав на объекты интеллектуальной собственности позволит таможенным органам вызвать заинтересованность даже при задержании незначительного количества товара, обладающего явными признаками контрафактной продукции, и готовность к оперативному обмену информацией.

3. Проблема отсутствия прямого контакта правообладателей и таможенных органов (правообладатели долго отвечают на запрос, либо не отвечают, а также подают заявление, а затем его забирают). Разрешение процедуры «параллельного импорта» позволит прекратить какое-либо взаимодействие правообладателей и таможенных органов. Неуполномоченные импортеры смогут ввозить на территорию РФ оригинальные товары без разрешения правообладателя. Параллельный импорт – это ввоз оригинальных товаров, маркированных товарным знаком, не дистрибьюторами, а иными лицами без согласия правообладателя. В мировой практике существуют два основных принципа исчерпания (ограничения) исключительных прав правообладателей: национальный и международный. Согласно национальному (территориальному) принципу исчерпания прав, который действует в РФ, исключительные права правообладателя на товарный знак признаются исчерпанными только при введении соответствующего товара в оборот внутри данного государства. Даже если товар неоднократно перепродавался за рубежом, его ввоз в страну, в которой действует подход исчерпания права по национальному принципу, возможен только с разрешения владельца товарного знака. В соответствии с международным принципом исчерпания прав правообладатель, продав товар в любой стране, теряет право указывать новым собственникам, как распоряжаться в дальнейшем этим товаром. Новый собственник вправе по своему усмотрению перемещать товар через границы, вводить его в гражданский оборот на территории других стран.

Таким образом, сегодня в борьбе с контрафактной продукцией не выработано универсального способа. Для совершенствования взаимодействия правообладателей и таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы должны провести плановую работу по устранению основных проблем, связанных с нежеланием правообладателей идти на сотрудничество. Результатом такой деятельности должно стать наиболее эффективное вовлечение правообладателей в защиту собственных интересов, а также введение процедуры параллельного импорта, что позволит таможенным органам увеличить показатели по борьбе с контрафактной продукцией и освободить себя от ненужных временных простоев.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основываясь на проведенном исследовании и получив необходимые данные анализируемых объектов курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

 

1.Международный рынок интеллектуальной собственности развивается высокими темпами, и, по некоторым оценкам, около 80% мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность. Рост интеллектуальной составляющей в потоке товаров через таможенную границу обуславливает необходимость совершенствования таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности, в том числе по линии информационно-технического взаимодействия таможенных органов в области защиты объектов интеллектуальной собственности.

2.Основными принципами, на которых строится модель, являются законность, уважение прав и интересов лиц, участвующих в реализации административного механизма защиты прав интеллектуальной собственности, обеспечение качества таможенного администрирования, соблюдение международных стандартов в области правовой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

3. На сегодняшний день, остро стоит проблема взаимодействия таможенной службы и правообладателей (их представителей). В 90% случаев приостановлений выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, представители правообладателей на территории Российской Федерации после уведомления таможенными органами о возможном нарушении их прав на объекты интеллектуальной собственности, присылают в таможенные органы письмо об отсутствии необходимости применения административных мер в отношении декларантов и разрешают ввоз таких товаров, либо вследствие малозначительности нарушения не привлекают к ответственности нарушителя, или вообще игнорируют уведомления таможни.

4. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, прежде всего, связаны с приостановлением срока выпуска таких товаров. Реализуются эти полномочия на основании сведений из ТРОИС, кроме того, таможенные органы вправе приостанавливать срок выпуска и без заявления правообладателя на основании принципа «ex officio», ключевым моментом применения которого является тот факт, что приостановление срока выпуска товара возможно только единожды.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: