Тема №4 Инклюзивная образовательная среда. Модификация образовательной среды образовательного учреждения
Цель: рассмотретьсущность и характерные особенности инклюзивной образовательной среды ОУ; выявить условия создания психологически безопасной образовательной среды.
Вопросы для обсуждения
1. Психолого-педагогическая сущность образовательной среды
образовательной организации: предназначение, виды, функции, структура
2. Особенности инклюзивной образовательной среды, её структурные
компоненты и ресурсное обеспечение
3. Логика и этапы построение инклюзивной образовательной среды
4. Безбарьерная среда в системе инклюзивного образования. Условия
создания психологически безопасной образовательной среды
5. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях
инклюзии
6. Пути модификации образовательной среды образовательной организации
Литература
1.Абкович А. Я. Изучение уровня готовности образовательных учреждений разного типа к обучению детей с церебральным параличом// коррекционная педагогика – 2014-N4. С.65-85
|
|
2.Зубарева Т.Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды - Курск, 2009 - 23с
3.Зубарева Т.Г. Проектирование инклюзивной образовательной среды: проблемы и решения - Курск,2010 – 92с
4.КозыреваО.АСоздание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема// Вестник томского государственного педагогического университета- 2014,N1. с.112-115
5.Малофеев Н.Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71–78.
6.Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный Федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. № 1. С. 5–19.
7.Мёдова Н. А. Особенности развития сельской муниципальной образовательной системы в рамках формирования инклюзивного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 13 (115). С. 75–78.
8.Остапенко А. Уклад школы: педагогический анализ. Из чего складывается школьная воспитательная среда.- М., 2010
Психолого-педагогическая сущность образовательной среды
Образовательной организации: предназначение, виды, функции, структура
Среда - совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.(Современный словарь по педагогике / Рапацевич Е. С. – Минск, 2001)
Среда (среда жизнедеятельности)- окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с человеком общностью этих условий. (Словарь по соц. педагогике/ Л.В. Мардахаев – М.2002г)
|
|
Различают внутреннюю и внешнюю среду
Среда внутренняя – вид среды, определяемый состоянием организма; проявляется во взаимодействии различных систем организма и их взаимодействий с личностью при психосоматическом взаимодействии.
Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, состоящая из физической (естественной и социальной)
ü Естественная (физическая) – окружающие человека природные условия (природа, климат)
ü Социальная – конкретные материальные и духовные условия, общественные отношения, в которых развивается конкретная личность, социальная общность
Классификация проявлений социальной среды (Л.В. Мардахаев)
· по виду общности – общественная формация, класс, группа;
· по виду группы – семейная, учебная, трудовая, общественная, спортивная сфера;
· по формирующему воздействию – детерминирующая, тренирующая, упражняющая, обучающая, воспитывающая, перевоспитывающая;
· по способу воздействия на форму сознания – правовая, нравственная, эстетическая, научная;
· по возрасту – сверстники, старшие, младшие, смешанная;
· по отношению к среде – позитивная (вызывающая подражание), безразличная, негативная (вызывающая протест);
· по социальной направленности – социальная, асоциальная;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды:
• организация архитектурного и информационного пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
• организация временного режима обучения;
• организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
• технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ.
Среда - совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.(Современный словарь по педагогике / Рапацевич Е. С. – Минск, 2001)
Среда (среда жизнедеятельности)- окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с человеком общностью этих условий. (Словарь по соц. педагогике/ Л.В. Мардахаев – М.2002г)
Различают внутреннюю и внешнюю среду
Среда внутренняя – вид среды, определяемый состоянием организма; проявляется во взаимодействии различных систем организма и их взаимодействий с личностью при психосоматическом взаимодействии.
Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, состоящая из физической (естественной и социальной)
ü Естественная (физическая) – окружающие человека природные условия (природа, климат)
ü Социальная – конкретные материальные и духовные условия, общественные отношения, в которых развивается конкретная личность, социальная общность
Классификация проявлений социальной среды (Л.В. Мардахаев)
· по виду общности – общественная формация, класс, группа;
· по виду группы – семейная, учебная, трудовая, общественная, спортивная сфера;
· по формирующему воздействию – детерминирующая, тренирующая, упражняющая, обучающая, воспитывающая, перевоспитывающая;
· по способу воздействия на форму сознания – правовая, нравственная, эстетическая, научная;
· по возрасту – сверстники, старшие, младшие, смешанная;
· по отношению к среде – позитивная (вызывающая подражание), безразличная, негативная (вызывающая протест);
· по социальной направленности – социальная, асоциальная;
В зависимости от проявлений, некоторые определения.
Среда педагогическая – специально, сообразно с педагогическими целями организованная система межличностных отношений и отношений к миру (Г.М. Коджаспирова)
Среда социально – педагогическая – специально, сообразно с социально – педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности человека, направленная на формирование его отношений к миру, людям вообще и к другим людям (Л.В. Мардахаев)
|
|
Среда воспитания – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность человека и становление его как личности. Включает в себя среду семьи, улицы, образовательного учреждения и др. класса, группы. (Л.В. Мардахаев)
Педагогика среды – педагогическая организация социальной среды, окружающей воспитанника, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов; проявление среды как субъекта воспитания, располагающего существенным воспитательными потенциалами и каналами, способами, методами их практической реализации
Образовательная среда – система взаимодействия объектов, субъектов, информации и информационных источников и их носителей с целью обеспечения полноценного достижения результатов обучения (т.е. освоение образовательных программ)
Образовательное пространство – внешнее окружение, внешние условия, которые в той или иной степени оказывают влияние на субъекта образовательного процесса. Включает множество образовательных и иных сред, кроме самого человека (Педагогика: словарь – справочник коррекционного педагога (А.В. Виневская – 2013г)
В мае 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Ратификация Конвенции обозначила новый этап в развитии отношений к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, закрепленный в настоящее время во многих правовых документах, регулирующих образование, оказания социальной поддержки и медицинской помощи.
Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью, отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
Закон впервые закрепил право на получение обучающимися с ОВЗ инклюзивного образования, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
|
|
В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций начался процесс активного включения детей с инвалидностью и ОВЗ в общеобразовательные школы.
Перед образовательными учреждениями ставятся такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, доступность образования для всех категорий детского населения.
Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях.
Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития в условиях отдельной организации. Инклюзивная образовательная среда предполагает включение учеников с инвалидностью и ОВЗ в образовательный процесс, а именно решение проблемы образования детей с ОВЗ и инвалидностью за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и, по возможности, обеспечивали полное участие детей в образовательном процессе.