Предмет, структура и основные функции философии

Лекция 1. Философия как мировоззренческая концепция.

План занятия

1. Предмет, структура и основные функции философии

2. Исторические типы мировоззрения:

2.1 мифологическое мировоззрение

2.2 религиозное мировоззрение

2.3 философское мировоззрение

3. Происхождение философии

 

Базовые понятия: мировоззрение, философия, мифология, религия, онтология, идеализм и материализм, гносеология, аксиология.

Задание:
1. Что такое мировоззрение? Какие уровни и типы мировоззрения вы знаете?
2. Почему возникновение философии можно считать признаком совершившийся в истории человечества духовной революции?
3. Когда и где возникла философия?
4. "Философия - мать наук. Первые естествоиспытатели, как древнего, так и нового времени, были философами" (Л. Фейербах). Согласны ли вы с таким суждением? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Какие проблемы ставит перед собой философия?

 






Вместо введения

Курс «Основы философии» – это путь, который вы должны пройти самостоятельно. Преподаватели и учебники могут вам помочь, но не смогут сделать за вас вашу работу. Конкретно вашей работой станет размышление над самыми главными проблемами человеческого существования. В том числе перед вами возникнут вопросы касательно и вашей же собственной жизни: вопросы о добре и зле, морали, свободе, выбора и многие другие.

Главным результатом работы, которую мы сейчас начинаем, должны стать не отметки, не зачеты и даже не эрудиция. Главным результатом должны стать вы сами: новые возможности вашего мышления, новое понимание проблем, новое отношение к людям. Поэтому старайтесь обдумывать каждую тему, которая будет проведена в данном курсе, честно и до конца, не бойтесь сомневаться и критически относиться к готовым решениям.

 

Предмет, структура и основные функции философии

Что касательно философии? Наверное, первый вопрос, который ставит любой студент при изучение этой дисциплины и звучит следующим образом: Ну а зачем она мне нужна?».

Во-первых, эта наука помогает осмыслить всё, что совершается человеком, потому что тем или иным образом мы задумываемся и пытаемся прийти к определенному пониманию происходящего.

Во-вторых, философия дает нам направления в определении нашего места в жизни, для становлении личности, как части социума. Поскольку знания, которые черпаются из этой науки, выгодно отличают индивида от всех остальных.

В-третьих, философия способна сделать этот мир гораздо лучше, чем он есть; главное – мыслить шире и не зацикливаться на обыденности. Она позволяет не стать невежественным человеком, мракобесом. И если говорить кратко, то адвокату, например, эта наука помогает найти выход из ситуации и оправдать своего подзащитного, экономисту отыскать точки соприкосновения с людьми по работе, инженеру – предположить новое открытие, учителю и воспитателю – найти контакт с детьми и учениками, а студенту – привыкнуть к взрослой жизни и, наконец-то, отбросить вредный юношеский максимализм.

Философия так или иначе нужна всем мыслящим существам. Философия нужна всем, кто философствует, а философствовали люди во все времена, как в индивидуальным, так и в коллективном, социально-групповом порядке.

Советский философ Мераб Мамардашвили подчеркивал, что философом является каждый человек – в каком-то потаенном уголке своей сущности. Хотя с другой стороны, есть мнение, от авторитетного автора – Александра Дугина, который считает, что философия – это наука для избранных: “Обычному человеку философию изучать не надо, он в ней ничего не поймет… Начинать нужно с изучением языков, чтобы разбираться в терминах.” – такая позиция тоже имеет право на существование. Собственно, кто из них прав – выбирать вам, студенты.

Что такое философия? Согласно распространенному определению, философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания. Однако это определение не всегда подходит для философии. Во-первых, не всякое философское учение является научным. Во-вторых, в философии существует не только чисто познавательный аспект, но и множество других — мировоззренческий, этический, ценностный и т.д.

Если не углубляться в сам вопрос, то все зависит от определения философии. Философией можно назвать академическую дисциплину, которая занимается изучением базовых положений. Всё потому что мы не можем изучать базовые положения в самой науке. Например, чтобы у нас была биология, нам необходима система классификаций, система категорий (категории - предельно общее понятие. Например, категория групп, в которые объединяют организмы по сходству строения и степени родства. Например: вид, род, семейство, отряд, класс, царство), что они в себя включают, чем они отличаются от других понятий, если нам необходима математика, то нам нужна какая-либо логика.

И вы, в принципе, можно дать любое понравившееся определение философии, которое будет названо в лекции или же которое вы сами можете найти в философских словарях. 

В нашем курсе мы будем придерживаться следующего определения философии: философия – форма мировоззрения, способ познания мира, деятельности человека, опоры убеждений. С помощью философии можно выработать систему знаний о наиболее общих характеристиках и принципах реальности, об отношении человека и мира, к самому себе. Можно также сказать, что философия – форма общественного сознания, что она изучает глобальные законы мироздания и самого общества. В ее сферу входит познание как процесс получения знаний о мире и человеке.

Философия – это потребность в разъяснении того, что человек видит, что ему было предъявлено природой или другими людьми. Философия старается прояснить реальность. Философия происходит из самой жизни человека и вызовов, которые испытывает общество. (Философия Канта – это философия юриста, Аристотеля – это философия аристократа).

Если давать определение философии, подчеркивая её социальное, историческое содержание, то можно воспользоваться словами немецкого философа Гегеля, который говорил, что философия – это эпоха, схваченная в мысли. При изучении философии человек старается понять кто он, в какое время он живет и это важно тогда, когда в окружающей его действительности начинают возникать перемены. Будь то осмысление места в историческом, политическом или социальном контексте. Здесь Гегель не случайно добавлял, что «сова Минервы (римское имя богини мудрости – Афины) вылетает в сумраках», то есть на закате исторической эпохи.

Что стоит сказать о цели и предмете философии? Философию интересует больше не мир сам по себе, а место человека в мире, соотношение мира и человека, смысл краткого пребывания человека в бесконечном мире. По этой причине, основные усилия любой философской мысли направляют нас к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Основные три вопроса, которые аккумулируют ядро философии были выявлены немецким философом Иммануилом Кантом:

Что я могу знать? — Или каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).

Что я должен делать? — Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).

На что я смею надеяться? Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру).

Ответив на эти вопросы, мы получаем ответ на интегральный вопрос: «Что есть человек»?

Эти вопросы отражают предметное содержание нашей дисциплины. Соответственно, предмет философии – это всё сущее во всей своей полноте своего смысла и содержания. Другими словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов. Философия рассматривает всё, что может быть проблематизировано, в том числе и саму методологию познания. В рамках учений разных философских школ, образовавшихся за время существования философии, можно дать разные определения того, что есть философия. Поэтому в определенном смысле определение философии зависит от эпохи.

Например, философия для Пифагора, мыслителя (VI-V вв. до н.э.) философия означала «любовь к мудрости», для Платона (427 – 347 до н.э) – «стремление к совершенству», для Иммануила Канта философия понималась как «наука об отношении всякого знания к последним целям человеческого разума», можно вспомнить такого деятеля как Жиль Делёз (1925-1995), который под философией понимал «дисциплину, состоящую в творении концептов».

Соответственно, вам должна быть понятна мысль Фридриха Энгельса, который утверждал, что философия есть наука о наиболее общих законах. Это значит, что она не интересуется ничем сиюминутным и преходящим и не разменивается на частности и случайности, ее предмет - фундаментальные основы знаний, действий и ценностей, их закономерные, повторяющиеся и устойчивые связи. Поэтому можно сказать, что философия лежит в основании всех других наук, рассматривая мир обобщенно, как единое целое, в то время как любая другая наука имеет дело лишь с тем или иным фрагментом окружающего мира.

Хорошо, с предметом философии мы определились. Что касательно её цели?

Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность. Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, с одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности.

Отталкиваясь от ранее сложившихся дофилософских форм миропонимания, подвергая их критическому переосмыслению, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтезирования сведений о нем формирует обобщенный его образ применительно к потребностям обеспечения жизни людей. Для этого философии необходимо разрабатывать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, помогающего выразить философское отношение человека к миру.. Однако формирование философского языка, приемов и методов философского познания выступает лишь компонентом цели философии.

Сущность же цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.

Такое понимание цели философии и ее назначения сложилось не сразу.

С развитием философии оно изменялось в зависимости от представлений о том, что она собой представляет. Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов. Стоики рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Цель философии отсюда заключается в обеспечении следования долгу. Эпикурейцы видели в философии руководство к достижению счастья. Соответственно целью философии для них было обеспечение достижения счастья. Для Ф омы Аквинского философия — это знание истины, относящейся к первому началу бытия. И, следовательно, цель ее — в раскрытии таких истин. В понимании Р. Декарта философия — не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек. Согласно Т. Гоббсу, философия есть познание, объясняющее действия из известных нам причин или производящих оснований. По мнению М. Хайдеггера, философия — это размышление, направленное на целое и предельнейшее. Следовательно, целью философии выступает прояснение сути целого и предельнейшего.

В отечественной философии наших дней отражены разные представления о ее целях, что находит выражение в разнообразии определений понятия «философия».

Одни представители этой науки определяют ее как высший вид миросозерцания. Другими она отождествляется с мировоззренческой рефлексией или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях жизни. Для третьих данная дисциплина обозначает науку о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Четвертые определяют ее как учение, особую систему взглядов, знаний о мире в целом и принципах отношения к нему человека.

В имеющихся в учебной литературе определениях философии обращается внимание на такие существенные возможности философии, как возможность быть основой миропонимания, мировоззрения, выступать средством выявления наиболее общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении, с одной стороны, и быть основанием выработки и воплощения принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей, с другой стороны. Множественность представленных в трудах философов смыслов понятия философии свидетельствует о многогранности ее содержания и сложности цели ее предназначения. Концентрированное содержание этой цели заключается в выработке основополагающих принципов практики жизнеобеспечения социальной общности.

Философия сегодня – это не только фундаментальная, но и чрезвычайно сложная, имеющая огромное количество разделов дисциплина. Какова же ее структура? Исторически ядро первых философских учений составляли онтологические вопросы.

Что такое онтология? Сам термин сложился из двух греческих слов: «он, онтос» - сущее и «логос» - слово, понятие, учение и стал обозначать учение о бытии.

Понятно, почему онтологические вопросы являются центральными для любой философской системы: прежде чем рассуждать о свойствах чего бы то ни было, надо понять, существует ли оно на самом деле, что значит «существовать», можно ли найти общую основу существования самых разнородных, разнокачественных предметов? Кстати, философия появилась как самостоятельная дисциплина именно тогда, когда человек попытался увидеть за бесконечным разнообразием вещей общую основу, принцип их единства.

Но как можно увидеть общее там, где наши глаза, уши, вкусовые рецепторы свидетельствуют о непохожести предметов и их постоянной изменчивости? Увидеть можно и умозрением или, иначе, силой мысли. Мышление вырабатывает предельно общие, абстрактные понятия те свойства, которые роднят все сущее, которые постоянны, которые обеспечивают бытие как таковое. На вопрос, что такое бытие, давайте ответим следующим образом – запишите – Бытие - это реально существующая действительность. Философский смысл понятия бытия заключается в предельно широком охвате действительности, осмыслении ее разнообразия, первооснов, способов существования.

Исторически первой формой онтологического учения было учение о природе, или натурфилософия (от латинского слова «natura» -природа). Поиск бытия привел на первых порах к идеализированным природным стихиям, которые все объемлют, чьи превращения определяют свойства отдельных вещей. Вода, огонь, воздух, земля -эти стихии в их различных сочетаниях рассматривались древними мыслителями как лежащие в основа­нии мира. Платон предложил свой вариант онтологии, в котором подлинно и истинно существующими оказывались не изменчивые вещи, а их нематериальные прообразы -«идеи». Ведь чтобы сделать стол, надо сначала иметь «идею» стола. В европейском Средневековье онтологическая проблематика была вся тесно связана с Богом, так как именно Он и был бытием, его источником и подателем. Философия ХХ в. занимается преимущественно загадками онтологии субъекта, онтологии сознания, виртуальной реальности. Все это свидетельствует о том, что онтологическая проблематика не стоит на месте.

Как только началось обсуждение онтологических проблем, к ним присоединился большой блок вопросов, связанных с познанием мира. Если бытие есть, можно ли его познать? Как отличить истину от заблуждения? В силу каких причин возникают ошибки, как должно строиться знание, чтобы быть истинным? Чем чувственное познание отличается от рационального? И так далее, и так далее. Таким образом, второй большой раздел философско­го знания составляет гносеология (от греческих слов «gnosis» - познание и «logos» -слово, учение) - теория познания. Чем дальше вперед шла история человечества, чем больший объем знаний накапливался, чем авторитетнее становилась наука, тем больше философы уделяли времени и сил гносеологической проблематике. Гносеология начала бурно развиваться в XVII в. - именно тогда, когда наука заявила о себе в полный голос. Тональность философских рассуждений ощутимо изменилась, философы стали часто формулировать в повелительном наклонении требования и критерии истинного знания.

 Проблематика теории познания чрезвычайно разнообразна. Здесь исследуется и обыденное, и теоретическое знание, структура и функции научных теорий, специфика мифологического или художественного мышления. Как сознание человека отражает реальность и возможно ли полностью объективное, то есть независимое от самого человека знание? Знание - это пассивное отражение или активное конструирование картины мира? И прочие вопросы.

Осознание активной роли людей в познавательном процессе и в социальной жизни сформировало еще один блок проблем - праксеолоrию, то есть учение о практической деятельности человека. В Советском Союзе долгое время существовал марксистский вариант теории деятельности, где центральным был вопрос о ре­волюционном преобразовании общества. В этом смысле для марксистской философии праксеология была центральным разделом философской системы.

С теорией практической деятельности тесно связано становление и развитие еще одной философской дисциплины -аксиологии или теории ценностей (от гр. axia- ценность и logos - учение). Всякая деятельность человека преследует какие-то цели. Но даже если ваша цель и цель другого индивида совпадают (например, вы хотите заработать много денег), поступки для достижения цели могут быть различными. Стремление достичь цели регулируется представлениями о ценностях, образующих в человеческом сознании своеобразную «пирамиду», вершину которой занимает понятие блага. Что есть благо? - это основной вопрос аксиологии. В понятие «благо» могут входить свобода, добро, истина, красота. Нетрудно догадаться, что в разные исторические эпохи, у разных народов на этот вопрос отвечали по-разно­му. Это порождало и другие сложные вопросы: существуют ли ценности, общие для всего человечества? Как связаны системы ценностей и типы личностей?

От того, какой системы ценностей придерживается человек, зависит и сама постановка целей его деятельности. Для многих людей ценность свободы, например, гораздо выше ценности богатства и преуспеяния. Разумеется, система ценностей, принятых человеком, меняется в процессе его жизни. Более того, одни и те же ценности могут воплощаться в различных предметах, поступках, явлениях. Даже человек с четкой и сформировавшейся системой ценностей не всегда уверен, какой поступок в той или иной ситуации точнее соответствует его взглядам на мир. Мало того, ценности могут еще и конфликтовать друг с другом.

На ранних этапах развития философии аксиологические во­просы входили в состав учения о бытии. Чтобы объяснить связь ценности и бытия, мы зададим вам гамлетовский вопрос: что лучше-быть или не быть? Своими ответами, что лучше быть, чем не быть, что лучше жить, чем умереть, вы подтверждаете фунда­ментальную связь блага и бытия. Но на рубеже XIX-XX вв. исследование мира ценностей оформилось в отдельную философскую дисциплину. Однако до сих пор нет четкого разделения проблемного поля между аксиологией и этикой - учением о нравственном поведении человека, между аксиологией и эстетикой - учением о прекрасном. Обобщает размышления всех упомянутых философских дисциплин учение о человеке, или философская антропология. Оно и понятно: все рассуждения о том, что есть благо, бытие, истина, добро, красота или справедливость представляют интерес именно потому, что имеют отношение к нам, людям, к нашей жизни, нашим целям и ценностям, к нашей судьбе. Философская антропология тесно взаимодействует с психологией, историей культуры, медициной и другими дисциплинами, которые когда-то входили в состав философского знания.

И так, с процессом дифференциации шел процесс развития и усложнения внутреннего строения философского знания: вокруг онтологического ядра формировались новые гносеологические, антропологические, культурологические области. На сегодняшний день в состав философии входят:

• онтология, или учение о бытии;

• гносеология, или учение о познании;

• философская антропология, или учение о человеке;

• праксеология, или учение о практической деятельности человека;

• аксиология, или теория ценностей;

• этика, или учение о морали и нравственности;

• эстетика, или учение о прекрасном и теория художественной деятельности;

• философия истории, или теория исторического процесса;

• философия языка, или лингвистическая философия;

• социальная философия, или учение об обществе;

• история философии, или исследование жизни и творчества самих философов;

• философия и методология науки, или исследование особенностей и закономерностей научного познания;

• философия техники, философия образования, философия религии, управления, права, глобальных проблем и т. д.

В принципе, каждая форма социальной деятельности может претендовать на внимание со стороны философии. Причем частные виды деятельности не случайно нуждаются в философском осмыслении и обосновании. Дело в том, что ни одна научная теория не может быть обоснована средствами самой этой теории, для обоснования нужно выйти в более широкий контекст; Структура философского знания и функции философии точно так же ни один вид человеческой деятельности не является законченным и самодостаточным, они все – те самые кусочки огромного бесконечного пазла, которые обессмысливаются, если потеряна связь с целым. Эту связь как раз пытается установить философия.

Итак, проблемное поле, в котором работает философия, чрезвычайно обширно, а ее функции - многообразны. Перечислим главные из них.

Во-первых, мировоззренческая функция. Философия - это теоретическая основа мировоззрения. Она позволяет возвысить стихийно сложившуюся и фрагментарную картину мира до уровня серьезных обобщений, придать ей систематичность и целостность.

Во-вторых, познавательная функция. Опираясь на данные частных наук и используя собственные предельно общие категории, философия познает мир в соотношении с человеком, по­знает место человека в мире.

В-третьих, философия выполняет функцию социальной и культурной критики, развенчивает старые и формулирует новые общественные идеалы, способствует практическому изменению общества.

В-четвертых, философия выполняет методологическую функцию, осмысливая, анализируя и упорядочивая приемы и методы познания и практической деятельности. Результатом этих усилий становится логичное, строгое, «воспитанное», но при этом красивое и свободное мышление.

В-пятых, философия выполняет прогностическую и конструктивную функции. Она не только пытается понять, как устроен мир и человек, или какими они должны быть согласно общественным идеалам. Философия сама конструирует возможные миры, возможные пути развития, создает новые возможности мышления. Как написано в одной из современных философских энциклопедий, «философия постоянно вносит мутации в культуру, формируя новые варианты, новые потенциальные возможности». Здесь ее деятельность протекает в условном наклонении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: