Личность как объект социологического анализа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

1. Что такое личность…………………………………………………….4

2. Личность как объект социологического анализа……………………6

3. Понятие социализации, ее виды и механизмы………………………8

4. Процесс социализации личности……………………………………..9

5. Социализация на различных этапах жизни человека………………11

 

6. Агенты и институты социализации………………………………….15

 

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………….17

 

Введение

 

Человек, как известно, по своей природе амбивалентен: он - биологическое существо с природными инстинктами, однако подчиняется законам общества и обладает социальным сознанием.

Процесс усвоения правил жизни в обществе называется социализацией. Она начинается с момента появления на свет и продолжается всю жизнь. Человек, не прошедший этот процесс, становится изолированным от общества и не может в полной мере реализовать свою природу.

Процесс социализации дает возможность более полно усвоить само понятие личности и увидеть ее составляющие. Социализация объясняет истоки человеческих обычаев, норм и ценностей, отражает исторический контекст и социальное положение людей на нее повлиявших. Сама же по себе она является одним из главнейших отличий человека от животного: она формирует из биологического существа, существо социальное, путем привития человеку социальных навыков и умений, формируя у него человеческий интеллект.

Социализация протекает по-разному у разных народов мира и в разные исторические эпохи. Задаваясь одной и той же целью, например, сохранить здоровье ребенка, родители разных стран могут делать абсолютно противоположные вещи. Однако с точки зрения самого человека социализация всегда имеет одни и те же черты, т.к. независимо от условий среды ему приходится усваивать что-то новое для себя, преодолевать кризисы, применять новое знание на практике.

Целью этой работы является изучение процесса социализации личности.

 

Что такое личность

 

Перед тем как говорить о социологии личности, необходимо, прежде всего, определиться с самим понятием личности. Общественное сознание часто объединяет такие понятия как «человек», «индивид», «личность», что не совсем верно. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

 

Личность как объект социологического анализа

 

В структуре личности можно выделить 3 уровня:

1. Биологический

2. Психологический

3. Социальный

Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность. Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «я».

С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида. Личность – это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений. В структуре личности различаются 2 подсистемы: отношения с внешней средой представляет собой базис личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира.

Совокупность социальных связей непосредственно отражается в мировоззрении личности, в нём же содержится их оценка и установка на изменение или сохранение существующего положения вещей. Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения – её чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется.

Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определённых потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, - ценностные ориентации. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности.

Решающая роль при выборе личностью модели своего поведения принадлежит также диспозиционной установке личности. Диспозиция означает предрасположенность личности к определённому восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях. Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Понятие установки связывается с предрасположенностью к действию, которое характеризуется как некое состояние психики индивида.

В отечественной социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. В соответствии с предложенной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существует иерархия диспозиций. К низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях.

Второй уровень диспозиционной структуры личности – социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из 3 основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого. Речь идёт о взаимодействии индивида с отдельными объектами в разных конкретных ситуациях. Это и является социальной установкой. Третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности. Высший диспозиционный уровень образуют ценностные ориентации.

Если рассматривать личность в качестве социального субъекта, то общие и специфические социальные условия будут сказываться на интересах личности. Через социальный интерес осуществляется обратная связь от субъекта к его общественному деянию: люди действуют, преследуя определённые социально обусловленные интересы. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое нестереотипное поведение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: