Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя и более лицами, цель которого обнаружить различия в понимании вопроса и прийти к единой точке зрения.
Методические рекомендации по организации и проведению дискуссии на уроке иностранного языка:
1. Первый шаг в каждой дискуссии – определить желаемый результат и понять точку зрения другой стороны.
Для того, чтобы управляемая дискуссия прошла успешно, к ней надо тщательно готовиться, учитывая при этом её особенности и интересы участников. К технологии проведения дискуссии относятся:
• Чёткое определение цели;
• Прогнозирование позиций и реакций оппонентов;
• Планирование своего поведения и выбор вопросов;
• Слушание и понимание иных позиций;
• Обобщение, заключение;
2. Основные задачи учителя, ведущего дискуссию:
• Создать атмосферу, в которой может развиваться свободная дискуссия;
• Стимулировать высказывание идей, мнений;
• Убедиться, что все имеют возможность высказываться;
• Поддерживать дискуссию в нужном направлении;
• Разъяснять запутанные вопросы;
• Обеспечить участников дискуссии нужной информацией;
• Сделать заключение;
Мозговая атака – приём стимулирования творческой активности учащихся для продуктивного решения проблемы, который предусматривает создание условий, способствующих возникновению новых оригинальных идей в противовес привычным стереотипным формам принятия решения.
Методические рекомендации по проведению мозговой атаки на уроке иностранного языка:
Суть приёма мозговой атаки заключается в том, что учащимся необходимо найти оптимально решение конкретной проблемы в течение определённого периода времени. С этой целью группа делится на 3 подгруппы: генераторы идей, критики и эксперты.
Основные условия организации и проведения мозговой атаки:
1) Генераторы идей могут высказывать любую мысль без опасения, что она будет признана неудачной или нерациональной;
2) Любая инициатива поощряется, принимается любая идея, даже нелепая, на первый взгляд;
3) Важно стремиться к наибольшему количеству идей;
4) Важно изменять, комбинировать, улучшать предложенные идеи (как свои, так и чужие);
5) В случае, если творческая активность генераторов идей снижается, учитель может стимулировать работу подгруппы путём постановки вопросов, предложения собственных идей, новых подходов и др.;
6) По истечении времени, заданного учителем для выдвижения идей, приступает к работе подгруппа критиков;
7) Критики анализируют, оценивают, синтезируют предложенные идеи и включают в список те, которые на их взгляд, обеспечивают решение проблемы;
8) Эксперты изучают предложенные в списке идеи, классифицируют их, дают качественную оценку каждой и выбирают 3 наиболее оптимальные, на их взгляд. Они также аргументируют свой выбор для всей группы, защищая идеи от привычных аргументов (так мы еще не делали);
В заключение группа может выбрать наиболее удачное решение проблемы из предложенных вариантов;
Описать особенности общения на уроке ИЯ
Создание позитивной атмосферы в классе. Педагогическое общение.
Педагогическое общение на уроке реализуется посредством речевого и неречевого поведения учителя. Речь учителя выполняет ответственную функцию в образовательном процессе и к ней предъявляются высокие требования, поскольку она является средством обучения. Речь учителя должна быть нормативной и свободной от сленга и диалекта. Речь должна быть выразительной, понятной, с умеренным использованием жестов, мимики, адаптивной. Речь должна быть содержательной и лаконичной.
Для создания доброжелательной атмосферы, нужно:
1. Нужно помнить значимость имени;
2. Соглашения, правила, договорённости;
3. Анкетирование.
Виды общения
Виды общения соответствуют двум основным компонентам общения: устно-слуховому, письменно-зрительному и аналогическим формам речи: устная и письменная.
Устная речь в силу своей однократности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определённого смысла, тогда как письменная речь обычно предполагает полное и законченное выражение замысла.
Устная речь произносится однократно, а письменный текст часто ориентируется на многократное перечитывание.
Устная речь говорится конкретному слушателю и в конкретной ситуации общения. Письменная может быть адресована как конкретному лицу, так и любому читателю.
Устная создаётся в момент говорения и нефиксированный текст оставляет простор для дополнений и изменений вплоть до «я совсем не это хотел(а) сказать», в то время как письменная речь требует отшлифованной точной фиксации текста. Устная речь содержит больше повторений и обобщений, а в письменной речи их меньше или нет совсем.
Средства общения – те операции, с помощью которых осуществляется действие общения.
Все средства общения подразделяются на:
1) Вербальные: интонация, тональность, темп, дикция.
2) Невербальные: мимика, взгляд, поза, жесты, походка, скорость речи.
Невербальные средства общения – это кинесические средства (выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке)
Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию.