Раскрыть сущность прямого метода (основные представители, цели, содержание, принципы, приемы)

 

Прямой метод по Суиту:

· Важнейшей аксиомой филологии, изучающей живой язык является то, что всякое изучение языка должно основываться на фонетике

· Всякое изучение языка, теоретическое/практическое, должно основываться на литературном, разговорном языке

· И с практической, и с научной точки зрения единицей языка является предложение, а не слово

· Предложение соотносится с текстом так же, как слово с предложением – оба соотношения имеют в своей основе контекстуальность. Их грамматические формы и значения могут быть неоднозначными

· Изучение языка должно строится на связных текстах и сопровождается грамматическим анализом

· Поскольку грамматические правила подтверждаются и иллюстрируются отдельными предложениями, при подборе последних следует обращать внимание на контекст: он не должен допускать разных требований

· Психологический фундамент изучения языка – закон ассоциации

Ступени обучения:

1. Механическая – главное – овладение произношением

2. Грамматическая – чтение связных текстов в транскрипции, элементарный курс грамматики разговорного языка (3-5 лет)

3. Идиоматическая (лексическая) – изучение лексики и идиоматики (3000 слов)

4. Литературная – усвоение современного литературного языка, овладение традиционной орфографией

5. Архаическая – изучение истории языка

 

(38) Прямой метод по Пальмеру:

Основной принцип обучения – подражание, заучивание наизусть. Не отрицая родной язык на сознательном уровне, подход базируется на грамматическом анализе. Пальмер сводит процесс обучения к длительной цепи стимулов, применяемых учителем и ответной цепи реакций учащихся.

Цель обучения: научить свободно владеть ИЯ (понимать, говорить, читать и писать)

Курс длится 2.5- 6.5 лет

Ступени обучения:

1 ступень – первоначальная – научить понимать, обучить артикуляции, минимум теории (грамматики), этимологии, семантики. По времени это занимает полгода.

2 ступень – промежуточная – понимать большую часть прочитанного/услышанного, овладеть безошибочным произношением в устной/письменной форме. Занимает 1-3 года.

3 степень – продвинутая – быть способным читать и писать небольшие сочинения, вести беседу. Занимает 1-3 года

Объект обучения – живой разговорный язык, основа развития устной речи и чтения

Требования к содержанию текстов:

· Интересные, соответствуют возрасту

· На начальном этапе состоят на 90% из знакомой лексики, незнакомые слова понятны из контекста

· Разная адаптация – для интенсивного чтения должен вводится новый материал, для экстенсивного вводятся более легкие тексты без нового материала

· Обучение чтению не самостоятельно, целиком подчинено устной речи

Методические принципы

1. Активность (говорение, письмо)/ пассивность (чтение, слушание). Сначала понимание на слух, затем говорение

2. Сознательное/подсознательное обучение языку (сначала понимание ИЯ интуитивно, без выстраивания мышления)

3. Градация трудностей


 

39. Назвать средства обучения иностранному языку и описать методику ее использования + учебник.

Средства обучения - это комплекс учебных пособий, способствующий управлению деятельностью учителя по обучению ИЯ и деятельностью учащихся по овладению ИЯ, а также достижению целей обучения ИЯ на каждой ступени обучения.

Классификация СО

· По адресату: организует деятельность учителя\уч-ся

Учителя: учебно-методическое пособие, образовательный стандарт,

уч. программы

Уч-ся: учебные пособия\учебники, рт, книга для чтения, словари, сборники упражнений, звук. пособия.

· По роли в образовательном процессе:

 Основные: учебник, уч. пособие, рт, звук. пособия, учебно-методические пособия для учителя 

Вспомогательные: книги для чтения, аудиовизуальные средства

Дополнительные: словари, комп. программы, видеоматериалы

· По каналам поступления информации: звуковые, зрительные, зрительно-слуховые

· По критерию «носитель информации»: печатные и компьютерные программы, электронные учебники, мультимедийные курсы

Учебно-методический комплекс по ИЯ - совокупность органично взаимосвязанных уч. пособий, в которых находят отражение основное метод категории: цели, содержание, подходы, методы, раскрыв. в совокупности упр, приемов, способов обучения.

 

Компоненты УМК (учебно-методического комплекса)

1. Основные: учебное пособие, рабочая тетрадь на печатной основе, звуковое пособие, учебно-методическое пособие для учителя

2. Вспомогательные: книга для чтения, аудиовизуальные средства: (слуховые - звукозапись, зрительно-слуховые – учебные видеофильмы, кинофильмы, телепередачи)

3. Дополнительные: компьютерные программы, лингвострановедческие и грамматические справочники, двуязычные и толковые словари, сборники упр, сборники тестов

(55.) Учебные пособия\учебники – разрабатываются на основе какого-либо подхода и принципов, определяющих концепцию автора\авторов. Реализуют концепцию личностно-ориентированной парадигмы образования, отличительными признаками которой является ориентация в отборе СО и организации процесса обучения на личность уч-ся как субъекта учебной деятельности, на его познание, развитие и воспитание. 

 

Принципы составлений учебных пособий

· Необходимость (достаточность содержания для достижения планируемых целей обучения)

· Доступность представленных в учебном пособии материалов для усвоения

· Сознательность, наглядность, речевая направленность, функциональность, дифференциация и индивидуализация

Требования к учебному пособию

1. Соответствие целям обучения ИЯ

2. Учет особенностей преподавания ИЯ

3. Усвоение всех компонентов СО

4. Модернизация деятельности уч-ся и учителя

5. Создавать\выполнять отсутствие ин.яз. среды

 

Учебное пособие содержит

1. Методически организованный яз\реч мат-л 

2. Социокультурный мат-л

3. Алфавитный список слов

4. Примеры, образы выполнения упражнений

5. Упр. Для овладения языковым материалом в разных видах РД

6. Наглядность

 

Рабочая тетрадь - разрабатывается в соответствии с содержанием учебного пособия. Расширяет, дополняет учебные пособия, увеличивает объем тренировки. Дополняет упражнения на активизацию\систематизацию ярык/реч мат-ла. Выполняется устно\письменно.

Содержит в себе образцы, примеры, тесты для самоконтроля.

 

Учебно-методическое пособие для учителя - призвано помочь учителю

оптимально организовать учебную деятельность по УМК и обеспечить гибкое управление процессом обучения. Включает разделы с авторской концепцией УМК, основные мет.принципы, рекомендации, примерное распределение материала по урокам, примеры сценариев урока.

Звуковое пособие - это аудитивное СО, которое используется для формирования и совершенствования слухо-произносительных навыков, техники чтения или развитие речевых умений, в основном умений восприятия и понимания речи на слух. В качестве уч. материала в пособии используются необходимые речевые образцы устной речи и аудитивные упр., которые управляют деятельностью учащихся по формированию или совершенствованию навыков и развитию умений.

Необходимость- простота заданий, строгая последовательность, сочетание устных и письменных форм.  

К вспомогательным СО относятся: Книга для чтения и аудиовизуальные средства.


40. Раскрыть сущность проектного метода обучения. Назвать типологию проектов.

Проект - самостоятельная планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в эмоционально-интеллектуальный контекст какой-то другой деятельности (И.А.Зимняя)

Проектный метод помогает оптимизировать процесс обучения в общеобразовательной школе, предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта.

 

По виду деятельности Исследовательские; творческие; ролево-игровые; информационные; практико-ориентировочные
По предметно-содержательной области Монопроекты; межпредметные проекты
По характеру координации Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией
По характеру контактов Внутренние, региональные; международные
По количеству участников Личностные; парные; групповые
По продолжительности проведения Краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные

Как правило, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, учителю при разработке проекта следует внимательно изучить типологию проектов и иметь в признаки и характерные особенности каждого их них.

На первом этапе ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить и сформулировать. В этом случае помогут наводящие вопросы. Задача учителя - раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Второй этап, который еще можно назвать подготовительным обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом.

Третий этап является заключительным, так как на этом этапе происходит защита проектов. Каждая группа перед классом защищает свой проект (или предъявляет тот объем работы, который нужно было выполнить в рамках общего проекта) по ранее обсужденному плану. После презентации проекта\проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем.

К преимуществам проектного метода можно отнести следующее:

•  проектный метод обучения характеризуется высокой коммуникативностью и активным включением учащихся в учебную деятельность;                 

• каждый учащийся принимает личную ответственность за продвижение в обучении;

• работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых;

• использование метода проектов позволяет создавать условия для развития личности уч.

• процесс работы над проектом стимулирует учащихся быть деятельностными;

• при защите проектов ученик выступает как индивидуальность.

К недостаткам следует отнести:

• непривычность данной формы работы в массовой школе;

•  сложность планирования определенной серии уроков на выполнение проекта (они не должны идти в разрез с определенным программой количеством часов на изучение той или иной темы);

• не всегда удается отследить деятельность каждого учащегося над проектом;

• большие затраты времени на составление проекта;

• отсутствие методических материалов и разработок.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: