- Система передачи университетских кредитов, разработанная организацией под названием «Университетская мобильность в Азии и Тихоокеанском регионе» (University Mobility in Asia and Pacific (UMAP)), созданной как орган содействия мобильности студентов и преподавателей, осуществляемой посредством обменов и сотрудничества между институтами. В настоящее время странами UMAP являются: Австралия, Бруней, Камбоджа, Канада, Чили, Фиджи, Гуам, Гонгконг, ЮАР, Индонезия, Япония, Корея, Лаос, Малайзия, Мексика, Монголия, Мьянмар, Непал, Новая Зеландия, Папуа. Новая Гвинея, Китай, Филиппины, Россия, Сингапур, Шри Ланка, Тайвань, Таиланд, США, Вьетнам, и Западный Самоа. Международный секретариат UMAP - находится в Токийском университете, поскольку именно Япония занимается мониторингом использования системы UCTS.
Основными компонентами UCTS являются:
– персонал отечественного и зарубежного вузов, ведущий переговоры
по программе обучения выбранной студентом; – студент;
– бланк UCTS «Регистрация обучения по Программе UMAP-UCTS» (Record of UMAP Study);
|
|
– шкала кредитов UCTS;
– шкала оценок UCTS.
Шкала кредитов UCTS аналогично ECTS приняла шкалу в 60 кредитов
за академический год (30 кредитов за семестр, 20 – за триместр).
Шкала кредитов UCTS используется только как шкала
конвертируемости, она не предназначена для использования в качестве
замены существующих в принимающем и отправляющем вузах систем
кредитов (или других видов измерения учебной нагрузки).
Для начисления UCTS кредитов с целью включения их в бланк
"Регистрации программы обучения UMAP, принимающий институт должен:
1. Определить число кредитов за каждую свою дисциплину, которая
включена в программу обучения UMAP.
2. Преобразовать кредиты за свою дисциплины в шкалу кредитов UCTS
(общее число кредитов за все дисциплины программы следует округлять до
десятых долей -0,5) по следующей формуле:
"кредиты за дисциплину" х 30 (для семестровой программы) "общее
число своих кредитов за программу".
Для начисления кредитов за программу обучения в зарубежном вузе
отечественный (отправляющий вуз) должен преобразовать кредиты UCTS в
кредиты своего вуза по формуле:
"кредит UCTS" х "общее число кредитов своего института" / 30
Шкала оценок UCTS аналогична шкале оценок ECTS.
Предназначение Шкалы оценок состоит только в том, чтобы быть
механизмом, помогающим преобразовывать оценки принимающего и
отправляющего институтов. В этой Шкале используются:
– семь оценок от А до F, где А означает наивысший бал, а F означает
провал (FХ - без права пересдачи),
– нормированное распределение оценок (установленный процент
|
|
студентов, получающих данную оценку, при изучении дисциплины) - по
желанию вуза,
– определение значения каждой из оценок от "Отлично" до "Провал".
Систему UCTS роднит с системой ECTS наличие 60 кредитов за
полный академический год, а также Шкала оценок. Вместе с тем система
UCTS является значительно более упрощенной версией этой модели,
требующей меньшего объема требуемой документации (используется лишь
один формуляр для всех аспектов передачи кредитов). Кроме того, в UCTS
значительно сокращен объем предварительной работы, требующейся от
институтов, т.е. обсуждений и переговоров, предшествующих начислению
кредитов, размещения информации в информационном пакете, поскольку
UCTS предназначается для обслуживания каждого отдельного конкретного
случая обмена и соответствующей ему программы обучения. Более того,
UCTS разработана исключительно в целях перевода нагрузки и оценок
студента между институтами, она не предполагает замену систем,
существующих в каком-либо из институтов.
Система UCTS в отличие от системы ECTS больше сконцентрирована
на студенте, чем на предварительном соглашении между институтами или
факультетами относительно дисциплин программы обучения в принимающем вузе, или на составлении информационного пакета, который
подлежит широкому распространению. В UCTS представитель факультета
осуществляет только общие рекомендации по использованию UCТS, и
является контактным лицом при взаимодействии вузов. Программу обучения
за рубежом составляет для себя сам студент. Только после того, как такая
программа составлена студентом, отправляющий и принимающий институты
выражают свое согласие относительно тех кредитов, которые должны быть
начислены студенту за изучение дисциплины в индивидуальной программе
студента.
Подобно ECTS, задача UCTS состоит в том, чтобы повысить
эффективность UMAP посредством обеспечения гарантий того, что отечественный институт начислит кредиты за те дисциплины, которые
студент изучал по обмену за рубежом, а также обеспечить повышение уровня мобильности студентов.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. № 2, 2005.
2. Астафьева Н.В. Инновационное развитие экономических систем: теоретикометодологические основы / Н.В. Астафьева // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. – Саратов, 2008. – № 1(30).
3. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М, 2006.
4. Болонская конвенция // НГТУ Информ. 2002. N 8(114).
5. Болонский процесс между Прагой и Берлином: отчет для министров образования стран – участников Болонского процесса, Берлин, 2003.
6. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книгаприложение 1) / Под. науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.
7. Гребенникова И.Д. Инновационные аспекты современного образовательного процесса в контексте присоединения России к Болонской конвенции // Юридическое образование и наука, 2007, N 1.
8. Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. N 1.
9. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 272 с.
10. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.В. Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб., 2004. С. 42.
11. Комментарий к федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина, -М., Норма, 2007.
12. Кравченко Т.К. Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном Университете – Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ)» // Труд, 16 мая, 2006 г.
|
|
13. Митрохин В.К. "Болонский процесс" в свете концепции национальной безопасности
Российской Федерации" // Международное публичное и частное право, 2005, N 2.
14. Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы. М., 2004.
15. Шуляковский Б.О. Социально-экономическая эффективность послевузовского профессионального образования высшей школы: автореф. дис. … канд. экон. наук / Б.О. Шуляковский. СПб., 2002.