Особенности промежуточной аттестация по литературе

Тематические зачеты по литературе (базовый уровень освоения) в рамках промежуточной аттестации:

1. Устный зачет: развернутый (устный) ответ на вопрос.

2. Рецензия.

3. Сочинение в формате итогового.

4. Проект.

В рамках промежуточной аттестации по литературе тематическими зачетами на базовом уровне освоения предмета может быть проверено достижение следующих предметных результатов блока «Выпускник научится»:

Форма – развернутый (устный) ответ на вопрос. Оцениваемые планируемые результаты:

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом).

Форма – рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. Оцениваемый планируемый результат:

- демонстрировать целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду).

Форма – сочинение в формате итогового. Для оценивания используются федеральные критерии. Оцениваемые планируемые результаты:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения.

Форма – проект. Оцениваемый планируемый результат:

- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Таким образом, сдача не менее 4-х тематических зачетов, включенных в промежуточную аттестацию, в течение года обеспечит контроль и оценку достижения всего спектра предметных результатов на базовом уровне освоения предмета.

К каждой форме контроля предметных результатов следует разработать, инструкцию для учителя (с модельными ответами), спецификацию к контрольно-измерительному материалу (КИМ), критерии оценивания и систему перевода баллов в школьную отметку.

Тематические зачеты по литературе (углубленный уровень освоения) в рамках промежуточной аттестации:

1. Устный зачет: развернутый (устный/письменный) ответ на вопрос

2. Рецензия.

3. Сочинение в формате итогового.

4. Проект.

В рамках промежуточной аттестации по литературе тематическими зачетами на углубленном уровне освоения предмета должно быть проверено и оценено достижение следующих предметных результатов:

Форма – развернутый (устный/письменный) ответ на вопрос. Оцениваемыепланируемые результаты:

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);     

- анализировать конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);

- давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- анализировать конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения.

Форма – рецензия на самостоятельно прочитанное произведение /интерпретацию произведения. Оцениваемыепланируемые результаты:

- демонстрировать целостное восприятие художественного мира произведения с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст;

- анализировать несколько различных интерпретаций, оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности.

Форма – сочинение в формате итогового. Для оценивания используются федеральные критерии (20-балльная система для вузов). Оцениваемыепланируемые результаты:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения.

Форма – проект. Оцениваемые п ланируемые результаты:

- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений; выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

- ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:

- понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

- знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;

- представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;

- знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике.

Таким образом, сдача не менее 4-х тематических зачетов, включенных в промежуточную аттестацию, в течение года обеспечит контроль и оценку достижения всего спектра предметных результатов на углубленном уровне освоения предмета.

К каждой форме контроля предметных результатов следует разработать, инструкцию для учителя (с модельными ответами), спецификацию к контрольно-измерительному материалу (КИМ), критерии оценивания и систему перевода баллов в школьную отметку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: