Организация защиты индивидуального итогового проекта

Особое внимание руководству школы следует уделить организации защиты учащимися индивидуальных проектов, как формату оценки успешности освоения и применения учащимися универсальных учебных действий, и защиты индивидуального итогового проекта как основной процедуры итоговой оценки достижения метапредметных результатов.

Публично должны быть представлены два элемента проектной работы, следовательно, организовано два этапа защиты:

– защита темы проекта (проектной идеи);

– защита реализованного проекта.

На защите темы проекта (проектной идеи) с учащимся должны быть обсуждены:

– актуальность проекта;

– положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;

– ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;

– риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;

В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил учащемуся предпринять реальное проектное действие.

На защите реализации проекта учащийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:

1. Тема и краткое описание сути проекта.

2. Актуальность проекта.

3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.

4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.

6. Риски реализации проекта и сложности, которые учащемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

Общее требование к проекту – соблюдать правила цитирования и указывать ссылки на источники. Если текст ученик заимствовал без ссылок на источник, проект к защите не допускается

Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны учащимся заранее. Крайне важно разрабатывать и обсуждать параметры и критерии оценки проектной деятельности с самими старшеклассниками, развивая тем самым их регулятивные УУД.

Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:

– оценивание производится на основе критериальной модели;

– оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;

– для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент, например, таблицы Excel; при этом способ агрегации (объединения) данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок учащимся и другим заинтересованным лицам должна определить сама школа;

– результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом школой, доводятся до сведения обучающихся.

За основу критериальной модели оценки итогового индивидуального проекта (учебного исследования) целесообразно взять критерии, предложенные примерной ООП среднего общего образования (п.1.3.):

– Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

– Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.

– Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

– Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации школы, в которой учатся старшеклассники, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы. Сама защита может осуществляться в форме школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Обратите внимание: в документе об уровне образования установленного образца – аттестате о среднем общем образовании наряду с итоговыми отметками по предметам фиксируется и итоговая отметка за защиту итогового индивидуального проекта как оценка освоения одной из междисциплинарных программ.

 

Разработка оценочных и методических материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (на примере русского языка и литературы)

Общие требования

 Проведение промежуточной аттестации обучающихся общеобразовательных организаций регламентировано Федеральным законом об образовании №273-ФЗ. В соответствии с п.10 ст.28 указанного закона осуществление промежуточной аттестации обучающихся, установление ее форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации. Согласно п.1 ст.58 промежуточной аттестацией обучающихся сопровождается освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, формы проведения промежуточной аттестации обучающихся определяются учебным планом образовательной организации

В соответствии с п. 18.1.3 ФГОС среднего общего образования в систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленную в ее целевом разделе, должно быть включено описание организации и форм представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности. Кроме этого, формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации регламентируются локальным нормативным актом образовательной организации – Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся (см. приложение 4).

Цель промежуточной аттестации – контроль достижения обучающимися планируемых результатов в процессе освоения рабочих программ учебных предметов, курсов, входящих в состав основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП среднего общего образования).

Планируемые предметные результаты освоения ООП среднего общего образования в соответствии с уровнем освоения учебных предметов, курсов представлены на базовом и углубленном уровне. Каждая из этих групп результатов, в свою очередь, подразделяется на уже традиционные блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», выделяемые ранее в ООП начального общего и основного общего образования.

При освоении учебного предмета, курса на промежуточную аттестацию выносятся предметные результаты блока «Выпускник научится». Достижение результатов блока «Выпускник получит возможность научиться» может быть оценено в рамках контроля качества образования, проводимого при участии наиболее мотивированных и способных обучающихся.

Для контроля и оценки достижения всего спектра планируемых (предметных) результатов на уровне среднего общего образования подойдет накопительный принцип, который предполагает проведение промежуточной аттестации в несколько этапов в течение учебного года в форме серии тематических зачетов по плану, установленному в рабочих программах учебных предметов.

Предметные результаты блока «Выпускник научится» предлагается сгруппировать таким образом, чтобы каждой группе соответствовала определенная форма контроля результатов, отвечающая стоящим перед ней задачам. Часть предметных результатов удобно проверять через тестовую форму (стандартизированная письменная работа), часть – через лабораторные (практические) работы, часть – через защиту проекта, часть – через письменные развернутые ответы и т.д.

В каждой форме контроля результатов, кроме заданий базового уровня сложности (типовых, по образцу), обучающимся должны быть предложены задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения (повышенный уровень сложности). Эти задания не являются обязательными для выполнения, но дают возможность получить мотивированным обучающимся отметки высокого или повышенного уровня в соответствии с оценочной системой образовательной организации.

Все формы контроля результатов должны быть определены и перечислены в Положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждому учебному предмету или группе предметов.

К каждой форме контроля результатов следует создать спецификацию, в которой должны быть перечислены проверяемые умения из перечня предметных результатов соответствующего уровня образования.

В пакет промежуточной аттестации по каждому предмету, утвержденный предметным методическим объединением школы, входят: контрольно-измерительный материал, инструкция для учителя, спецификация к контрольно-измерительному материалу (КИМ), модельные ответы, критерии оценивания и система перевода баллов в школьную отметку.

Баллы, полученные в рамках каждого тематического зачета, переводятся в школьную отметку в соответствии с оценочной системой, утвержденной в образовательной организации (рекомендовано начинать оценку освоения учебного предмета на базовом уровне (оценка «удовлетворительно») с 65% от максимально возможного количества баллов).

Таким образом, сдача не менее 4-5 тематических зачетов, включенных в промежуточную аттестацию, в течение года обеспечит контроль и оценку достижения всего спектра предметных результатов блока «Выпускник научится».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: