Инвестиции в человеческий капитал

Экономические теории домохозяйства базируются на концепции «человеческого капитала», «инвестирования в человека». Именно с разработкой теории «человеческого капитала» связана основная область научных интересов Г. Беккера. Его работы в этой области пришлись на время интенсивного поиска в 216 экономической науке сочетания теории и эмпирических данных прикладных экономических исследований, возобновления интереса экономистов к проблеме социального неравенства.

Вплотную к проблеме человеческого капитала Г. Беккер обращается в начале 60-х гг. (Becker, 1964). Почти одновременно с ним в этом направлении начинают работать Т. Шульц и Дж. Минкер. Они пытаются систематизировать материал, рассматриваемый в рамках данной теории, усилить ее теоретическое обоснование с позиций микроэкономического анализа, а также стремятся к значительному расширению возможностей и сфер ее практического применения.

 Экономическая целесообразность крупных вложений капитала (как на частном, так и на государственном уровне) связана с тем, что крупные затраты целевого назначения, такие, как образование и подготовка специалистов, медицинское обслуживание, различного рода социальные программы, равноценны инвестированию в физический капитал, т. е. приобретение машин, оборудования и т. п. Они в конечном итоге также обеспечивают значительные прибыли частному бизнесу, а также рост дохода на уровне всего общества.

Человеческий капитал по своей сути есть «мера воплощенной в человеке способности приносить доход» (Фишер, Дорнбуш, Шмалензи, 1995, 303). Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию.

В этой связи инвестиции в «человеческий капитал» Г. Беккер определил как совокупность прямых денежных затрат на образование и доход, недополученный за время, затраченное на обучение. Человеческий капитал создается тогда, когда человек (возможно с помощью родителей или государства) инвестирует в самого себя, оплачивая образование и приобретение квалификации. Инвестиции в человеческий капитал со временем окупаются, давая отдачу в виде более высокой заработной платы или способности выполнять работу, приносящую большее материальное и моральное удовлетворение.

В своих исследованиях Беккер показал, что образование прибыльно с точки зрения индивидуума в том случае, если реальная стоимость затрат на образование и прибыль составляет положительную величину. С точки зрения общества вложения в «человеческий капитал» являются действительными инвестициями в той степени, в какой заработная плата отражает реальные предельные продукты труда. Итогом стало обоснование возможности подсчитать прибыльность этих инвестиций как с позиций отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Между тем в официальной статистике (система национальных счетов) инвестиции в повышение уровня образования и обучение обычно классифицируются как потребительские расходы, а не инвестиционные. Следствием является занижение в целом суммы инвестиционных расходов. На это обратил внимание Р. Эйспер, расчеты которого показали, что реальная сумма инвестиций, с учетом, в частности, расходов на повышение образовательного уровня, обучение, здравоохранение, существенно выше официальных данных.

 Г. Беккер не только расширил представления об экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал, но и провел различие между общим образованием и специальным обучением, в частности, на рабочих местах. Отмечая прямую заинтересованность предпринимателей в специальном обучении работника, которое способствует росту его производительности в конкретном бизнесе и позволяет самому предпринимателю «улавливать» ту долю прибыли, которая является его результатом, Беккер пояснил несколько иное отношение работодателя к общему образованию. Оно вытекает из следующего. Человеческий капитал специфический для данной формы, т. е. умение работать в какой-то конкретной фирме и специальные навыки такого рода могут быть бесполезными в другом месте. Отсюда логично, что специальное обучение, должно в значительной мере оплачиваться фирмой. Что касается общего образования и обучения по месту работы, то оно должно оплачиваться самим работником (индивидуумом) или государством. Общее образование, хотя и повышает в целом уровень мастерства, что отражается в предельной производительности, но с точки зрения отдельного работодателя нет никаких гарантий, что наемный работник приложит это мастерство в конкретном случае, т. е. в порученной ему определенной работе. Это по существу человеческий капитал общего назначения, или абстрактный, т. е. те знания и навыки, которые остались в активе работника, могут быть использованы везде и всеми. Предприниматель, использующий такого работника, должен был бы оплатить как бы общественное благо. Но поскольку получать прибыль от инвестиций в абстрактный человеческий капитал будет работник, он и должен сам платить за обучение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: