Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии
С курсом ФПК и ПК ВГМУ
ОБСЛЕДОВАНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПАЦИЕНТА ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Оснащение, необходимое для выполнения данного навыка:
· стоматологическое кресло
· светильник стоматологический/хирургический
· столик манипуляционный
· средства для гигиенической обработки рук
· салфетка стоматологическая для пациента
· индивидуальные средства защиты: халат, шапочка, перчатки (нестерильные), маска, очки или защитный экран
· стоматологическое зеркало
· стоматологический зонд
· пинцет
· шпатель
· медицинская документация для регистрации данных обследования
Уровень оказания помощи:
Больничная или амбулаторно-поликлиническая организация здравоохранения
Описание клинической ситуации:
Выполнить обследование стоматологического пациента.
Порядок выполнения навыка.
Подготовительный этап:
1. Направьте пациента в регистратуру стоматологической поликлиники или приемного покоя больницы для регистрации следующих паспортных данных пациента:
|
|
- Фамилия, имя и отчество – для поиска пациента при повторных посещениях, контроля эффективности предыдущего лечения и программы профилактики.
- Место рождения и проживания – для поиска пациента при повторных посещениях, контроля эффективности программы профилактики, выявления факторов риска, связанных с источниками воды (пониженное или повышенное содержание фтора в воде), экологическими условиями (местности, загрязнённые радиоактивными или химическими веществами), производственными и социальными факторами, оценки возможностей проведению мероприятий первичной профилактики.
- Возраст (дата рождения) - для ориентировки на возрастную норму психического и физического развития, учета психофизиологических особенностей пациента при выборе средств и методов профилактики и лечения.
- Место работы родителей – для выдачи документов о временной нетрудоспособности родителей пациента, определения профессиональной вредности.
2. После заполнения паспортных данных пациента:
· проинформируйте пациента о предстоящем обследовании;
· получите устное и письменное согласие на выполнение обследования;
· медицинскую документацию для регистрации данных обследования, подготовьте инструменты для проведения осмотра;
· предложите занять необходимое положение (сидя в стоматологическом кресле);
· произведите гигиеническую антисептику рук, наденьте перчатки;
Основной этап. Проведите обследование пациента стоматологического пациента в следующем порядке: субъективное обследование, объективное обследование (экстраоральный и интраоральный осмотр).
|
|
СУБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ (опрос): жалобы пациента, анамнез болезни, анамнез жизни.
Вопросы врача при опросе должны быть четкими, понятными пациенту (родителям пациента), не содержащими подсказок. Пациент (его родители) должны почувствовать заинтересованность врача в решении его проблем, искреннее желание помочь. Опрос ребенка (родителей ребенка) осуществляется, учитывая его возраст, или его родителей.
Жалобы пациента. Проведите сбор жалоб пациента.
Наиболее частые жалобы пациентов на стоматологическом приеме:
нарушение конфигурации лица,
· обращение с целью профосмотра,
· боль.
· выпадение пломбы
· неприятный запах изо рта (галитоз),
· наличие зубных отложений,
· кровоточивость дёсен,
· эстетические дефекты,
· подвижность зубов,
· эстетический дефект,
· нарушение чувствительности кожи,
· нарушение прикуса,
· дискомфорт при приёме пищи,
· функциональные нарушения (речь, жевание),
Боль, возникающую у стоматологического пациента, опишите по следующим параметрам:
По этиологии:
· спонтанная (беспричинная, самопроизвольная),
· неспонтанная (причинная). Указывается причина развития болевого приступа.
По локализации:
· локализованная (местная),
· нелокализованная (обширная),
· поверхностная,
· глубокая,
· иррадиирующая.
По длительности:
· кратковременная,
· длительная,
· постоянная,
· периодическая,
· приступообразная.
По характеру:
· тупая,
· острая,
· колющая,
· ноющая,
· пульсирующая и др.
По силе:
· сильная,
· слабая.
Анамнез заболевания - воспоминания пациента о причинах, проявлениях и течении заболевания.
Соберите анамнез заболевания, попросив пациента (родителей пациента детского возраста) ответить на следующие вопросы:
· как давно началось заболевание, характер его течения (острый или хронический);
· с чем сам пациент (его родители) связывает появление заболевания,
· что купировало проявления заболевания и что их провоцировало,
· обращался ли пациент ранее к врачу по поводу данного заболевания,
· проводимые ранее лечебные и диагностические мероприятия и их эффективность,
· были ли ранее обострения заболевания и какова их продолжительность
Анамнез жизни -воспоминания пациента о состоянии здоровья, условиях жизни, вредных привычках, производственных вредностях.
Соберите анамнез жизни, попросив пациента (родителей пациента детского возраста) ответить на следующие вопросы:
- перенесенные заболевания,
- наличие сопутствующих хронических заболеваний (по органам и системам), опухолей,
- эндокринные дискорреляции (заболевания щитовидной, поджелудочной желез), болезни печени, легких, желудочно-кишечного тракта, заболевания крови;
- проблемы сердечно-сосудистой системы: острые и хронические формы ишемической болезни сердца (инфаркт миокарда, нестабильная и стабильная стенокардия, постинфарктный кардиосклероз),
- поражения сердца при системных заболеваниях соединительной ткани (инфекционный эндокардит, ревматический и инфекционно-аллергический миокардит) и другие.
- наличие артериальной гипертензии, уровень артериального давления (высокое, низкое, в течение какого периода), гипертонические кризы в анамнезе.
- пребывание на стационарном лечении в течение последних 10 лет, частота и причина госпитализаций.
- обследование у врача общей практики, терапевта, кардиолога, эндокринолога, дерматолога и др. в течение последних 5 лет.
- прием лекарственных препаратов: группы лекарственных средств и длительность их приема, дозы.
- постоянное применение лекарственных средств
- наличие аллергических реакций, ВИЧ, гепатита, венерологических заболеваний, туберкулеза,
|
|
- наличие генетических аномалий, наследственных заболеваний,
- выполненные ранее оперативные вмешательства, проводимые переливания крови,
- наличие вредных привычек (употребление алкоголя, курение)
- наличие вредных производственных факторов.
- частота посещения стоматолога
- привычки питания
- особенности гигиенических мероприятий
Обязательно выявите заболевания пациента, ограничивающие лечение и являющиеся противопоказаниями к некоторым видам лечения:
- Общее тяжелое состояние пациента (6 месяцев после инфаркта миокарда, гипертонический криз).
- Эпилепсия.
- Затрудненное открывание рта.
- Заболевания мочеполовой системы.
- Бронхиальная астма.
Также следует регистрировать заболевания, при которых имеется высокий риск развития инфекционных эндокардитов:
- после протезирования клапанов сердца;
- с приобретенными пороками сердца ревматической этиологии (чаще аортальной локализации);
- ранее перенесшие инфекционный эндокардит;
- с врожденными пороками сердца (до и после операции);
- с пролабированием митрального клапана и выраженной митральной недостаточностью;
- с идиопатическим гипертрофическим субаортальным стенозом;
- находящиеся на хроническом гемодиализе;
- с имплантированным электрокардиостимулятором.
- наркоманы.
У пациентов детского возраста для выявления факторов риска зубочелюстных аномалий, пороков развития, патологии зубов, действующих в период формирования органов и тканей, а также связанных с рационом питания, жевательной нагрузкой установите:
- течение беременности и родов у мамы (хронические и острые заболевания матери в период беременности, токсикозы беременных, угроза прерывания беременности, анемии, преждевременные и переношенные роды, осложнения в родах: слабость родовой деятельности, кровотечение, кесарево сечение, акушерские щипцы),
- особенности раннего развития ребенка (асфиксия, гипотрофия, гемолитическая болезнь, аллергические и инфекционные заболевания),
- характер вскармливания (раннее искусственное вскармливание).
|
|
- вредные привычки у ребенка (сосание пальцев, щек, сосок и др.)
-перенесенные стоматологические заболевания, профилактические мероприятия, проведенные ранее, реакция пациента на предыдущее посещение стоматолога.
- гигиенические знания ребёнка (и/или его родителей), а также характер ухода за полостью рта – для выявления факторов риска (неправильный уход за полостью рта может стать причиной возникновения заболеваний периодонта и твёрдых тканей зубов), оценки уровня гигиенического воспитания и мотивации, составления рекомендаций по коррекции гигиены полости рта.
ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Осмотр пациента.
Проведите обследование пациента с помощью набора стоматологических инструментов (зеркало, зонд, пинцет) при хорошем освещении, оценивая поэтапно состояние внеротовой области и шеи, состояние околоротовых и внутриротовых мягких тканей, состояние зубов и тканей периодонта.
Оцените психоэмоциональное состояние пациента (спокойное, в степени, соответствующей возрасту или возбужденное). Это необходимо учесть при осмотре и выборе методов первичной профилактики, а также методов лечения.
Осанка и походка. Осанка в норме прямая. Нарушение осанки или искривление позвоночного столба может быть фактором риска нарушений в костно-мышечной системе.
Походка в норме свободная. Затруднённое передвижение свидетельствует о нарушениях в костно-мышечной системе.
Оцените тип телосложения. В норме телосложение гармоничное (нормостеническое). Гипостеническое телосложение (высокий рост и малая масса тела) или гиперстеническое (низкий рост и большая масса тела) свидетельствуют о возможных нарушениях в обмене веществ.
У пациента детского возраста оцените степень физического развития - соответствие фактическому возрасту, отставание, опережение. Отставание или опережение может являться следствием изменённого обмена веществ и признаком возможного соматического заболевания, что также необходимо учитывать при составлении плана первичной профилактики.