Объективное обследование

Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии

С курсом ФПК и ПК ВГМУ

ОБСЛЕДОВАНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПАЦИЕНТА ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Оснащение, необходимое для выполнения данного навыка:

· стоматологическое кресло

· светильник стоматологический/хирургический

· столик манипуляционный

· средства для гигиенической обработки рук

· салфетка стоматологическая для пациента

· индивидуальные средства защиты: халат, шапочка, перчатки (нестерильные), маска, очки или защитный экран

· стоматологическое зеркало

· стоматологический зонд

· пинцет

· шпатель

· медицинская документация для регистрации данных обследования

 

Уровень оказания помощи:

Больничная или амбулаторно-поликлиническая организация здравоохранения

Описание клинической ситуации:

Выполнить обследование стоматологического пациента.

Порядок выполнения навыка.

Подготовительный этап:

1. Направьте пациента в регистратуру стоматологической поликлиники или приемного покоя больницы для регистрации следующих паспортных данных пациента:

- Фамилия, имя и отчество – для поиска пациента при повторных посещениях, контроля эффективности предыдущего лечения и программы профилактики.

- Место рождения и проживания – для поиска пациента при повторных посещениях, контроля эффективности программы профилактики, выявления факторов риска, связанных с источниками воды (пониженное или повышенное содержание фтора в воде), экологическими условиями (местности, загрязнённые радиоактивными или химическими веществами), производственными и социальными факторами, оценки возможностей проведению мероприятий первичной профилактики.

 - Возраст (дата рождения) - для ориентировки на возрастную норму психического и физического развития, учета психофизиологических особенностей пациента при выборе средств и методов профилактики и лечения.

 - Место работы родителей – для выдачи документов о временной нетрудоспособности родителей пациента, определения профессиональной вредности.

 

2. После заполнения паспортных данных пациента:

· проинформируйте пациента о предстоящем обследовании;

· получите устное и письменное согласие на выполнение обследования;

· медицинскую документацию для регистрации данных обследования, подготовьте инструменты для проведения осмотра;

· предложите занять необходимое положение (сидя в стоматологическом кресле);

· произведите гигиеническую антисептику рук, наденьте перчатки;

 

Основной этап. Проведите обследование пациента стоматологического пациента в следующем порядке: субъективное обследование, объективное обследование (экстраоральный и интраоральный осмотр).

 СУБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ (опрос): жалобы пациента, анамнез болезни, анамнез жизни.

Вопросы врача при опросе должны быть четкими, понятными пациенту (родителям пациента), не содержащими подсказок. Пациент (его родители) должны почувствовать заинтересованность врача в решении его проблем, искреннее желание помочь. Опрос ребенка (родителей ребенка) осуществляется, учитывая его возраст, или его родителей.

Жалобы пациента.  Проведите сбор жалоб пациента.

Наиболее частые жалобы пациентов на стоматологическом приеме:

нарушение конфигурации лица,

· обращение с целью профосмотра,

· боль.

· выпадение пломбы

· неприятный запах изо рта (галитоз),

· наличие зубных отложений,

· кровоточивость дёсен,

· эстетические дефекты,

· подвижность зубов,

· эстетический дефект,

· нарушение чувствительности кожи,

· нарушение прикуса,

· дискомфорт при приёме пищи,

· функциональные нарушения (речь, жевание),

Боль, возникающую у стоматологического пациента, опишите по следующим параметрам:

По этиологии:

· спонтанная (беспричинная, самопроизвольная),

· неспонтанная (причинная). Указывается причина развития болевого приступа.

По локализации:

· локализованная (местная),

· нелокализованная (обширная),

· поверхностная,

· глубокая,

· иррадиирующая.

По длительности:

· кратковременная,

· длительная,

· постоянная,

· периодическая,

· приступообразная.

По характеру:

· тупая,

· острая,

· колющая,

· ноющая,

· пульсирующая и др.

По силе:

· сильная,

· слабая.

Анамнез заболевания - воспоминания пациента о причинах, проявлениях и течении заболевания.

Соберите анамнез заболевания, попросив пациента (родителей пациента детского возраста) ответить на следующие вопросы:

· как давно началось заболевание, характер его течения (острый или хронический);

· с чем сам пациент (его родители) связывает появление заболевания,

· что купировало проявления заболевания и что их провоцировало,

· обращался ли пациент ранее к врачу по поводу данного заболевания,

· проводимые ранее лечебные и диагностические мероприятия и их эффективность,

· были ли ранее обострения заболевания и какова их продолжительность

 

Анамнез жизни -воспоминания пациента о состоянии здоровья, условиях жизни, вредных привычках, производственных вредностях.

Соберите анамнез жизни, попросив пациента (родителей пациента детского возраста) ответить на следующие вопросы:

- перенесенные заболевания,

- наличие сопутствующих хронических заболеваний (по органам и системам), опухолей,

- эндокринные дискорреляции (заболевания щитовидной, поджелудочной желез), болезни печени, легких, желудочно-кишечного тракта, заболевания крови;

- проблемы сердечно-сосудистой системы: острые и хронические формы ишемической болезни сердца (инфаркт миокарда, нестабильная и стабильная стенокардия, постинфарктный кардиосклероз),

- поражения сердца при системных заболеваниях соединительной ткани (инфекционный эндокардит, ревматический и инфекционно-аллергический миокардит) и другие.

- наличие артериальной гипертензии, уровень артериального давления (высокое, низкое, в течение какого периода), гипертонические кризы в анамнезе.

- пребывание на стационарном лечении в течение последних 10 лет, частота и причина госпитализаций.

- обследование у врача общей практики, терапевта, кардиолога, эндокринолога, дерматолога и др. в течение последних 5 лет.

- прием лекарственных препаратов: группы лекарственных средств и длительность их приема, дозы.

- постоянное применение лекарственных средств

- наличие аллергических реакций, ВИЧ, гепатита, венерологических заболеваний, туберкулеза,

- наличие генетических аномалий, наследственных заболеваний,

- выполненные ранее оперативные вмешательства, проводимые переливания крови,

- наличие вредных привычек (употребление алкоголя, курение)

- наличие вредных производственных факторов.

- частота посещения стоматолога

- привычки питания

- особенности гигиенических мероприятий

 

Обязательно выявите заболевания пациента, ограничивающие лечение и являющиеся противопоказаниями к некоторым видам лечения:

- Общее тяжелое состояние пациента (6 месяцев после инфаркта миокарда, гипертонический криз).

- Эпилепсия.

- Затрудненное открывание рта.

- Заболевания мочеполовой системы.

- Бронхиальная астма.

 

Также следует регистрировать заболевания, при которых имеется высокий риск развития инфекционных эндокардитов:

- после протезирования клапанов сердца;

- с приобретенными пороками сердца ревматической этиологии (чаще аортальной локализации);

- ранее перенесшие инфекционный эндокардит;

- с врожденными пороками сердца (до и после операции);

- с пролабированием митрального клапана и выраженной митральной недостаточностью;

- с идиопатическим гипертрофическим субаортальным стенозом;

- находящиеся на хроническом гемодиализе;

- с имплантированным электрокардиостимулятором.

- наркоманы.

 

     У пациентов детского возраста для выявления факторов риска зубочелюстных аномалий, пороков развития, патологии зубов, действующих в период формирования органов и тканей, а также связанных с рационом питания, жевательной нагрузкой установите:

 - течение беременности и родов у мамы (хронические и острые заболевания матери в период беременности, токсикозы беременных, угроза прерывания беременности, анемии, преждевременные и переношенные роды, осложнения в родах: слабость родовой деятельности, кровотечение, кесарево сечение, акушерские щипцы),

 - особенности раннего развития ребенка (асфиксия, гипотрофия, гемолитическая болезнь, аллергические и инфекционные заболевания),   

 - характер вскармливания (раннее искусственное вскармливание).

 - вредные привычки у ребенка (сосание пальцев, щек, сосок и др.)

 -перенесенные стоматологические заболевания, профилактические мероприятия, проведенные ранее, реакция пациента на предыдущее посещение стоматолога.

 - гигиенические знания ребёнка (и/или его родителей), а также характер ухода за полостью рта – для выявления факторов риска (неправильный уход за полостью рта может стать причиной возникновения заболеваний периодонта и твёрдых тканей зубов), оценки уровня гигиенического воспитания и мотивации, составления рекомендаций по коррекции гигиены полости рта.

ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Осмотр пациента.

           Проведите обследование пациента с помощью набора стоматологических инструментов (зеркало, зонд, пинцет) при хорошем освещении, оценивая поэтапно состояние внеротовой области и шеи, состояние околоротовых и внутриротовых мягких тканей, состояние зубов и тканей периодонта.

Оцените психоэмоциональное состояние пациента (спокойное, в степени, соответствующей возрасту или возбужденное). Это необходимо учесть при осмотре и выборе методов первичной профилактики, а также методов лечения.

Осанка и походка. Осанка в норме прямая. Нарушение осанки или искривление позвоночного столба может быть фактором риска нарушений в костно-мышечной системе.

Походка в норме свободная. Затруднённое передвижение свидетельствует о нарушениях в костно-мышечной системе.

 Оцените тип телосложения. В норме телосложение гармоничное (нормостеническое). Гипостеническое телосложение (высокий рост и малая масса тела) или гиперстеническое (низкий рост и большая масса тела) свидетельствуют о возможных нарушениях в обмене веществ.   

 У пациента детского возраста оцените степень физического развития - соответствие фактическому возрасту, отставание, опережение. Отставание или опережение может являться следствием изменённого обмена веществ и признаком возможного соматического заболевания, что также необходимо учитывать при составлении плана первичной профилактики.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: