Современная система эстетического воспитания и художественного образования в Беларуси

Система художественного образования в Республике Беларусь создавалась и совершенствовалась на протяжении многих веков. Особую роль в этом развитии сыграл советский период, когда изобразительное искусство, музыка и, в самом конце 1980-х, мировая художественная культура были включены в качестве обязательных предметов в учебные программы общеобразовательных школ. Создан единый учебный цикл «Искусство», который позволил обеспечить базовую интеграцию школьников в эстетические ценности на протяжении всего периода обучения: от 1 до 11 классов. В 1990-х годах в волне либерализации всех сфер общественной жизни количество школ с художественными тенденциями увеличилось в несколько раз по сравнению с советским периодом. Менее чем за два десятилетия в таких школах сложились прочные традиции художественного образования и эстетического воспитания, сформировался штат квалифицированных и опытных учителей, а также были разработаны оригинальные учебные планы и программы для преподавания специальных дисциплин. Таким образом, школы с художественными наклонностями стали обеспечивать не только общее эстетическое воспитание учащихся, но и глубокую предпрофессиональную подготовку одаренных учеников, организованную на принципах академической системы образования. Ранее, в советский период, академизм художественного образования был характерен только для художественных и музыкальных школ, действующих в системе Министерства культуры, и таких уникальных учебных заведений, как школа-интернат. Ахремчик для художественно одаренных детей. В связи с вышесказанным представляется необходимым уточнить понятия академической и досуговой формы организации образовательного процесса. Академическое включает четко определенное содержание, дату его реализации, форму и требования для контроля усвоения знаний, требования стандартов для выпускников, тип юридического документа, подтверждающего успешное завершение Суда и дающий право на работу или продолжение конкретного профиля Суда. Досуг более или менее строго обрисовывает только содержание образования. Другие требования очень бесплатны (например, вместо тестов и экзаменов - концерты, выставки) или имеют поощрительные формы (вместо юридически действительных сертификатов, почетных дипломов, сертификатов и т. Д.). В советский и постсоветский период досуговые формы художественного образования и эстетического воспитания (клубы, студии) работали в школах, внешкольных и клубных заведениях. И к началу 2000-х гг. Было ясно, что уровень профессионализма учителей и подготовки студентов к досуговым формам обучения обычно отстает от академических аналогов. В 2008 году в процессе отмены запланированного перехода к 12-летнему общему образованию были внесены изменения в основной учебный план и учебные планы школ с углубленным изучением предметов, в том числе школ с художественным и эстетическим уклоном. В результате система эстетического воспитания и художественного воспитания школьников, сложившаяся за полвека, получила серьезный удар. Потери можно рассматривать в двух направлениях. Первый и самый болезненный пробел заключается в том, что общеобразовательные школы в Республике Беларусь утратили систему начального знакомства учащихся с миром эстетических ценностей, поскольку предметы «музыка» и «изобразительное искусство» преподаются только до 5 класса, а предмет «мировая художественная культура» категория является факультативной и фактически не изучается в подавляющем большинстве школ. Кроме того, уровень преподавания даже тех предметов, которые остаются в учебном плане, является низким, поскольку специалисты, получившие художественное и педагогическое образование, покидают школы, которые не в состоянии обеспечить учителей достаточным объемом педагогической нагрузки. По сути, школы падают до уровня художественного образования, характерного для 1950-х годов. Следует признать, что опыт, накопленный в XXI веке в преподавании предметов эстетического цикла в общеобразовательных школах, не всегда был продуктивным. Желание преподавать искусство не как погружение в специальной области, связанной с отдыхом и досугом, но как наука искусства, привели к тому, что субъекты «музыка», «изо» и «MHC» были в самом конце школьных рейтинга. Знание - это центристский подход, с которым давно боролись в системе Министерства образования и который возобладал здесь. Между тем штат квалифицированных учителей рисования, подготовленных в учебных заведениях Министерства культуры, часто не находил работу в школе, так как представители администрации школы привыкли «загружать» предметы из эстетического цикла учителей других предметов. Второй аспект проблемы заключается в том, что система школ с художественным уклоном, которая развивалась и совершенствовалась более 20 лет, была разрушена за считанные месяцы. Перевод специальных творческих дисциплин на должность по выбору привел к сокращению времени, отводимого на их изучение, к потере форм контроля и возможности документального подтверждения развития определенных объемов учебного контента. Это негативно сказалось на мотивации учебной деятельности и дисциплине студентов. Академизм исчез, и вместе с этим лучшие достижения в профессиональном овладении искусством стали быстро исчезать из школ. С 1 сентября 2011 года эти черты академизма, утраченные общеобразовательными школами, приобрели внешкольные учреждения, получившие статус учреждений дополнительного образования. Казалось бы, все хорошо: есть возможность хотя бы частично использовать накопленный опыт и персонал, способный работать с художественно одаренными детьми в других структурах, подотчетных Министерству образования. Но здесь возникает другое несоответствие. В новом статусе учреждения дополнительного образования ведут непродуктивную конкуренцию с художественными школами, подотчетными Министерству культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: