Конспект урока по окружающему миру «Весенние изменения в живой и неживой природе»

Предмет: Окружающий мир 1 класс

УМК: Перспектива

Тема: Весенние изменения в неживой природе

Цель урока: Формировать знания признаков весны в неживой природе в сравнении с зимними признаками; установить причину наступления весенних изменений в неживой природе

Тип урока: Урокоткрытия  нового знания

Представление о результатах:

Предметные результаты: знают о весенних изменениях в неживой природе; умеют устанавливать взаимосвязи между объектами неживой природы; имеют представление о природном явлении: половодье.

Познавательные УУД:                                                                                                                                                                               - умеют формулировать тему урока с помощью учителя, планировать свою работу;                                                                                                                                                                  - учатся искать информацию в учебнике, справочной литературе, словарях;                                                                                                                                                                  - учатся анализировать объекты и явления неживой природы с целью выделения существенных и несущественных признаков;                                                                                                                                                                                         - устанавливают причинно-следственные связи между объектами и явлениями неживой природы;                                                                                                                    - учатся высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                                                                                                                           - формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;                                                                                                                         - овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;

Коммуникативные УУД: - принимать участие в работе парами и группами;- понимать задаваемые вопросы;- выражать свою точку зрения;-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные УУД:                                                                                                                                                                                    - уважают мнение одноклассников, формулируют собственное мнение и позицию, отстаивают  свою точку зрения в корректной форме;                                                                                                                                                                                                                 - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: УМК «Перспектива» по окружающему миру 1 класс, мультимедийная доска, проектор, компьютер, ра

 

№п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный этап. Приветствие учащихся. Ребята, проверьте готовность к уроку, настройтесь на активную работу. Сегодня солнышко радует нас теплом, надеюсь, что также тепло будет и в нашем классе. Желаю каждому успеха. Приветствуют учителя. Проверяют организацию своего рабочего места.
2 Проверка домашнего задания Организую беседу с целью проверки домашнего задания. Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения. Послушайте его: Что это сделалось с городом нашим? Право, совсем не узнаешь его! Сдернута с неба завеса туманов. По небу блеск, на земле торжество! Точно какой победитель вступает В город – и все пробудилось от сна… Да, победитель! И вот уже птицы Словно уж грянули: «Здравствуй, весна!» А. Майков.   - Какое настроение хотела я создать на нашем уроке? - Почему для нашего урока я подобрала эти стихи? СЛАЙД 1: ВЕСНА - Чему был посвящен предыдущий урок? - Какие весенние месяцы вы знаете? - Назовите первый месяц весны, третий, второй. - Назовите четвертый месяц года, пятый, третий. - Какие старинные названия весенних месяцев знаете? - Почему люди так называли месяцы?   - Поднимите солнышко те, кто не ошибается в названии месяцев, капельку поднимут те, кто еще сомневается в своих знаниях. Что можно сделать для того, чтобы ошибок больше не было? Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, выслушивают и исправляют ответы одноклассников, дополняют их. Проводят рефлексию, предлагают пути решения возникших проблем.
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Включаю учащихся в обсуждение проблемного вопроса. - Посмотрите на доску (на доске картинки солнца, облаков, капли воды, озеро, почва, дерево). Что объединяет эти картинки? - Какая картинка лишняя? Почему? (дерево, т.к. является объектом живой природы) - Что отличает живую природу от неживой? - Кто догадался, какую природу будем изучать сегодня? СЛАЙД 1: НЕЖИВАЯ ПРИРОДА  - На какие вопросы будем отвечать сегодня? (Какие явления в неживой природе можно наблюдать весной? Почему происходят эти явления?). СЛАЙД 1: ЯВЛЕНИЯ – ПРИЧИНЫ А еще должны научиться видеть эти явления в природе. Обобщают предметы природы, классифицируют их. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. Принимают учебную задачу, формулируют цель урока.
4 Актуализация знаний. Организую работу в парах. Давайте выясним, какие весенние явления нам известны, а какие надо исследовать. Парам раздаются карточки с явлениями природы. - Выберите весенние явления природы. Остальные явления уберите в конверт. Карточки для работы: Солнце светит ярче, увеличение светового дня, таяние снега, иней, дожди, почва оттаивает, ледостав, позёмка, вьюга, гололедица, уменьшение светового дня, ледоход, половодье, потепление.  После обсуждения в парах, предлагаю: Давайте обменяемся мнениями: каждая пара называет явление, названное явление не повторяем.  СЛАЙД 2: Солнце светит ярче, увеличение светового дня, таяние снега, дожди, почва оттаивает, ледоход, половодье, потепление. Коротко поясняем каждое явление. (Ледоход – проговорить об опасностях; потепление – ночью вода в лужах не замерзает). СЛАЙД 3:ПОЛОВОДЬЕ - Какое слово вызывает затруднение? - Ваши предположения, что это? - Как можем проверить? (посмотреть в учебнике, справочнике, словаре, книге) Сейчас мы объединимся в группы, чтобы найти ответ на этот вопрос. Вспомните правила работы в группе: Каждый работает на общий результат. Один говорит, остальные слушают. Несогласие высказываем вежливо. - Выберите участника группы, который будет отвечать. - Как наш город защищен от разливов?   Объединяются в пары, работают с раздаточным материалом. Работают в парах, классифицируют явления природы. Предлагают варианты ответов, выслушивают ответы других пар, дополняют. Объединяются в группы. Первая группа работает с научным текстом из учебника, вторая с художественным текстом из учебника, третья – с толковым словарем. Участники групп представляют добытую информацию.
4 Первичное усвоение новых знаний. Организую самостоятельную работу - составление таблицы причинно-следственных связей весенних изменений. - Найдите в тексте учебника ответы на следующие вопросы - Какова причина всех этих явлений? (Солнце светит ярче, т.к. Земля поменяла свое положение относительно Солнца) - Что является следствием этого? (увеличение светового дня; потепление) - К чему приводит потепление? Кому трудно работать самостоятельно, может обратиться за помощью к одноклассникам. Организую фронтальную проверку.СЛАЙД 4   - Поднимите солнышко те, кто хорошо разобрался в причинах весенних изменений в неживой природе, капельку поднимут те, кто еще сомневается в своих знаниях. Что можно сделать для того, чтобы ошибок больше не было? Работают с учебником. Преобразуют информацию в таблицу, устанавливают причинно-следственные связи в природе. Сравнивают сою работу с эталоном Проводят рефлексию, предлагают пути решения возникших проблем.
5 Физкультминутка Организую ритмическую разрядку. Капли звонко капали, (прыжки на месте) Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам) Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся) Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся). С нас течёт уже вода, (наклон вниз) Мы растаем навсегда. (выпрямляемся) Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни
6 Первичная проверка понимания Организую работу в группах. - Итак, на какие вопросы нашего урока мы ответили? - Что осталось сделать? (Научиться видеть эти явления в природе) Делимся на творческие группы. Сейчас мы попробуем услышать звуки весны в неживой природе: звуки капели, звуки ручьев, ледоход. Каждая группа вытягивает листочек и пробует отгадать свой звук. Люди каких профессий могут рассказать о весне? Сейчас мы станем художниками, учеными, литераторами.  Каждая группа получает свое задание, после вашей работы мы поделимся результатами. Задания для групп Группа художников: Куинджи Ранняя весна Попробуйте дать название картине, используя названия весенних явлений. Как художнику удалось передать настроение? Какие весенние явления неживой природы вы видите на картине?   Группа литераторов: Прочитайте стихотворение. Попробуйте озаглавить стихотворение, используя названия весенних явлений. Найдите слова и выражения, с помощью которых поэт передал настроение? Какие весенние явления неживой природы описаны?   Группа ученых: Группа почемучек: Верите ли вы, что весна в Австралии начинается в сентябре? (Прочитайте статью из энциклопедии «Интересных фактов») Знаете ли вы чем знаменит день 21 марта? (Прочитайте об этом в учебнике на стр.). А когда осенний день Солнцестояния?) Верите ли вы, что в г.Женева (Швейцария) однажды весну встречали 2 раза? (Прочитайте статью из энциклопедии «Интересных фактов») Заслушиваются выступления от групп. Работают в группах: угадывают звуки весны, объясняют свои ответы. Работают в группах, Высказывают предположения, обсуждают ответы друг друга, принимают решения.
7 Рефлексия (подведение итогов занятия) Организует рефлексию. Мы закончили работу в группах. Оцените совместно работу своей группы. - Если вы считаете, что вы работали дружно, выслушивали мнение всех участников, ответили на все вопросы – поднимите солнышко. - Если вам было иногда трудно договариваться, некоторые ответы остались без ответа – поднимите капельку.   А теперь оцените свою работу в группе: - Если вы были активны, часто высказывали свое мнение – нарисуйте зеленый квадрат. - Если вы были активны, но зачастую ваши предположения были ошибочны, нарисуйте синий квадрат. - Если вы не помогали группе, были пассивны – красный квадрат. Отвечают на вопросы учителя Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
8 Первичное закрепление. Организация самостоятельной работы: Сейчас вы сможете проверить себя, насколько хорошо вы изучили тему, как внимательно вы слушали других. Вы можете выбрать для себя задание попроще, если вы не допустите ошибок, то сможете получить «4». Задание на второй карточке, выполненное без ошибок, оценивается на «5». Задание на третей карточке, самое сложное, но вы можете допустить 1 ошибку и все равно получить «5».  
9 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Объясняю содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: