Ламбетский Дворец, Лондон



Предисловие

Если вы ищете быстрого решения проблем, в настоящее время стоящих перед Англиканским Сообществом Церквей, то его нет. Если вам нравятся англиканские проблемы, поданные безумно и подвижно, вы будете разочарованы: тон этой работы измерен, а её стиль — судебный. Если вы ищете более детальную разработку идей, воплощённых в Англиканском Ковенанте, опять же, это не так. Это совершенно отдельное предприятие, ставящее своей целью описать общие закономерности церковной жизни, которые можно найти в большинстве (хотя и не обязательно во всех) Церквях по всему миру; его цель не состоит в том, чтобы предписать форму, которую должна принимать англиканская церковная жизнь в какой-либо конкретной Церкви. Его цель — информировать, а не обязывать.

Идея данного труда возникла в результате серии бесед между тогдашним архиепископом Кентерберийским Джорджем Кэри, профессором Норманом Доу, мной и другими в 2000 и 2001 годах, каждый был вызван по поводу различных проблем, связанных с каноническим правом в Англиканском Сообществе. После теплого приема книги «Каноническое право в Англиканском Сообществе» во время Ламбетской Конференции 1998 года Норман Доу размышлял о том, можно ли перегруппировать материал, собранный им, в свод более общих принципов.

Цель этого была просветительская, чтобы помочь церковным лидерам прояснить свои мысли о структурах, в рамках которых мы стремимся жить нашим христианским ученичеством в англиканском восприятии веры и порядка. Тем временем архиепископ Кэри боролся со значением рукоположения нескольких священников в Епископальной Церкви в Соединенных Штатах архиепископами Руанды и Юго-Восточной Азии, а я получал все больше просьб о консультациях от церковных юристов в других частях Сообщества, ища ответы на вопросы, о которых их собственные каноны либо молчали, либо были бесполезны.

Профессор Доу выдвинул идею определения англиканского «общего права» на собрании предстоятелей общины в 2012 году, и архиепископ Кэри попросил меня созвать первое собрание англиканских канонических юристов в Кентербери в следующем году. Всем Предстоятелям было предложено назначить старшего юрисконсульта, который мог бы присутствовать. Большинство из них сделали это, и в нем приняли участие 30 юристов, представлявших 17 провинций или Поместных Церквей Сообщества[1]. Первоначальная идея Нормана к тому времени развилась в свод из пятидесяти или около того общих принципов, которые широко обсуждались присутствующими.

То, что возникло, оказалось замечательной степенью конвергенции, когда эти принципы стали подвергаться сравнительной проверке с практической реальностью, испытанной юристами со всего земного шара.

Затем небольшая редакционная группа встретилась в Канаде и снова в Вест-Индии, где состоялись дискуссия и пересмотр. Члены группы принимали участие в каждом из различных регионов Сообщества, и каждый из них вносил проницательные идеи, которые бросали вызов и обостряли разработку, предпринятую за прошедший период Норманом и его коллегами в Кардиффском университете. Мы в долгу не только перед Норманом и его коллегами за огромное количество исследований и разработок, которые они предприняли, но и перед теми, кто принимал участие в этих дискуссиях (не все могли присутствовать постоянно из-за других профессиональных обязательств, но все участвовали настолько полно, насколько они могли, и некоторые из них являются авторами коротких заметок, которые представляют каждый из разделов, изложенных в основной части текста). Для записи, они:

 

Миссис Филиппа Амабль,

Канцлер епархии Хо, Церковь Ганы

 

Мистер Дэвид Бут Бирс,

Канцлер Председательствующего Епископа, Епископальная Церковь, Соединенные Штаты

 

Мистер Роберт Фэлби,

Канцлер епархии Торонто, Англиканская Церковь Канады.

 

Мистер Бернард Джордж,

Канцлер Церкви Индийского Океана

 

Mиссис Руби Ноттедж,

Канцлер Вест-Индии

 

Каноник Джон Рис,

Регистратор Кентербери, Церковь Англии

 

Мисс Фанг-И Вонг,

Регистратор Церкви Гонконга

Каноник д-р Грегори Кэмерон, будучи секретарем сети, привнес удачные обороты фраз в тяжелые моменты составления проекта и предупредил членов о потенциальных трудностях с актуальными ссылками на деликатные вопросы во многих частях Сообщества, полученными от его роли заместителя генерального секретаря Англиканского Консультативного Совета.

Но данная работа еще далека от того, чтобы быть высеченной в камне: эти принципы по своей природе органичны и открыты для развития и совершенствования. Члены редакционной группы были бы первыми, кто сказал бы, что данная работа — просто то, что мы смогли сделать, учитывая доступные ресурсы и свободное время. Любой, кто имел дело с юристами, знает: «даже если бы вы положили всех юристов в мире из конца в конец, вы все равно не смогли бы заставить их согласиться!»

Без сомнения, найдется много людей, читающих эти формулировки, которые не согласятся с точками детализации, и много тех, кто не согласится с точками акцента; некоторые, возможно, не разделят основу выбора этих принципов, может, они выбрали бы по-другому; найдутся и те, кто сочтет все предприятие неверным.

На все это я отвечу, что цель настоящей работы состоит в том, чтобы стимулировать размышления, что такое быть содружеством упорядоченных Церквей, стремящихся жить по англиканской традиции в мире интенсивного общения. Если мы хотим продолжать трудиться вместе в ответ на Божий призыв и на благо Божьего мира (как пламенно надеются те, кто принимал участие в этих обсуждениях), то нам нужно сохранить веру в наше англиканское наследие, доктринально, литургически и структурно. Эти принципы представляют собой попытку наметить, как могут выглядеть основные юридические темы этого наследия, когда удалятся некоторые периферийные местные детали.

Последнее слово предупреждения. Вы не найдете много, если вообще найдете, принципов, изложенных здесь, появляющихся слово в слово в любой конкретной формулировке в вашей собственной конституции или канонах, в юридических книгах или в других правовых документах. Это принципы, а не законы, если в суде вы попытаетесь сказать, что они обязательны для вашей Поместной Церкви, скорее всего, вам придётся вернуть свои слова обратно.

Вероятно, в какой-то момент вы процитируете настоящие принципы, как обладающие «убедительным авторитетом», но это другой вопрос — здесь следует тщательно посоветоваться с юристом.

Одно из преимуществ проекта в том, чтобы поддерживать контакт с выдающимися юристами со всего Англиканского Сообщества, которые верят, что Бог призвал наши Церкви занять и провозгласить особое положение в мировом христианстве, и которые видят, как Сообщество процветает в своем ответе на этот призыв.

Как и следовало ожидать, наши дискуссии всегда были энергичными и бескомпромиссными, но они также подкреплялись вежливостью и растущей привязанностью. Поэтому мы приглашаем вас высказать свои собственные замечания по поводу этой продолжающейся работы в том же духе, с молитвой о том, чтобы Христос поднял наше видение от « буквы, которая убивает », чтобы дать нам возможность взаимодействовать вместе с « духом, который животворит».

Каноник Джон Риз

Организатор



ЧАСТЬ I

ЦЕРКОВНЫЙ ПОРЯДОК

В этом разделе принципы вводятся со ссылкой на их более широкий контекст, рассматривая природу и необходимость закона в мире, созданном Богом, который вложил понятия справедливости в Свое Творение и который открыл Себя в Своем Сыне Иисусе Христе. Бог призывает христианскую Церковь свидетельствовать об этом Откровении своей созидающей и искупительной любви и наделяет ее своим любящим Духом.

Излагаются сфера действия, полномочия и пределы законов, управляющих Церквами, и рассматриваются их источники. Эти законы стремятся быть отражением воли Божьей, обеспечивая основу для продолжающейся жизни Церкви как человеческого института. Они никогда не являются последним словом в определении воли Божьей, хотя они часто заключают в себе накопленную мудрость и проницательность людей, живущих в рамках определенной христианской традиции в течение долгой истории Церкви.

Законы отдельных Англиканских Церквей могут быть фактически установлены; из них можно вывести совокупность основополагающих принципов, в которые каждая Церковь вносит свой вклад через свою собственную правовую систему. Эти принципы имеют живую силу и содержат в себе возможность дальнейшего развития; и существование этих принципов одновременно свидетельствует о единстве и может способствовать единству внутри Англиканского Сообщества.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: