Тема 2. Историческая эволюция философской мысли России X–XVIII вв

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ФИЛОСОФИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МОДУЛЬ 3

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ 3

«Русская философия»

 

Оглавление

 

Введение. 2

Содержательная часть. 2

Тема 1. Общая характеристика русской философии. 2

Лекция. 3

Тема 2. Историческая эволюция философской мысли России X–XVIII вв. 4

Лекция. 4

Тема 3. Основные течения русской философии XIX – начала ХХ вв. 10

Лекция. 11

Вопросы для самоконтроля и подготовки к аттестации по дисциплине. 28

Рекомендуемая литература. 29

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине. 30

 

 

Введение

Изучение русской философии, её богатого исторического опыта философской мысли является необходимым условием для становления обучающегося как личности, и как гражданина страны. Русская философия как форма духовной культуры имеет свои черты, свой сложный исторический путь и своих великих философов.

Дисциплина излагает историю становления и развития русской философии, её основные направления, имена и труды ведущих мыслителей, обращает внимание на взаимосвязь отечественной мысли с западноевропейской философией, в контексте с которой постоянно происходит развитие отечественной культуры – начиная с принятия христианства на Руси до периода Великой октябрьской революции, воплотившей идеи марксизма в исторической практике. Особо выделяются черты национального своеобразия русской философии, обозначается её связь с решающими историческими и культурными событиями страны.

Русская философия выходит за пределы академической философии. Так сложилась отечественная история, что философия периодически изгонялась из университетов, но тем теснее она срослась с русской культурой, религией, с проблемами народа и болью за судьбу страны.

Эта дисциплина развивает у слушателей профессиональные и общекультурные компетенции.

Цель – изучить основные идеи учений русских философов в контексте отечественной истории.

Задачи:

1) раскрыть общие характерные черты русской философии;

2) изучить эволюцию философской мысли в России X – XVIII вв.;

3) изучить основные течения русской философии XIX – начала ХХ в.

Содержание раскрываемых в рамках данной дисциплины вопросов опирается на работы отечественных учёных в области философской русской философии.

Приобретаемые при изучении дисциплины знания являются необходимыми при выполнении трудовых функций педагога в соответствии с квалификационными требованиями профстандарта к знанию содержания преподаваемого материала.

Содержательная часть

Тема 1. Общая характеристика русской философии.

Стремление преобразить жизнь. Антропоцентризм. Этикоцентризм. Реалистический онтологизм. Склонность к целостному видению проблем. Отсутствие системы и рациональной формы. Религиозность. Коллективизм. Эсхатологизм.

 

Лекция

В широком смысле слова выражение «русская философия» относится ко всем школам философской мысли, существовавшим в России, независимо от различий между ними, а в более узком смысле подразумевает религиозно-философскую тенденцию, которая получила расцвет в конце XIX – начале XX вв. Оба подхода к пониманию русской философии имеют ценность, - первый охватывает множество интересов отечественных философов, а второй указывает на его наиболее отличительный вклад в философию в целом.

В конце XIX – начале XX вв. произошёл расцвет философской мысли, основания для которого были подготовлены подъёмом в русской культуре, в том числе, в литературной, научной и религиозной мысли.

Философские идеи пронизывали религиозные, политические и литературные дебаты, которые развивались теологами, учёными, литераторами, поэтами, и выражались в различных специфических формах, в основном в литературном творчестве: литературной критике, публицистике, искусстве, «эзоповом языке» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой). Длительное время философские идеи не имели систематической формы, чёткой рациональной конструкции и специального философского языка, как это было на Западе.

Русская философия стремилась преобразить жизнь. Не случайно марксизм, для которого социальная практика является критерием истины, смог легко срастись с российской политикой. Даже, когда русская философия действительно смогла достичь высот отвлечённого теоретизирования, - как в работах В. С. Соловьева (1853-1900), - она по-прежнему носила знак «теургического беспокойства». «Появившись в церковном мировоззрении, она проявилась в секуляризме[1], развиваясь от «абстрактного героизма» к «социализму»» [7, c. 129]. В целом русской философии дооктябрьского периода был свойственен антропоцентризм и этикоцентризм.

Близко с этим – реалистический онтологизм российской философии как тенденция ценить реальность существования сверх истины абстрактного понимания. Точно так же российские мыслители часто искали правду (правдоискательство) охотнее, чем истину, потому что первое казалось более неотложным, чем последнее. Большая роль отводится непосредственному постижению реальности, интуиции, чувственному опыту. «Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам <…>, но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту» [3, c. 543].

Русская мысль имеет выраженную склонность к целостному видению проблем, это выражается в том, что философы часто были озабочены глобальными проблемами. В метафизике эта черта проявляется в доктрине В. С. Соловьёва о всеобщем единстве.

В противоположность западному, мировоззрение большинства русских философов предстаёт как религиозная этика коллективного человечества и содержит в себе ярко выраженную «Мы-философию», религиозную уверенность, что спастись можно только вместе. Между тем, всегда существовала индивидуалистическая направленность в ряде выдающихся философских учений (Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев).

Эволюция философских идей в России сформировалась в двойственности взглядов славянофилов и западников, которая выражалась в напряженности между стремлением к национальной самобытности и к более тесной связи с Западом. Однако за долгое время эти тенденции настолько тесно переплелись друг с другом, что их сложно разграничить.

И, наконец, в русской мысли есть то, что Бердяев назвал «эсхатологической» ориентацией метафизики, которая также может быть описана как стремление к пределам - в частности, пределам мышления и вещей. С одной стороны, это выражалось в склонности останавливаться на конкретных вопросах, что сильно ограничивало предмет русской философии С другой стороны, такое внимание к конкретике могло выражаться в скрупулёзной аргументации, как у Н. Бердяева.

Тема 2. Историческая эволюция философской мысли России X–XVIII вв.

Становление русской философии. Философская мысль русского Средневековья. Период Киевской Руси. Период Московской Руси. Исихазм. Нестяжательство. Фидеизм. Полемика «нестяжателей» и «иосифлян». Философские вопросы в переписке И. Грозного и А. Курбского. Переход от средневековой к новой культуре. Русская философия XV-XVII вв. Просветительское миросозерцание XVIII века.

Лекция

Русская философская мысль не может быть правильно понята отдельно от её исторического развития. Её постоянное погружение в культурные, социальные и политические контексты, а также неизбежная преемственность делают историческую перспективу необходимой для понимания как проблем, с которыми она сталкивается, так и решений, которые она предлагает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: