Переход от средневековой к новой культуре

На стороне Нила Сорского был Максим Грек (1470-1556), самый яркий интеллектуал того периода отечественной истории. Первоначально учёный-гуманист во Флоренции, он позже принял монашеский обет и был приглашён в 1518 году в Москву, чтобы помочь в переводе богословских произведений. Несмотря на то, что его фигура вызывала спор среди российских церковных властей, Максим Грек был учёным высокого уровня, помогающим распространять философские знания в России.

В XVII веке наступило «смутное время» перехода от средневековой к новой культуре. К середине века политические и религиозные противоречия вспыхнули вокруг Великой Схизмы (Великий Раскол), что привело к отделению от церкви большой группы так называемых «старообрядцев». Учитывая западные склонности своих противников, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович (царствовавший с 1645 по 1676) рассматривали раскол как борьбу между средневековыми фидеистическими[5] и новыми рационалистическими взглядами.

В начале XVII века митрополит Пётр Могила (1596-1647) основал духовную академию в Киеве по образцу польских (иезуитских) моделей. В Москве стали появляться светские школы и в 1678 году было основано первое высшее учебное заведение: Славяно-греко-латинская академия. Учебные планы этих школ включали в себя логику, психологию и физику. Начинающая академия была занята спором между «грекофилами», верными византийским корням своего обучения, и «латинофилами», находящимися под влиянием западной схоластики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: