Этапы развития культуры

Семинарское занятие №8

1. Русская культура на рубеже XIX-XX вв.: поиск новых ценностей

Конец ХIХ – начало ХХ веков стал переломной эпохой во всех сферах социальной, политической и духовной жизни страны. Бурная политическая жизнь, противоречивые социально-экономические процессы привнесли в общественное и художественное
сознание новые черты и особенности. Это был период острейших социальных конфликтов, резкого обострения идеологической борьбы, в том числе и в искусстве.

ХХ век, начавшийся для России войнами, поставил под сомнение многие общепризнанные ценности. Первая русская революция в 1905 г. привела страну на грань национальной катастрофы. Попытки преодолеть ее, найти пути выхода из создавшейся ситуации, разработка различных проектов и программ, немедленно реализуемых на практике, осмысление ее и отражение этого осмысления творческой интеллигенцией до сих пор остаются в поле внимания
историков, философов, ученых.
Экономическое развитие России рубежа веков, ставшей на путь буржуазной модернизации, имело свою специфику. Широкое применение новейших достижений научно-технического прогресса изменило темп и уклад жизни, весь облик огромной страны.
Период конца ХIХ – начала ХХ веков вошел в историю русской культуры под названием "серебряного века".Серебряный век – это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, прошедшего и настоящего, озаряемого грядущим. Это время отказа от "социального" человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно философский Ренессанс. Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.

Особенностью культурного развития рубежа ХIХ–ХХ веков является еще большая, чем в предшествующий период, демократизация,
резкий рост интереса к знаниям, образованию у самых широких народных масс, огромное внимание общественности к вопросам просвещения. Рубеж столетий был ознаменован значительными достижениями в различных областях науки. Центрами консолидации научных сил страны продолжали оставаться Академия наук с разветвленной системой научных институтов, университеты с многочисленными научными обществами, всероссийские и международные съезды ученых.
На рубеже ХIХ–ХХ веков в мировой науке были сделаны важнейшие открытия. Русские ученые внесли свой вклад в исследование новейших проблем естествознания.

Художественная культура рубежа веков – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общественного сознания, возросший интерес к личности, духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки ценностей", поисков новых форм. Характерными чертами художественной жизни начала века становятся одновременное существование различных направлений, течений, группировок, синтез искусств.

2. Отечественная культура советского периода: антиномии, идеалы, ценности

Антиномия– в диалектическом смысле слова признание объективных противоречий, выражающих процесс развития - в данном случае - культуры. Каждой отдельной эпохе в развитии любой страны, в том числе и России, соответствует определенный тип культуры, обладающий конкретно-историческими характеристиками: социально-экономическими, идейно-политическими, художественно-эстетическими, нравственно-гуманистическими, ценностно-смысловыми. Феномен отечественной культуры советского времени занимает совершенно определенное место в истории России. Это - один из наиболее значительных и одновременно сложных, антиномичных, драматических и героических периодов в истории борьбы не только русского народа, но и всего многонационального народа СССР за идеалы Социальной Справедливости иСоциального Равенства. В этом заключены как исходный ценностно-смысловой пункт самого исторического периода, так и содержание, направленность русской национальной и всей советской многонациональной культуры, их значимость, поучительность, драматизм и даже трагизм отдельных сторон процесса социокультурного развития. В настоящее время к советской культуре среди ученых, не говоря о политиках и обывателях, нет однозначного отношения. Одни относятся к ней отрицательно, именуя ее "тоталитарной", "вриокультурой", и даже полагают, что в советское время "над культурой нависла Варфоломеевская ночь». В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство. К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) - "открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу после Октября 1917 года. Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева. Ряд художников (М. Греков, И. Грабарь) уже в 1919 году создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 года вводится звание "Народный артист республики". Одними из первых его получили М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов. Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Происходило активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).

3. Культура России на рубеже ХХ-ХХI вв.: состояние и тенденции

Развитие отечественной культуры осуществлялось в условиях новой политической системы и социально-экономических отношений. Укреплялась негосударственная форма собственности, углублялась имущественная дифференциация населения. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции а сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы "сверху". Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27-28% от общего числа вузов, в них обучались 8-12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента1. Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция.

С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности

Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.

Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры.

В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строительства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и банковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи.

Многообразие направлений и жанров художественной культуры не перечеркнуло значения, и ценности многих художественных произведений советского времени. В творчестве наиболее талантливых представителей литературы и искусства были сохранены и приумножены лучшие традиции культурного наследия прошлого.

Наибольший расцвет получили такие виды искусства, как кинематограф, театр и музыка. Кинематограф наиболее ярко смог отразить все существующие проблем в обществе: войны, кризисы страны, криминал, семейные проблемы, мошенничество, беззаконие. В это время начали развиваться различные жанры кино, например, такие, как боевик, драма, комедия, военное кино. В мировом сообществе зазвучали имена русских режиссёров – Н. Михалков, С. Бондарчук, Ф.Бондарчук, С. Бодров, В. Тодоровский, Л. Гайдай и многие другие. Российский кинематограф постепенно стал занимать достойное место среди ведущих кинематографов мира. Развитие театрального искусства в конце XX века – сложный процесс. Тогда говорили о потере статуса театрального искусства. Театральные постановки стали замещать кино, газеты и журналы. Россия к началу XXI века осваивала мировой театральный опыт минувших десятилетий. Примерно в то же время Запад осваивал театральный опыт России. В итоге, несмотря на все трудности, театр всё же смог противостоять массовым видам искусства, смог не потерять своего зрителя и уже к началу XXI века российский театр занял достойное место на международной арене. Особое развитие на рубеже XX-XXI века получила, популярна музыка, что было отголоском запада. Тем самым интерес к классической музыки угас. Поэтому музыкальное искусство тоже прошло сложный период в своём развитии. Музыка отечественных сочинителей последнего десятилетия прошлого века и нашего времени менее всего зависит от общественной ситуации, это искусство в России стало уделом творчески свободных людей. Композиторы академической ориентации сегодня продолжают активно сочинять музыку. Более того, её развитие, ранее скованное нормами «соцреализма», ныне очень динамично. В настоящее время активное развитие получают различные виды классической музыки: от «камерной музыки» до духовной. Музыканты-исполнители высокого класса, в предыдущие десятилетия ориентированные на Запад, возвращаются на Родину. С трудом развиваясь на новой рыночной основе, высокое искусство постепенно возвращает себе духовный авторитет в обществе. Развитие музыки в конце XX начале XXI века показало и её безграничные возможности развития.

4. Российская литература и искусство на переломе веков и тысячелетий

Суть каждого исторического времени, с одной стороны, ярче и точнее всего отражают литература и искусство, а с другой, они сами творят новый мир с его ценностями и смыслами, формируют социокультурный генотип человека.

Состояние российской литературы и искусства характеризуется высокой степенью сложности и противоречивости.

  • Во-первых, это обусловлено самой природой культуры, которую нельзя свести к узкой сфере общественной жизни или совокупности институтов культурной деятельности и результатов художественно-культурного производства, тем более к сегменту рынка, хотя она существует и в такой интернет-прикладной форме. Все эти проявления культуры как человеческой природы и как способа осуществления человеческого в человеке в конкретных социальных и пространственно-временных параметрах и составляют реальное бытие культуры. Его качественные особенности, противоречия и тенденции развития обусловливают становление (или разрушение) человеческого начала во всех сферах жизнедеятельности людей.
  • Во-вторых, нельзя не отметить пока еще далеко не преодоленные препоны на пути социокультурного анализа литературы и искусства: недостаточную научную разработанность его методологии, отсутствие репрезентативной системности проводимых исследований и слишком малый массив научной, особенно социологической информации для объемной квалификации состояния и тенденций развития культуры и искусства в условиях слома одной общественной системы и драматического создания другой.
  • В-третьих, надо признать, что в «бурном потоке» огромных социально-экономических, политических, внутренних и международных перемен подлинная картина происходящего в культуре, особенно художественной, покрыта мраком не только для рядового читателя, зрителя, но и для самого художника. А потому она отличается невероятной сложностью для исследования. В этих условиях культурологические обобщения и выводы лучше всего делать на экспертных оценках самих деятелей культуры и искусства, непосредственно включенных в современный художественный процесс.

Базируясь именно на них, мы и попробуем дать свой ответ – пусть его корректирует каждый несогласный, а главное – время – лучший судья деяний людей и их самих.

последние двадцать лет отечественные литература и искусство не дали ничего достойного тех великих потрясений и острейших, поистине судьбоносных проблем в жизни великого народа, которые случились на переломе двух веков и тысячелетий… Именно поэтому так важно и интересно понять, почему так случилось, что литература и искусство «разбились вдребезги», столкнувшись с реальной действительностью данной эпохи? Тем более общественные предпосылки к новым культурным высотам были... Разве можно отрицать, например, оправданность и творческую продуктив­ность отмены цензуры, обретения художником творческой свободы, исчезновение «железного занавеса» между отечественной и мировой культурой, возвращения в круг чтения литературы русского зарубежья, замалчивае­мых прежде советских и русских писателей, демон­страции снятых с полки фильмов, обращения худож­ников к «белым пятнам» нашей истории, «закрытым» темам человеческих отношений и т.д.? Только ра­дость даже у далекого от искусства человека может вызвать, например, тот факт, что в Москве с 1990-х гг. работает более 200 театров – от Большого до под­вальных, по стране их число еще больше. Формой поддержки и развития этого искусства стали популярные общероссийские (и международные) фестивали «Золотая маска», «Чеховский фестиваль», региональные – «Театр без границ» (г. Магнитогорск) и др. Разве не вселяет оптимизм в жителя «читающей России», что в стране появилось не менее 30 тысяч издательств, около 300 тысяч газет и журналов? За последние 20 лет принципиально обновлена технологическая база книгоиздания в стране. Кинозрители должны бы радоваться тому, что ныне в РФ примерно 250 киностудий, примерно столько же фильмов лет 25 назад выпускали ежегодно все киностудии страны…

Однако, несмотря на эти впечатляющие позитив­ные сдвиги, общий вывод со страниц прессы и в творческих кругах все чаще звучит пессимистически: происходит явное вырождение творческого потен­циала российской литературы и искусства; в художе­ственной культуре доминируют разрушительные тен­денции, губительные последствия которых мы пока еще недостаточно осознаем… Свобода слова как высшее проявление демократии обратилось несвободой духа. Весьма авторитетный критик И. Золотусский в эссе «Интеллигенция: смена вех» поднял вопрос о повальном грехе постсоветской интеллигенции — непонимании того, что свобода, какой-то десяток лет назад «нежданно-негаданно» свалившаяся на нас, есть в действительности не наращивание прав, а прирост обязанностей. Нас не то что даже не поняли бы интеллигенты старого времени, пишет он в очерке: они, увидев нас, смутились бы. «Пожалели бы нас за наш бедный – советский – антисоветский – идеал, который и продиктовал нам столь тощее представление о свободе». Многие деятели искусства и литературы вынуждены констатировать, что и искусства как такового, и текущей литературы просто нет (критик Ж. Голенко, поэт Ю. Кублановский), киноискусство доразвивалось до «саморазрушения»3, положение нынешней драматургии точнее всего определить как драматическое, происходящее на эстраде (как надо говорить теперь – в шоу-бизнесе) известный певец Александр Градский охарактеризовал как «интеллектуальную и творческую катастрофу»…

Аргументы пессимистов трудно оспоримы: сбросив прежние идеологические и цензурные оковы, со­временный российский художник очутился в не­проходимых рыночных джунглях, где тяжело вы­жить, не то что добраться до художествен­ного Олимпа. «Белые пятна», исчезновению ко­торых в нашей советской истории радовались читатели и зрители, оказались залитыми сплошной черной краской, да еще в таком избытке, что заодно ее хватило и на всю остальную историю России. Шквал новых имен в искусстве привел к резкому падению профессионализма, кроме то­го, большинство модных писателей, художников и т.д. оказались, по выражению известного театрального критика Бориса Любимова, прежде всего «кузне­цами собственного счастья», пришедшими в творчество потому, что молот, необходимый для этого, показался им не слишком-то тяже­лым… Количество издательств и киностудий увеличивается, с необъяснимой закономерно­стью снижая качество производимых фильмов и содержание выпускаемых книг… Сегодня удручающая арт-статистика 1990-х годов сметена валом издаваемых книг, газет и журналов, каскадом новых радио и телеканалов, снятых телесериалов, каждый из которых по продолжительности превышает половину лент запасников Госфильмофонда, огромным количеством фильмов, дисков на электронных носителях. Это если даже не упоминать Интернет, в бесконечной виртуальной бездне которого присутствует столько художественной (впрочем, и не вполне художественной) информации, что проблема уже не в том, что прочитать, посмотреть, услышать, а как это успеть сделать…

Беспристрастная оценка происходящего требует признать исключи­тельно противоречивый характер изменений, которые еще, к тому же, не окончились – все мы явно нахо­димся в их бурлящем потоке.

5. Культура как национальная идея России в ХХI в.

В марте этого года в Иркутском национальном исследовательском техническом университете при сотрудничестве с Иркутской региональной общественной организацией «Рериховское культурное творческое объединение» и Иркутским отделением Международной Лиги Защиты Культуры прошла конференция под названием «Культура как национальная идея России». У человека со стороны появится улыбка: «Мол, авторы - мечтатели, живут в абстрактных понятиях их тема совсем не актуальна, когда проблем иных с всякими кризисами и так хватает». Но давайте разберёмся, что же такое Культура и на сколько она абстрактна… Когда ребёнка с малых лет учат говорить «спасибо», здороваться, проявлять иные примеры уважения к людям, мы можем сказать, что этому ребёнку прививают элементы Культуры. И после, со временем, когда «спасибо» становится не автоматически сказанным словом, а искренним выражением благодарности, человек наполняется высоким светлым чувством и, более того, тот, к кому эта благодарность проявлена, начинает ответствовать взаимностью. Таким образом, выстраивается сердечный мост взаимопонимания. Мы можем сказать, что в этом есть Культура, Культура взаимоотношений. Когда мать заботливо указывает на цветок в лесу, и ты вглядываясь наполняешься восторженным чувством от увиденной красоты. Тогда приходит понимание, что красотой наполнено всё вокруг. И любовь к природе становится неотъемлемой частью тебя. Да. И в этом тоже будет Культура.

Когда поход в музей, в храм искусств, перестаёт быть мучительной болью в ногах. Когда наше сердце начинает вибрировать на нечто высокое и сказочно-реальное в картинах. Тогда благодарность наполнит нас к тем, кто создавал эти произведения и к тем, кто с детства водил нас в музеи и прививал любовь к прекрасному. И в этом Культура будет непременным участником. Когда музыка задевает некие струны в нас, заставляя звучать восторженно на гармонию в ней, в этом будет наше понимание одной из граней Культуры. Когда в трудный момент твоей жизни, кто-то бескорыстно протягивает тебе руку помощи, тогда ты ощущаешь ту прекрасную Культуру в человеке, которая подвигла его тебе помочь. Когда бытовые проблемы уходят на второй план, от того, что мы осознали нечто более значимое и теперь можем вздохнуть полной грудью. Когда жизнь наша наполняется прекрасными звуками, образами, возможностями проявить своё сердечное участие в чём-либо прекрасном. Тогда мы можем сказать, что нечто утончённое и высокое вошло в нашу жизнь. И во внутренней тишине мы открываем для себя пространство сердца. Именно здесь рождается Культура. Сердечное участие всегда искренно, всегда, по личному убеждению, происходит. Не по приказу, не по долгу службы, не за деньги - тем и ценно. Подвиги героев, действующих бескорыстно «не во имя своё», всегда вдохновляли народное сознание и от малых лет каждого человека, когда тот ещё не обременён проблемами текущего часа. Они, действующие по зову сердца, становились примерами того, как надо жить. Они живые в истинном смысле. Наполнены жизнью, т.е. постоянным стремлением в область прекрасного будущего! Память о них хранит народ! Именно инициативой народной, общественной открывается наиболее значимое и близкое сердцу этого народа. Таким образом, мы можем отметить, что Культура является неотъемлемой частью народного сердца. Если мы будем смотреть не с позиции нужд одного лишь брюха, то поймём, что Культура – это основание жизни. Культура – воздух, напитывающий нас силами к благородным действиям. Культура – огонь подвига, зовущий в прекрасное будущее. Культура – вода, дающая жизнь всем лучшим начинаниям. Мы поймём, что сама жизнь с её постоянным стремлением в область более совершенного напитана Культурой. А нам лишь стоит выкарабкаться из скорлупы собственных страхов и предрассудков и ощутить её всеобъемлющий пульс, звучащий вокруг и в себе самом. Но как не просто это и с какими усилиями происходит хоть какое-то малое продвижение в этом направлении. И зачастую, помимо преодоления в себе мешающих элементов приходится преодолевать непонимание и противодействие из вне. Накануне конференции случилось следующее событие, заставившее посвятить ему круглый стол. 7 марта сотрудники силовых структур и сотрудники министерства культуры совершили беспрецедентное покушение на свободную общественную культуру. Из общественного музея имени Н.К. Рериха в Москве были силой безосновательно изъяты около 200 картин Рерихов. Была остановлена работа музея. Сотрудники музея были в жёсткой форме отстранены от своих обязанностей и удерживались около суток как заложники. Взломанная дверь музея, угрозы сотрудникам музея, пренебрежительное отношение к картинам, шедеврам мировой значимости - всё это происходило при участии органов правопорядка, а главное при участии работников министерства культуры. Картины были увезены в музей Востока, в тот музей, который претендует и на всё Наследие Рерихов в общественном музее и на здание этого музея. И опять человек со стороны скажет: «Какая разница, где эти картины выставлены?». Но надо будет ему сказать, что если мы уважаем творчество художника, мы будем стремиться понять глубже это творчество, понять то, на чём оно строилось. В данном случае творчество Рерихов строилось на философии космизма, философии Живой Этики.

Но именно эта философия является ненужной в представлении музея Востока о Рерихах. Впечатление от картин во многом зависит от того как сделана экспозиция, какой темой объединены картины. В общественном музее Н.К. Рериха есть зал, посвящённый Живой Этике, что является принципиально верным – основополагающей идее отведён один из главных залов. Так же мы будем стремиться уважать то будущее, которое завещал художник для своего творчества, ту форму, которая смогла бы максимально раскрыть потенциал Наследия. В нашем случае С.Н. Рерих ясно изъявил и задокументировал свою волю о том, что Наследие должно быть в общественном музее, который он создал сам, вне подчинения министерству культуры и музею Востока. Объясняя это тем, что в подчинении этим структурам деятельность музея не имела бы той широты и той активности. Его слова подтвердились относительно общественной формы музея успешной работой этого музея более 20 лет, многочисленными российскими и зарубежными наградами за деятельность этого музея. Его же слова подтвердились и относительно министерства культуры и музея Востока. То, что происходит последние несколько лет, беспрецедентные притеснения музея, и как апофеоз всего этого, события 7 марта, говорит, во-первых, о нескрываемой неприязни упомянутых выше двух структур, а точнее ряда чиновников в них, к общественному музею имени Н.К. Рериха; во-вторых, это говорит о непонимании ими сути Наследия Рерихов, имеющего мировое значение, на управление которым они претендуют. Характер их действий далёк от той атмосферы сотрудничества и миротворчества, которой наполнено Наследие. Также человеку со стороны нужно будет знать, что увезённые картины в музей Востока не обязательно будут выставлены для зрителя. Ведь во владении государственных структур находится большая коллекция картин Рерихов. Часть из них находится там вопреки воли С.Н. Рериха. Эти картины там уже очень продолжительное время. И томятся они в запасниках посмотреть их простой человек не может. То, как сотрудники общественного музея пытаются самоотверженно выполнить волю С.Н. Рериха, вызывает огромное уважение к ним. Действуют по совести! Противостоящие им, на общее обозрение показывают, кем являются на самом деле! Возвращаясь к конференции, нужно сказать, что участники во время обсуждения на круглом столе сложной ситуации с общественным музеем Н.К. Рериха в Москве единогласно приняли решение ввести в текст резолюции пункт о поддержке Международного Центра Рерихов и его общественного музея. В рамках конференции докладчики представили доклады по следующим направлениям: «Роль культуры в развитии человека и общества», «Культура - синтез искусства, науки и религии (философии)», «Пространство Культуры – будущее России», «Сибирь ХХI века в условиях культурного многообразия и взаимодействия». Всего было зачитано около 30 докладов. Учёные, преподаватели вузов, школ, педагоги и воспитатели детских садов, студенты и школьники - каждый в своей сфере отметил необходимость Культуры, не как абстрактного понятия, но как активной действующей силы, способной менять нашу жизнь к лучшему! Россия, наша Родина, пережившая многие испытания, взрастившая немало настоящих героев известных и неизвестных, достойна того, чтобы Культура в её истинном значении стала национальной идеей. Как дань памяти всем самоотверженным труженикам на общее благо! Как жизненная необходимость! Культура!

 

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: