Основные понятия: принципы формирования содержания школьного исторического образования, Историко-культурный стандарт, структура учебного предметного содержания, содержательные линии школьных курсов истории: историческое время, историческое пространство, историческое движение, системно-деятельностный и компетентностный подходы в обучении.
1. Отбор учебного материала для содержания осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся, особенностей данного этапа их социализации, ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
На ступени основного общего образования (в 5—9 классах) изучается история России до XIX века включительно и всеобщей истории с древности до начала ХХ в. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается региональная и локальная история.
Дискуссии о соотношении науки и учебного предмета, проводившиеся в отечественной педагогике во 2-й пол. ХХ в., дали основание понять, что школьный курс не сводится к сокращенному изложению существующей картины научных знаний. Это – специально созданная модель познания прошлого, главное назначение которой – развитие и воспитание личности, формирование у учащихся определенных знаний и способностей, опыта познавательной деятельности и отношений.
|
|
Перемены, произошедшие в исторической науке в конце ХХ-начале ХХI вв., отказ от господствовавшей марксистско-ленинской идеологии привели к использованию различных концепций истории (цивилизационных, антропологических, культурологических). Эти подходы применяются в учебном предмете в соответствии с их гносеологическим, мировоззренческим и дидактическим потенциалом. Например, цивилизационный подход позволяет выявить многообразие исторических обществ, моделей, динамики развития отдельных регионов мира. Формационно-стадиальный подход раскрывает поступательное движение общества. Культурологический подход позволяет понять основополагающие ценности и идеалы людей и обществ, их духовную жизнь. Антропологический подход дает возможность увидеть типичное и особенное в людях разных эпох.
2. Общие принципы формирования содержания
Общими принципами формирования содержания школьных курсов истории являются:
1) Многоуровневость (На ступени основного общего образования (в 5—9 классах) предусматривается изучение истории России (отдается приоритет) и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история).
|
|
2) Многоаспектность (отражаются различные сферы общественного бытия: материальное производство, экономика, социальные отношения, политика, идеология, духовная культура, взаимоотношения между народами и государствами).
3) Диалектичность (историческая картина раскрывается с опорой на категории многообразия и противоречивости развития человечества. Для этого используются характеристики интересов различных социальных общностей, противоречий и альтернатив, объективных и субъективных факторов, определяющих ходи исторических событий, роли человека в истории).
4) Историзм (выполняет структурообразующую, аналитическую и мировоззренческую функции. В соответствии с этим принципом прослеживаются генезис и развитие важнейших явлений и процессов, складывается представление об исторических эпохах. В мировоззренческом отношении историзм предполагает восприятие событий, явлений, личностей в контексте эпохи, в адекватной ей системе ценностей.
5) Комплексность исторической информации (от факта источника к факту историка). Исторические источники служат объектами познавательной деятельности учащихся; они способствуют развитию аналитического мышления, формированию навыков оценки и аргументации.
6) Объект-субъектность истории. Субъективное восприятие явлений выражается в их оценках, определении значимости. Школьники узнают о версиях и интерпретациях исторических событий, получают представление и принципиальной множественности и неоднозначности смыслов исторических фактов, об относительности любой оценки. Ученик получают опыт определения и обоснования собственных позиций.
3. Структура учебного предметного содержания включает:
· Адаптированные знания исторической науки;
· Сведения о способах исторического познания, позволяющие учащимся осознанно осуществлять самостоятельную деятельность;
· Система умений, необходимых для освоения учениками исторических сведений;
· Исторические сведения, обеспечивающие становление личностных ориентаций учеников;
· Опыт самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
4. Содержание исторического образования должно быть направлено на достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях).
Предметное содержание образования определено Примерной программой. В случае с отечественной историей научную основу содержания школьного исторического образования закладывает Историко-культурный стандарт, являющийся частью Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурный стандарт содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
Содержание школьного исторического образования включает факты (события, явления, процессы, персоналии) и теорию (понятия, закономерности, связи, теоретические положения). Обязательным компонентом содержания образования являются умения: общеучебные (чтение, письмо, счет и т.п.) и специальные (предметные) – работа с хронологией, исторической картой, документом и пр.
5. При изучении любого школьного предмета, а особенно истории, реализуется воспитательный потенциал. К структуре учебного содержания, обеспечивающего становление ценностных ориентаций личности, относятся следующие компоненты: сведения о роли и значении исторического познания, факты истории, которые могут вызвать эмоциональный отклик, сведения о духовных ценностях людей прошлого (например, о гуманистических основах мировых религий), сведения об исторической эволюции нравственных понятий («патриотизм»).
|
|
6. Содержательные линии школьных курсов истории
Основу составляют:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику:
а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи;
б) их потребностей, интересов, мотивов действий;
в) восприятия мира, ценностей.
7. Основные подходы к подготовке школьников
Содержание подготовки школьников по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
|
|
8. Содержание учебного предмета «история».
Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. В соответствии с задачами изучения предмета расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.
Предполагается, что в школьных курсах может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.
Отбор содержания осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.
Основные содержательные линии исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.