Задания для самостоятельного изучения на период
с «__08_» ___06_2020 г. по «_13__» _06___2020 г.
Тема. Управление развитием познавательных процессов в учебной работе.
План.
1.Психология педагогического воздействия на уроке.
2.Психические процессы и возможность управления ими на уроке.
Вопрос. Психология педагогического воздействия на уроке.
Урок — организационная форма развивающего обучения школьников, направлен на реализацию 3 основных целей:
1)развивающая: интеллектуальное, эмоционально-волевое и личностное развитие ребенка;
2)воспитывающая;
3)обучающая: формирование у детей познавательных компетенций. Педагогическую психологию интересует реализация развивающей задачи. Её достижение возможно на основе деятельностного подхода; индивидуального подхода; личностного подхода.
Начнем с деятельностного подхода.
Важно, чтобы на уроке весь класс, каждый ученик в полной мере включился в учебную деятельность, а именно:
-испытывали положительную мотивацию (побуждение) в виде интереса, любознательности, наслаждения процессом, самореализации и т. д.;
|
|
-ясно осознавали цель урока и отдельных его этапов, т. е. заранее видели конечный результат своих усилий;
-проявляли активность, т. е. не поглощали все в готовом виде, а переделывали материал самостоятельно: связывали рассказ учителя с собственным ответом и своими интересами; пересказывали в уме своими словами; делали записи отдельных мыслей, решали задачи, ставили вопросы, выполняли опыты, рисовали схемы и т. д.
Главное для детской активности и творчества — иметь возможность по-своему воспринять цель и способы ее выполнения. Мастерство педагога состоит в том, чтобы дать простор самостоятельности (но под общим руководством учителя).
Индивидуальный подход. Обеспечить данный подход, значит дифференцированно подходить к учащимся, а именно:
1)понять, что в каждом классе учащиеся отличаются друг от друга по следующим показателям:
-общее развитие (в том числе по состоянию здоровья, работоспособности, выносливости),
-по типу памяти, степени концентрации внимания, скорости протекания познавательных процессов.
-способности к усвоению и закреплению нового материала, в темпе учебной деятельности.
-по различию в уровне овладения устной и письменной речью, в скорости чтения.
-по различию в быстроте и гибкости мышления учеников.
Здесь имеет место проблема дифференциации обучения.
Согласно данному подходу, выделяют группы учащихся.
1 группа. Норма.
Умственное развитие детей соответствует их паспортному возрасту, т.е. умственные способности характеризуются как средние (IQ -90-110 баллов). Здесь нет учеников с повышенными и пониженными способностями. Это однородный состав, что позволяет детям со средними способностями проявить себя в учебном процессе.
|
|
Этих детей также подразделяют:
1.основная группа – вполне благополучные ученики: внимательно слушают на уроке, хорошо воспринимают материал, обладают развитой речью, достаточным логическим мышлением. Активны.
2.ученики, требующие повышенного внимания учителя: уровень познавательных способностей у них достаточен, но они имеют свои особенности эмоционально-волевой сферы ил личностные недостатки. Среди них выделяют:
1)медлительные дети – замедленное выполнение отдельных заданий, причина – инертность нервно-психических процессов, флегматический характер). Избегают игр, предпочитают спокойные виды занятий. Они могут быть разбиты на 2 подгруппы:
-дети, обладающие высоким уровнем умственного развития и хорошей психологической готовностью к школе (если бы не флегматичный темперамент, могли бы учиться хорошо).
-дети, уровень умственного развития и психологическая готовность к школе не превосходят нормы.
2)дети, требующие внимания, поскольку слишком возбудимы, подвижны, неусидчивы, импульсивны.
3)дети с недостаточной сформированностью мотивации учения: не хотим учиться, это не сформировали в дошкольном возрасте, ориентир на внешкольную направленность.
Работа с такими детьми:
1.определить группу детей, с которыми общается этот ученик и работать с группой на её переориентацию на учебу.
2.в учебной деятельности давать задания, вызывающие интерес ученика.
3.создавать условия достижения успеха (создавать ситуацию успеха).
4.Быть добрым, ласковым с учеником.
5.подкреплять его поступки добрым словом, радостной улыбкой.
2 группа детей с ускоренным развитием. Характеристика: КИ = 120 и выше баллов. Таких детей 17 % от общего числа детей соответствующего возраста. Они опережают паспортный возраст на один год.
Среди этих 17%:
2% детей – опережают паспортный возраст на два года – это одаренные дети.
0,1% - опережает паспортный возраст на 3-4 года – вундеркинд (исключительно одаренный).
Умственное развитие протекает в быстром темпе. Способны составлять модели, схемы, анализировать, очень стремятся заслужить уважение у взрослых.
Принципы организации учебно-воспитательного процесса с такими детьми:
1. принцип ускоренного обучения: за счет сокращения количества часов, отведенных на тему, использование элементов блочной подачи материала.
2.принцип высокого качества усвоения, т.е. критерием перехода к другой теме должно служить качество знаний, характеризуемое оценками 4 и 5.
3.принцип обучения на высоком уровне обобщения. Шаги:
1. Учить анализировать.
2.использовать системное представление учебного материала.
3.учить действовать в мысленном плане
4.принцип обучения на высоком уровне самостоятельности. Здесь имеет место побуждение и развитие творческих способностей детей, что достигается:
-стимулированием высказывания оригинальных идей, решений, воображаемых ситуаций;
-упражнениями в переходе от общепринятых утверждений к самостоятельным, субъективно творческим.
З группа детей, которые требуют повышенного индивидуального внимания.
Это:
- дети с пониженными умственными способностями (входят в коррекционные классы)
-дети с задержкой психического развития (входят в коррекционные классы)
-основная часть – педагогически запущенные дети с нормальными, даже иногда повышенными задатками, которые не развили, не раскрыли (входят в классы компенсирующего обучения)
Работа с такими детьми должна:
1.учитывать особо индивидуальность каждого ребенка.
2.активизацировать, тренировать умственные способности детей.
|
|
3.при планировании важно придерживаться правила: «не забегать вперед» Учитель вправе задерживаться на изучении темы столько, сколько необходимо для её полного усвоения учениками.
4Урок требует постоянного переключения с фронтальных форм на групповые, а затем на индивидуальные.
5.коррекция в работе должна заключаться в следующем:
1) установить причину непонимания учащимися материала и поменять способ подачи материала. Например, перейти к игре
2)помнить, что ученик должен успевать и успевать хорошо. Для этого:
-нельзя допускать, чтобы у ребенка накапливался опыт невыполненных заданий: любое распоряжение учителя должно быть выполнено!
-принцип гарантированного успеха: ученик должен знать, что он умеет хорошо учиться и способен преодолеть любые трудности.
6. для лучшего запоминания учеником правил поведения в классе, можно изготовить специальные сюжетные рисунки, которые помогут детям контролировать свои действия.
7.развивать познавательную деятельность
Обеспечить на уроке индивидуальный подход к каждому ученику — значит вовлечь его в учебный процесс. Это возможно, если вы будете стремиться к непосредственному общению с каждым учащимся. Не забудьте, что для этого есть целая палитра приемов:
-побуждение, требование, вопросы, подтверждения, подсказка вполголоса, вопросительный или недоуменный взгляд, одобрительные реплики, ободряющий кивок и др.
-весьма действенны средства невербальной коммуникации — жесты и выражение лица учителя. О многом скажет и мимика учащегося — например, о том, понял ли он объяснение, знает ли, как дальше решать задачу.
- при самостоятельной работе учащихся на уроке, проходя по рядам, обязательно обращайтесь к ребятам (одному ученику нужно подсказать, с чего начать выполнение задания; другому — предложить подумать над тем, что в нем основное, а что второстепенное; третьему — обратить внимание на один какой-либо, более узкий вопрос; четвертому — помочь найти другой способ решения и т. д.)
|
|
-в ходе учебной беседы старайтесь чаще обращаться к более робким, слабым ученикам, в то же время, не ставя их в неловкое положение. Для таких учащихся деликатное обращение, похвала, одобрение учителя исключительно важны. Учителю необходимо в ходе урока следить за движением мысли и чувства каждого ученика.
-в случае недопонимания, сомнения или недоумения, мелькнувшего в глазах учащихся, учитель должен уметь объяснить материал по-другому, усилить экспрессию или подчеркнуть строгую логичность, привести дополнительный материал, вернуться назад. Это помогает учащимся не только лучше понять учебный материал, но и установить нормальные отношения с учителем. -индивидуальная учебная работа происходит и при оценке деятельности ученика на уроке. При этом важны обоснование оценки, указание на успехи и достижения, рекомендации. Не забудьте, что одним из показателей успешной индивидуальной работы является активность учащихся на уроке. Хорошо, если от урока к уроку слабые ученики чаще поднимают руку, хотят ответить.
Внимания учителя требуют и сильные, наиболее развитые и подготовленные ученики. Помня о таких учениках, следует иметь под рукой творческие задания, задачи и упражнения повышенной сложности, практиковать домашние задания исследовательского характера. Делайте это спокойно, не подчеркивая преимуществ ребят перед товарищами по классу.
Личностный подход предполагает:
1. сочетание высокой требовательности к ребенку на основе высокого уважения его как человека, личности со стороны учителя. Для этого необходимо:
♦ не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
♦ не противопоставлять сильных слабым;
♦ не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
♦ замечать даже небольшие успехи слабоуспевающих учащихся, но не подчеркивать это резко;
♦ воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
♦ формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.
2. Нельзя на уроке публично подчеркивать те личностные качества ребенка, которые ведут к насмешке со стороны сверстников, исключению из их круга общения.