Развитие воображения в учебной деятельности

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаружи­вается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс обязательно включает в себя во­ображение. Оно выступает как необходимая сторона художествен­ной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности.

Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые на­до последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточных продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позво­ляет предвидеть будущее.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учеб­ной, так и художественной литературы, при изучении географиче­ских карт и исторических описаний постоянно оказывается необходи­мо воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предпо­лагает самостоятельное создание новых образов, которые реализу­ются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Обязательно надо:

1. просматривать в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют ху­дожественное восприятие и эмоциональное развитие своей лично­сти — фантазия не успевает развернуть перед ними яркие красочные картины

2. изучать географические карты. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помо­гает правильно увидеть их в действительности.

3. знать, что пространственное воображение развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объем­ных тел в различных ракурсах.

4.Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте. Но даже в подростковом воз­расте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации. В таких случаях упреки в адрес учащегося в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогиче­ского общения в дальнейшем.

5.С точки зрения развития воображения чрезвычайно важно ни в ко­ем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педа­гогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их.

6.Необходимо шире применять такие методы обучения, которые сти­мулируют установку на самостоятельное (или с помощью учителя) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способ­ность к таким открытиям.

7.В процессе обучения желательно в максимальной степени опи­раться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т. п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления воображения.

 

Управление мыслительной деятельностью учащихся

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действи­тельности в ходе ее анализа и синтеза.

Организация мыслительной деятельности включает в себя:

I.Постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Какие проблемные ситуации создает учитель на уроке?

1)Использование типов проблемных ситуаций включает в себя:

1.постановку теоретической проблемы, которая базируется на некоторых известных ученику положениях (путь познания сверху). Ученик должен раскрыть некое общее положение или обосновать свои новые действия, объяснить понимание новых фактов (на знании ранее усвоенных).

2. постановку практической проблемы: ученику необходимо найти новых способ решения или просто способ решения, основываясь на теоретических знаниях.

2)Использование методов проблемного обучения, какими являются:

1.эвристический. Под руководством учителя ученик решает не целую задачу, а лишь её часть. Это частично-поисковый метод. Он проявляется в формах:

-учитель сообщил факты, направил мысль учеников в нужное русло, а вывод они делают сами;

-учитель поставил проблему, а гипотезу выдвигают ученики;

-учитель раскрывает логику доказательств, просит учеников предсказать очередной шаг рассуждений.

-учитель, видя затруднения учеников при решении задачи или при поиске ответа на вопрос, дает сходную задачу (облегченную), после которой возвращается к первой,

 

-учитель делит трудную задачу на 2-3 подзадачи, решив их, учащиеся возвращаются к первой. В данном методе нет целостного решения проблемы со стороны учеников.

2.исследовательский метод. Учитель ориентирует учеников на решение целостной проблемы.

Например, ученик самостоятельно читают параграф учебника, отвечают на вопросы, решают практические задачи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: