Вопрос. Психические процессы и возможность управление ими на уроке

Восприятие.

Восприятием называют отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Особенности восприятия, которые должен знать учитель:

1)целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. Следовательно, особенность: сначала деятельность человека направляется воздействием внешних объектов, а потом начинает регулироваться образами. Чем плохо создание образа?

1. это путь наименьшего сопротивления и познания личности, т.к. отнесение человека через образ к какому-либо типу избавляет от необходимости познавать его дальше. И далее, действуя по отношению к этому человеку, мы ориентируемся не на него, а на образ, тип, который мы ему дали.

2.это способ консервирования человека, отведения ему определенного места. Б.Пастернак: «Принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение»

3.оценочность. Большинству образов присуща или положительная или отрицательная оценка.

4.категоричность. Нет промежуточного подхода к оценке личности: или он хулиган или хороший. Учитель так может оценивать учеников.

К ученику отношение как к образу! Это надо знать и предупреждать!

Учет явления апперцепции, т.е. зависимость воспитания от собственного опыта личности.

Как это использовать педагогу?

А) Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете, изучаемом явлении, следовательно, в учебной деятельности ученик должен проявлять самостоятельность, сам добывать знания.

Б)Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Следовательно, ученику надо давать установку на восприятие!

Какие приемы испльзует учитель для организации активного восприятия учебного материала?

1)Факторы, позволяющие повысить осмысленность восприятия:

1.вступительное слово учителя, в котором дается установка на восприятие учебного материала

2.интерпретация отдельных изучаемых фактов и явлений

3.выделение в учебном материале ведущих идей

4.уточнение смыслового значения терминов

5. разъяснение отдельных положений

2)Условие, позволяющее повысить целостность восприятия:

обобщение знаний об отдельных свойствах, особенностей изучаемого явления

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня (интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида).

Обычно выделяют три группы причин, способных вызвать и поддерживать внимание.

Первая группа связана с характером раздражителя. Для того чтобы раздражитель привлек внимание:

- он должен быть достаточно сильным или слабым (повысить или понизить голос – это привлечет внимание).

- быть на фоне других раздражителей (н-р,внезапная пауза на уроке также может стать фактором привлечения внимания.

- иметь фактор новизны, необычности.

- произнесение имени учащегося

- периферическая настройка органов чувств: повернуть голову в сторону собеседника, задержать дыхание.

Вторая группа причин связана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека. У человека в каждый данный момент имеется ряд разнообразных потребностей, интересов, переживаний, определяющих преобладающие в данный момент мотивы поведения. Ученику может быть не до учебы. Что делать? Что отвлечет ученика от своих мыслей?

 -воздействовать на эмоции: всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание.

-обращение к прежнему опыту, уточнять, что он уже знает по теме.

Третья группа причин выражает зависимость внимания от структурной организации человеческой деятельности (разнообразные задания – интерес ученика к способам выполнения задачи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: