Восприятие.
Восприятием называют отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Особенности восприятия, которые должен знать учитель:
1)целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. Следовательно, особенность: сначала деятельность человека направляется воздействием внешних объектов, а потом начинает регулироваться образами. Чем плохо создание образа?
1. это путь наименьшего сопротивления и познания личности, т.к. отнесение человека через образ к какому-либо типу избавляет от необходимости познавать его дальше. И далее, действуя по отношению к этому человеку, мы ориентируемся не на него, а на образ, тип, который мы ему дали.
|
|
2.это способ консервирования человека, отведения ему определенного места. Б.Пастернак: «Принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение»
3.оценочность. Большинству образов присуща или положительная или отрицательная оценка.
4.категоричность. Нет промежуточного подхода к оценке личности: или он хулиган или хороший. Учитель так может оценивать учеников.
К ученику отношение как к образу! Это надо знать и предупреждать!
Учет явления апперцепции, т.е. зависимость воспитания от собственного опыта личности.
Как это использовать педагогу?
А) Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете, изучаемом явлении, следовательно, в учебной деятельности ученик должен проявлять самостоятельность, сам добывать знания.
Б)Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Следовательно, ученику надо давать установку на восприятие!
Какие приемы испльзует учитель для организации активного восприятия учебного материала?
1)Факторы, позволяющие повысить осмысленность восприятия:
1.вступительное слово учителя, в котором дается установка на восприятие учебного материала
2.интерпретация отдельных изучаемых фактов и явлений
3.выделение в учебном материале ведущих идей
4.уточнение смыслового значения терминов
5. разъяснение отдельных положений
2)Условие, позволяющее повысить целостность восприятия:
обобщение знаний об отдельных свойствах, особенностей изучаемого явления
|
|
Внимание — направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня (интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида).
Обычно выделяют три группы причин, способных вызвать и поддерживать внимание.
Первая группа связана с характером раздражителя. Для того чтобы раздражитель привлек внимание:
- он должен быть достаточно сильным или слабым (повысить или понизить голос – это привлечет внимание).
- быть на фоне других раздражителей (н-р,внезапная пауза на уроке также может стать фактором привлечения внимания.
- иметь фактор новизны, необычности.
- произнесение имени учащегося
- периферическая настройка органов чувств: повернуть голову в сторону собеседника, задержать дыхание.
Вторая группа причин связана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека. У человека в каждый данный момент имеется ряд разнообразных потребностей, интересов, переживаний, определяющих преобладающие в данный момент мотивы поведения. Ученику может быть не до учебы. Что делать? Что отвлечет ученика от своих мыслей?
-воздействовать на эмоции: всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание.
-обращение к прежнему опыту, уточнять, что он уже знает по теме.
Третья группа причин выражает зависимость внимания от структурной организации человеческой деятельности (разнообразные задания – интерес ученика к способам выполнения задачи).