лучше запоминается материал, вызывающий активную умственную работу над ним;
♦ лучше запоминается материал, имеющий большое значение для нас, вызывающий у нас интерес и эмоции.
♦ лучше запоминается материал, который находится вначале и конце Но невозможно организовать эффективное усвоение в обучении исключительно за счет непроизвольной памяти, чрезвычайно важное значение имеет произвольная память. Произвольное запоминание — это продукт специальных действий, основной целью которых будет само запоминание.
Для этого:
- четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно.
-необходимо давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запоминать;
-формировать у школьников мотивы, побуждающие запомнить;
-использовать приемы рационального запоминания.
Приемы рационального запоминания:
♦ понимание — необходимое условие логического, осмысленного запоминания, так как понятое запоминается быстрее и прочнее. Это происходит потому, что понятый материал ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека;
|
|
♦ выделение смысловых единиц — знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений, для запоминания которые необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления;
♦ составление плана заучиваемого материала включает в себя три момента:
1)разбивку материала на составные части;
придумывание заглавий для них или выделение опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала.
2) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций);
♦ сравнение (особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах, что обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути, запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними);
♦ классификация, систематизация материала (основана на содержательном сопоставлении материала и установлении связей между его структурными элементами на основе сходства, смежности и контраста);
♦ опора на образные связи (если логическая работа по запоминанию материала широко опирается на образные связи, то повышается осмысленность и прочность запоминания);
♦ воспроизведение выступает в форме пересказа самому себе запоминаемого содержания
разнообразие повторения. Необходимо организовать повторение так, чтобы оно заключало в себе всегда нечто новое, а не представляло собой простого восстановления того, что уже было. Важно, чтобы повторение включалось в новую деятельность (в решение новой задачи) как его необходимое звено, как основа решения новой задачи, как средство ее решения.
|
|
♦ опоре на наглядный, образный материал
Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Внутри процесса воспроизведения выделяют: узнавание (воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия), собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание, воспоминание (историческая память человека).
Рассмотрим приемы оптимизации воспроизведения. Важнейшие из них следующие:
-составление плана припоминаемого материала,
-активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно; наличие высокой мотивированности выполнения репродуктивной (направленной на воспроизведение) задачи.
-наличие высокой мотивированности выполнения репродуктивной (направленной на воспроизведение) задачи. При наличии трудностей в припоминании необходимо идти от широкого круга знаний ко все более узкому.
Забывание может быть более или менее глубоким.
Это зависит от:
-времени (забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется)
-от включенности в деятельность (чем реже включается определенный материал в деятельность личности, тем быстрее он забывается)
- и от осознанности содержания материала.
Выделяют следующие приемы борьбы с забыванием:
♦ включение в деятельность;
♦ систематическое повторение того, что должно быть сохранено;
♦ учет проактивного и ретроактивного торможения, для их преодоления нужно:
1) при переходе от одного материала к другому делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы;
2) готовя домашнее задание, надо, по возможности, учить малосходные по содержанию предметы;
♦ необходимо избегать запоминания и воспроизведения в условиях утомления, так как причиной забывания может быть запредельное торможение — перенапряжение соответствующих корковых клеток;
♦ необходимо использовать явление реминисценции (отсроченное воспроизведение материала более полно, чем сразу после заучивания), оно чаще проявляется у детей, чем у взрослых, при запоминании большого по объему материала;
Т.о., учитель должен:
раскрывает значение данного материала;
♦ дает специальную установку на его запоминание;
♦ показывает приемы логической обработки материала и его смысловой группировки;
♦ применяет различные приемы и упражнения усвоения и воспроизведения учебного материала;
♦ учитывает индивидуальные различия памяти учащихся.
♦ ориентировать учеников на то, чтобы они запоминали не все, а только необходимое.
♦дифференцировать материал, указывая учащимся, что нужно запомнить на время, что — навсегда, что запомнить дословно, а что лишь принять к сведению или же уяснить общий смысл запоминаемого материала.
♦сокращать объем заучиваемого материала за счет укрупнения логических единиц, четко отграничивать действительно новое от уже известного комментария.
♦Важно, чтобы учитель не только сам логически обрабатывал новый материал, но и обучал учащихся соответствующим приемам. Необходимо упражнять школьников в анализе логической структуры учебного материла, требуя от них различения основных положений и аргументации, фактического материала и комментария.