Для непроизвольного запоминания нужно знать, что

лучше запоминается материал, вызывающий активную умственную работу над ним;

♦ лучше запоминается материал, имеющий большое значение для нас, вызывающий у нас интерес и эмоции.

♦ лучше запоминается материал, который находится вначале и конце Но невозможно организовать эффективное ус­воение в обучении исключительно за счет непроизвольной памяти, чрезвычайно важное значение имеет произвольная память. Произвольное запоминание — это продукт специальных действий, основ­ной целью которых будет само запоминание.

Для этого:

- четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно.

-необходимо давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запоминать;

-формировать у школьников мотивы, побуждающие запомнить;

-использовать приемы рационального запоминания.

Приемы рационального запоминания:

понимание — необходимое условие логического, осмысленного запоминания, так как понятое запоминается быстрее и прочнее. Это происходит потому, что понятый материал ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека;

выделение смысловых единиц — знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений, для запоминания которые необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления;

составление плана заучиваемого материала включает в себя три момента:

1)разбивку материала на составные части;

придумывание заглавий для них или выделение опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала.

2) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций);

сравнение (особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах, что обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути, запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними);

классификация, систематизация материала (основана на содержательном сопоставлении материала и установлении связей между его структурными элементами на основе сходства, смежности и контраста);

опора на образные связи (если логическая работа по запоминанию материала широко опирается на образные связи, то повышается осмысленность и прочность запоминания);

воспроизведение выступает в форме пересказа самому себе запоминаемого содержания

разнообразие повторения. Необходимо организовать повторение так, чтобы оно заключало в себе всегда нечто новое, а не представля­ло собой простого восстановления того, что уже было. Важно, чтобы повторение включалось в новую деятельность (в решение новой за­дачи) как его необходимое звено, как основа решения новой задачи, как средство ее решения.

♦ опоре на наглядный, образный материал

 

Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в ре­зультате которого происходит актуализация закрепленного ранее со­держания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Внутри процесса воспроизведения выде­ляют: узнавание (воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия), собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание, воспоминание (историческая па­мять человека).

Рассмотрим приемы оптимизации воспроизведения. Важнейшие из них следующие:

 -составление плана припоминаемого материала,

 -активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обход­ным путем ведут к воспроизведению того, что нужно; наличие высокой мотивированности выполнения репродуктивной (направленной на воспроизведение) задачи.

-наличие высокой мотивированности выполнения репродуктивной (направленной на воспроизведение) задачи. При наличии трудностей в припоминании необходимо идти от широкого круга знаний ко все более узкому.

Забывание может быть более или менее глубоким.

Это зависит от:

-времени (забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется)

-от включенности в деятельность (чем реже включается определенный материал в деятельность личности, тем быстрее он забывается)

- и от  осознанности содержания материала.

Выделяют следующие приемы борьбы с забыванием:

♦ включение в деятельность;

♦ систематическое повторение того, что должно быть сохранено;

♦ учет проактивного и ретроактивного торможения, для их преодоления нужно:

 

1) при переходе от одного материала к другому делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы;

2) готовя домашнее задание, надо, по возможности, учить малосходные по содержанию предметы;

 

♦ необходимо избегать запоминания и воспроизведения в условиях утомления, так как причиной забывания может быть запредельное торможение — перенапряжение соответствующих корковых клеток;

♦ необходимо использовать явление реминисценции (отсроченное воспроизведение материала более полно, чем сразу после заучивания), оно чаще проявляется у детей, чем у взрослых, при запоминании большого по объему материала;

Т.о., учитель должен:

раскрывает значение данного материала;

♦ дает специальную установку на его запоминание;

♦ показывает приемы логической обработки материала и его смы­словой группировки;

♦ применяет различные приемы и упражнения усвоения и воспро­изведения учебного материала;

♦ учитывает индивидуальные различия памяти учащихся.

♦ ориентировать учеников на то, чтобы они запоми­нали не все, а только необходимое.

♦дифференцировать материал, указывая учащимся, что нужно запомнить на время, что — навсегда, что запомнить дословно, а что лишь принять к сведению или же уяснить общий смысл запоминаемого материала.

♦сокращать объем заучиваемого материала за счет укрупнения логических единиц, четко отграничивать действительно новое от уже известного комментария.

♦Важно, чтобы учитель не только сам логически обрабатывал новый материал, но и обучал учащихся соответствующим приемам. Необходимо упражнять школьников в анализе логической структуры учебного материла, требуя от них различения основных положений и аргументации, фактического материала и комментария.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: