Внимание может быть произвольным, непроизвольным, послепроизвольным

Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически че­ловеческую его форму — произвольное внимание.

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели.

В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Для этого необходимо:

♦ поддержание рабочего ритма урока, динамичное ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная и выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения способствуют созданию установки у ученика быть внимательным;

♦ создание условий для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся;

♦ использование мнения класса для определения тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает другим.

Организовать внимание школьников на уроке — значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить их в действие, заставить думать.

  Свойства внимания:

Концентрация внимания достигается

1) за счет выработки ориентировочной основы действий: школьники должны уяснить для себя условия и порядок выполнения самостоятельной работы.

2) Необходимо также связывать одни этапы выполнения учебных действий с другими, например: уяснение вопроса — обдумывание способа решения — контроль над ходом выполнения действий — проверка результата.

Распределение внимания, необходимое на уроке, легче достигается тогда, когда два (или более) вида действий под­чинены одной, ясно осознаваемой цели и когда одно из действий является привычным и частично автоматизированным. Юлий Цезарь мог одновременно выполнять 7 несвязанных между собой дел. Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 ответственных дипломатических документов.

Устойчивости внимания на уроке способствует такое изложение учебного материала, когда учитель размышляет, рассуждает, ведет мысль учащих­ся от решения одной проблемы к решению другой. При переходе от одного вида учебной работы к другому необходимо переключение внимания. Оно будет полным и быстрым в том случае, если учитель подведет итоги предыдущего вида работы и четко сформулирует учебную задачу для нового вида учебной работы.

Нарушения внимания, проявляющиеся в отвлечениях, могут быть вызваны монотонной, неинтересной или непосильной учебной дея­тельностью, неверным темпом работы, сильными посторонними раз­дражителями, плохим физическим состоянием ребенка, утомлением. К числу расстройств внимания относится и рассеянность.

Возможности управления памятью. Мнемотехника

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индиви­дом его опыта

называется памятью.

Виды:

1.наследственная (врожденные формы видового поведения – инстинкты).

2.прижизненная:

1)двигательная (на позу, положение тела)

2)зрительная. Её особенность в том, что в период удержания в памяти он претерпевает определенную трансформацию: идет упрощение, преобразование фигуры в более однообразную. Поэтому хорошо помнить особенное – это не значит иметь хорошую память. Надо тренировать образную память: воспроизводить заданные картины мысленно в расслабленном пассивном состоянии с закрытыми глазами перед сном.

3)эмоциональная память – воспроизведение определенного чувственного состояния. Но может быть неточной. Пример со студентами в аудитории.

4) символическая – словесная и логическая.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Мнемотехника — учение о рациональных способах запоминания.

Запоминание. Может быть произвольным и непроизвольным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: