Модуль «Основы механики»
Год обучения
Раздел № 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с обучающимися (не посещающие модуль «Основы электротехники»). Вводный инструктаж по охране труда и техники безопасности. Повторение ПДД и ПППБ. Цели и задачи творческого объединения на первый учебный год. Выборы актива группы. Краткое ознакомление с образовательным модулем «Основы механики».
Беседа: «Об изобретениях и изобретателях». История технического прогресса. Виды автомобильного, водного, воздушного и космического транспорта. Классификация транспорта: грузовой, пассажирский, техника специального назначения (служба спасения: МЧС и пожарная служба; скорая медицинская помощь; полиция; военная техника, космическая техника). Великие изобретатели древних времён и выдающиеся конструкторы нашего времени (Архимед, Леонардо да Винчи, К.Э.Циолковский, С.П. Королёв, М.И. Кошкин, М.Т. Калашников и др.)
Практическая работа: Изготовление модели из деталей lego – конструктора.
Демонстрация выполненных работ и/или игры с поделками.
Задачи и задания на нестандартное мышление для дистанционных занятий.
Раздел № 2. Входная диагностика и тестирование
2.1. Тестирование, вербальные игры, упражнения
Теория: вербальные головоломки (ребусы, шарады, загадки)
Практика: Заполнение анкет, решение тестов и выполнение творческих заданий по выявлению знаний, умений и навыков в области механики и робототехники
2.2. Практические творческие задания
Теория: Краткое объяснение алгоритма действий по выполнению творческого задания
Практика: Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления конструкторских умений, практических навыков и интересов учащихся. Мини – выставка детских работ.
Раздел № 3. Удивительный мир черчения
3.1. Теория: Организация рабочего места.
Основные правила рабочего места: подготовка инструментов, приспособлений и материалов к практической деятельности, чистота на рабочем месте во время трудового процесса, быстрая и аккуратная уборка по завершению работы.
Виды инструментов: режущие, колющие, чертёжные, художественно-оформительские.
Виды материалов: бумага, картон, ткань, мех, фольга, древесина, клей, краски и т.д. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практическая работа: Сборка модели робота из бумаги в формате 3 D. Повторение правил по технике безопасности.
3.2. Теория: Lego «Простые механизмы»
Виды конструкторов из серии Lego. Знакомство с образовательным конструктором Lego «Простые механизмы», перечень деталей, их название и назначение. Правила соединения деталей и принципы сборки lego-конструкций.
Инструкционные схемы и технологические карты.
Практическая работа: сборка несложных конструкций по инструкционным схемам.
Разгадывание и составление ребусов, загадок, кроссвордов, выполнение творческих заданий из серии «Суперигры для умников и умниц», а также дидактические игры и викторины – для дистанционных занятий
3.3. Теория: « Техническая документация» к механическим конструкциям
Техническая документация, её назначение и применение. Виды технической документации (конструкторская и технологическая). Чертёж – язык техники. История появления чертежа. Чертежные инструменты – их виды и назначение. Различие плоского и объемного изображения. Виды линий: прямая, ломанная, кривая. Направление линий: вертикальная, горизонтальная, наклонная.
Схема, чертёж, технический рисунок, эскиз.
Практическая работа: Построение простейших чертежей и инструкционных карт
с помощью чертёжных инструментов и технических средств: смартфон, компьютер,
фотоаппарат. Тренировочное составление технической документации по каждому
разделу творческого проекта.
Раздел № 4. Занимательная физика
4.1.Теория: «Простые механизмы или в мастерской Винтика и Шпунтика» Основные понятия физики: физические тела (самолёт, карандаш, стакан, автобус),
вещество (медь, сахар, песок, глина), физические явления (гром, рассвет, выстрел, кипение, снегопад). Механика – основной раздел физики. Что такое механизм и что изучает механика? Элементы механизма: звенья и кинематические пары (простые механизмы содержат не более 4-х звеньев и/или 2-х кинематических пар. Знакомство с простыми механизмами, их видами: рычаг (ворот и блок) и наклонная плоскость (клин и винт). Назначение и применение простых механизмов. История изобретения рычага и его устройство. Знакомство с Архимедом, его интересными изобретениями.
Основные виды механизмов: рычажные, кулачковые, фрикционные, зубчатые, цепные, червячные, реечные, винтовые. Виды оборудования, где используются данные механизмы: установки и приборы промышленные, бытовые, медицинские, для водного, воздушного и наземного транспорта и т.д. Механизмы и устройства в стационарных машинах и станках. Грузоподъёмные механизмы: стационарные и передвижные (лифты, грузоподъёмные платформы). Мобильные механизмы: свободно перемещаются без устройства специальных путей (строительная техника, вертолёты, роботы специального назначения и т.д.)
Практическая работа: Сборкарычажных и кулачковых механизмов из бумаги и картона, а также из любых видов конструктора по схемам, чертежам или инструкционным картам.
4.2. «Великие изобретатели и необыкновенные открытия»
Теория: К.Э. Циолковский – отец мировой космонавтики. История создания ракет (сигнальных, боевых, космических). Начало космической эры человечества: первый спутник Земли – 4 октября 1957 год; первый полёт человека в космос – 12 апреля 1961 год; первый выход человека в открытое космическое пространство – 18 марта 1965 год; первый международный полёт – июль 1975 год).
Практика: Построение чертежей для одноступенчатой модели ракеты с последующим её изготовлением.
4. 3. Изготовление игрушек и сувениров из бумаги и картона на основе простых механизмов
Теория: Разработка модели и технической документации
Практика: Построение чертежей, разметка на материале, заготовка деталей и их сборка, художественная обработка изделия, выставка детских моделей (или игры – испытания)
Раздел № 5. Конкурсы, выставки, соревнования
Теория: Роль соревновательной игры, конкурсов в познавательной и воспитательной деятельности обучающихся. Природа игры, конкурса, их великолепный воспитательный потенциал. Синхронная работа в осмыслении и отражении мира подсознания, разума и фантазии обучающихся. Формирование богатства человеческой личности: честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазия, справедливость и наблюдательность, милосердие и память, красноречие и полет мысли, развитие волевых качеств: воли, терпения и упорства.
Практическая работа: Подбор специальной литературы. Подготовка экспонатов к конкурсам, выставкам, олимпиадам, соревнованиям, мастер-классам спортивной, художественной и технической направленности. Изготовление игрушек, макетов и действующих моделей для исследовательских и творческих проектов из разных конструкционных материалов. Участие в мероприятиях всех уровней: (кружковых, районных, городских, республиканских, всероссийских, международных).






