Русская диалектология. 22 страница

– Нʼе со­гла́сна то­да́?

– Со­гла́снъ, бу́ду молʼи́тʼ бо́гъ, штоб jево́ убʼи́лʼи.

Ну, по­то́м как ра́с въку­ра́т jево́ ра́нʼилʼи. В го́спʼитълʼи пълʼежа́л, на дву́м къстылʼа́х до­мо́j прʼишо́л. Дʼетʼе́j нъжы­ла́, шэ́сʼтʼ чʼеловʼе́к дʼетʼе́j бы́ло, и по­то́м он по́мʼер у мʼнʼа́ до́ма. А свʼо́кър та­ко́j был скъндалʼи́ст. Сʼа́дʼим ку́шатʼ, прʼиду́ с ра­бо́ты, па­ха́лʼи вʼитʼ ра́нʼшы лъшадʼа́м, плу́г был. Па­шу́, па­шу́, прʼиjе́ду, у мʼинʼа́ в гълавʼе́, в гла­за́х тʼо́мно, сʼа́ду по­ку́шътʼ, а он скан­да́л зъвʼедʼо́т. Налʼjо́т свʼекро́фʼ там илʼи ш̄ʼи́, илʼи чʼа́шку мъло­ка́, ка́к он да́ст пъ чʼа́шкʼе! И поjдʼо́ш нʼи jе́фшы. Опʼа́тʼ идʼо́ш, ло́шътʼ зъпрʼага́эш, опʼа́тʼ па­ха́тʼ jе́дʼош. Во́т ка­ка́jа моjа́ жы́зʼнʼ бы­ла́.

Твер­ская обл., Ра­меш­ков­ский р-н, д. Ива­нов­ская.

Аудиоза­пись Р.Ф. Ка­сат­ки­ной, 1977 г., фо­но­ар­хив ИРЯ РАН.

XXXI. Прʼика́шчʼик-та, хъзʼа́эва го́нкам-та э́тʼим вʼитʼ jе́сʼ. Хазʼа́эва-та иду́т по́ бʼерʼегу и пру́тъм – э́, да­ва́j, да­ва́j. Пру́там ма́шэт. Ра́т уш пъд галʼа́шкʼи на́м сʼтʼега́тʼ, грʼе́шнʼицам. А мы́ и та́к уш – кро́ф тʼечʼо́т. Кро́ф оцсʼе́да, кро́ф, цы́пʼки, рас­ко́лʼуц̄ы. Пъ вадʼе́ вʼи́тʼ хо́дʼиш, па­то́м на со́лнышка вы́дʼеш, ат­кры́тъ. Па­до́л-та мо́крыj, фсʼо́ врʼе́мʼа так мо́кроjе, на­хло́паjот тʼебʼе́. А вʼетʼ э́то фсʼо́ то́чʼа, ма́тушка, чʼерʼез нʼи́тку, про́­клʼа­таjа-та, гру́баjа. Тʼебʼе́ и нъдʼерʼо́т. Съра­фа́ны ис то́чʼи из да­ма́шнъj, на­шы́ты сʼа́кʼи, кра́сны и сʼи́нʼии, на­кра́сʼат, уш ста́ла кра́ска. На́дъ бы́лъ ра­бо́тътʼ, а у на́с зʼемлʼи́-тъ бы́ла то́лʼка вот тъка́jа ду́шэнʼка нъзы­ва́лъсʼа, ду­ша́. Ан̄а́ ду­ша́ зʼемлʼи́ бы­ла́, ну про́ста мʼе́тра пълта­ра́, как сʼичʼа́с пʼерʼевʼесʼтʼи́, во́т ско́лʼка зʼемлʼи́. А сʼе́м чʼилавʼе́к жы́лʼи. Анʼи́ в за́ръбътку ухадʼи́­лʼи, а мнʼе́ прʼишло́сʼ до́ма, по­ха́тʼ по­сы­ла́ла, двʼина́цэтʼ лʼе́т, три­на́цэтыj на­ступʼи́л, jа́ пъjе́хала по­ха́тʼ вот э́тъj нʼишчʼа́с­нъj са­хо́j. Ну во́т и по­ха́ла. И бы́лʼи дʼерʼевʼа́ны, жылʼе́зом око­ло́чʼеныjе. И jа́ эво́ пътирʼа́ла на фто­ро́j дʼе́нʼ, жэлʼе́зъ-то, э́тъ жэлʼе́зъ, съшнʼи́к. И jе́ду па глу́пъсʼтʼи сʼ пʼе́сʼнʼам. А лъшадʼо́нкъ тъка́ пло́хънʼкаjа бы­ла́ у на́с. Jе́ду сʼ пʼе́сʼнʼам-та, а по­то́м стрʼахну́ла, у мʼнʼа́ эво́ и нʼе́т. Ну́, приjе́хълъ, та́м сусʼе́т ска­за́л ацу́. Он спра́шыват:

– Ка́к там на́ша О́лʼга? За́ два кʼило́мʼетра по­ха́ли, на цэ́лъj дʼе́нʼ уjеж̄а́лʼи. Ка́к там на́ша по­ха́лʼнʼица-та?

А ана́, гът, па́шыт с” пʼе́с”нʼим и бʼис съшнʼика́. Э́тът мушчʼи́на, сусʼе́т мушчʼи́на ста́ршыj ра­бо́тал, и о́н мнʼе взʼа́л нъкъ­латʼи́л э́тот сашнʼи́к, и jа́ апʼа́тʼ ра­бо́тълъ. Прʼиjе́ду съ слʼеза́м, поjе́ду с пʼе́сʼнʼим. Двʼина́ц̄этʼ лʼе́т, три­на́ц̄этыj, вот э́кънʼка, и по­ха́ла. А оц̄у́ на́дъ хлʼе́ба зъра­ба́тыватʼ, у на́с ма́лъ зʼимʼе́лʼкʼи-тъ бы́лъ. Ба́рскъjа зʼимлʼа́ кру­го́м бы­ла́, ка­ро́фку-тъ нʼи пусʼтʼи́ на ба́рскуjу зʼе́млʼу. Па­па́ла – штръ­ха­ва́лʼи. Лʼе́т сʼимна́ц̄этʼ мнʼе бы́лъ, jа́ у ба́рʼина касʼи́ла. Вот па­про́сʼът, зна́чʼит, въскрʼисʼе́нʼjъ илʼи в бу́н̄ʼи там, што вът пъ чʼеловʼе́ку, по́ два з до́му, и мы́ косʼи́лʼи. Jа́ са­ма́ и косʼи́ла, за ка­ро́ушку, што́ на нʼи́хнʼеj зʼемлʼе́ гулʼа́эт. На́шъj зʼемлʼи́ ма́ло крʼесʼjа́нскъj, зна́чʼит, на и́хнʼеj зʼемлʼе́ гулʼа́эт. Пʼа́тʼ лʼи шэ́сʼ лʼи в лʼе́тъ ат­ра­бо́таjъш, за­да́рам.

Твер­ская обл., Мак­са­тин­ский р-н, д. Кар­по­во.

Фо­но­ар­хив ИРЯ РАН.

XXXII. Во́сшʼемдʼесʼътʼ пʼа́тʼ. В авʼи́н тʼапло́ на­кла­да́л. Пʼе́сшнʼи зжна́jу, усʼи́ сштарʼи́ны ус­по́мнʼу. В Ма­ск­ву́ хадʼи́л чʼаты́рʼе ра́за, у Рʼи́гу хадʼи́л, усʼо́ пʼашко́м. С тэj вʼарʼо́ўкʼи во́ ка­ка́jа па­лучʼа́ец̄а вʼарʼо́ўка. Упʼина́лʼи у пʼа́лкʼи, рʼиса­ва́­лʼи. Кру­жэ­ва́ вʼазу́тʼ, ма́лʼенʼка дʼе́въчʼка, а вʼазʼо́тʼ. У му­жу­­ка́х ху­ра́шэк нʼе бы­ло́, ша́пкʼи ра­га́стыjе, с уша́мʼи, ша́пкʼи на чʼаты́рʼе уг­ла́! Бу­ты́лкъj вы́сманʼитʼ – ло́скаjа кра­­шанʼи́на ста́нʼетʼ. Нʼи дугʼе́, нʼи ло́шъдʼи нʼет. Хвʼе́рзʼи на­сʼи́лʼи, пу́гоўкʼи бы́лʼи, ба­ла­хо́н бʼе́лыj с то́цы. Jа нʼе зжна́л, што пу́лʼа в зжа­ты́лък па­падʼе́тʼ. С чʼи́м ты хадʼи́л на ваj­ну́? Jа нʼе лʼубʼи́л па­по́ў, бы­ва́ла, как ба́ба у цэ́ркаф ит̄ʼи́тʼ, так ру­га́ца. Мы́чʼа на рʼе́ку. Зда­ро́выj такʼе́j был до́х­тар.

Твер­ская обл., Ржев­ский р-н, д. При­ез­до­во.

За­пись Н. П. Грин­ко­вой, 1924 г. [Грин­ко­ва 1957. – С. 99]

XXXIII. Ну́, сʼижу́ jа́ до́ма. Глʼижу́, мнʼе́ нʼисʼо́т павʼе́ску.

– Глʼа ца­во́?

– Тʼо́ткъ Лукʼе́рʼjъ, на зъсʼида́нʼjа.

Jа́ прʼишла́ на зъсʼида́нʼjа. Ста́лʼи на­ро́т събʼира́тсʼа. Ф шэ́сʼ чʼисо́ф нъчʼило́сʼ зъсʼида́нʼjа. Ста́лʼи раз­га­ва́рʼиватʼ фсʼе́ пра фсʼо́. Ну глʼа́тʼ, пасʼлʼа́ е́тъва ста́лʼи мы́ выбʼира́тʼ ис­палнʼи́тʼилʼаф насʼцʼо́т збо́ру аблʼига́цыjаф, ну́ и гъварʼи́т мнʼе́ прʼитсʼида́тʼелʼ:

– Ну́жнъ вы́братʼ тʼо́тку Лукʼе́рʼjу. Ана́ пабаjцʼе́j фсʼе́х.

Jʼа́ ат­ка́зывъласʼ. Ну́ сʼотъкʼи взʼила́сʼ jа́:

– Да­ва́jтʼи, пъпы­та́jу, jа́ вʼецʼ нʼигра́мътна, цʼилавʼе́к бʼе́днаj. Мʼинʼа́ лʼу́дʼи нʼи сʼцʼита́jут, штъ та­ка́jа. Вы́бралʼи jиjе́ ка­ку́jу. Ну́ да­ва́j сʼо́тъкʼи jа́ малʼе́нʼкъ ва́м пъма­гу́, пъхлъ­пацʼу́.

Мо­с­ков­ская обл., Брон­ниц­кий р-н, д. Ва­ни­ло­во.

За­пись Н.М. Ка­рин­ско­го [Грин­ко­ва 1957. – С. 102].

XXXIV. Jа́ иjо́ ис­ка́ла двʼе́ нʼидʼе́лʼи, э́ту ка­ро́ву сваjу́, jа́ из­му́чʼиласʼ, ис­ка́мшы иjо́. А мнʼе́ хто́-тъ ска­за́л, ɣрʼит, Пʼе́тʼка нъ ры­ба́лку хо́дʼат, э́тът вон Къла­со́к. Jа́ паш­ла́ к нʼаму́:

– Пʼе́тʼа, ты́ нъ ры­ба́лку хо́дʼаш, ты́ нʼи вʼи́дʼиш, нʼи вы­хо́дʼит ка­ро́ва вот та́к папʼи́тʼ?

А жа­ра́ вʼедʼ бы­ла́, са́ма жа­ра́.

– Вʼида́л рас чʼо́рнуjу, грʼит, да́, з бʼе́лым, вʼида́л, пʼила́. А ра́с та­ко́э дʼе́лъ, тʼипʼе́рʼ пъглʼажу́, jа́ ка́ждыj дʼе́нʼ ха­жу́ ту­да́.

Уш фста́ла, прʼишла́, гърʼу́:

– Бо́лʼшы jа́ нʼи ма­гу́. Но́гʼи вот ту́т у мʼинʼа́ балʼа́т. Ɣо́спъдʼи, ɣо́спъдʼи, шо́ ты мʼинʼа́ му́чʼииш?

Взʼала́ нъ кра­ва́тʼ лʼагла́. Лʼагла́, сʼи́л нʼе́т. То́лʼкъ лʼагла́, так манʼе́нʼка, а са­ма́ пла́чʼу лʼижу́, мнʼе жа́лкъ ка­ро́ву, ана́ трʼи́ вʼадра́ да­ва́лъ в дʼе́нʼ. Тʼипʼе́рʼ глʼижу́, ана́ зълʼита́ит:

– Ма́ма, Лʼу́сʼка прʼишла́ Къла­ско́ва и гъварʼи́т, атʼе́ц вʼида́л ка­ро́ву, ку­да́ ана́ паш­ла́.

Jа́ сас­ка́къвъjу, jе́лʼи иду́. Вʼирʼо́фку взʼала́ с са­бо́j, каг зна́ла. Прʼишла́ к нʼаму́:

– Пʼе́тʼа, мʼи́лыj! Паjдʼо́м, jа́ уш што́ куплʼу́, зъп­лачʼу́ тʼибʼе́.

Ну́, мы́ с нʼим пашлʼи́. Во́т глʼидʼи́, вот чʼа́ш̄ʼа гдʼе́. Глʼижу́, ана́ лʼижы́т. То́къ jа ска­за́ла, ка́к ана́ сас­ко́чʼит и бʼижа́тʼ! Чʼо́ ж дʼе́латʼ? Гдʼе́ ш тʼало́к-тъ? Глʼа́нʼ, тʼало́к съскачʼи́л, съскачʼи́л и бʼижы́т, а jа́ jаму́ нафстрʼе́чʼу. Оj, ма́мынʼка, она́ ш ат тʼалка́ нʼикуда́ нʼи збʼижы́т. Jа́ jаво́ пʼе́ш вʼала́. Jа́ вʼирʼо́фку зъма­та́ла на рукʼе́, а ка­ро́ва нʼи ф ка­ку́jу нʼи идʼо́т. Нʼи хадʼи́тʼа за нʼе́jу, нʼи хадʼи́тʼа. Jа́ нъдаи́лъ трʼи́ вʼадра́ ат нʼиjо́.

Ря­зан­ская обл., Ка­си­мов­ский р-н, д. Сеи­то­во.

Аудиоза­пись Е.А. Не­фе­до­вой, 1996 г., фо­но­ар­хив МГУ.














Приложения

Приложение 1

Схе­ма об­ще­го ана­ли­за
диа­лект­но­го тек­ста

Схе­ма со­дер­жит пе­ре­чень ос­нов­ных по­зи­ций, в ко­то­рых рус­ский диа­лект­ный язык пред­став­лен свои­ми раз­ли­чи­тель­ны­ми эле­мен­та­ми. Имен­но на эти по­зи­ции не­об­хо­ди­мо ори­ен­ти­ро­вать­ся при об­щем ана­ли­зе тек­ста. Ка­ж­дая по­зи­ция снаб­же­на ком­мен­та­ри­ем, оп­ре­де­ляю­щим на­прав­ле­ние ана­ли­за. В слу­чае, ес­ли диа­лект­ное раз­ли­чие пред­став­ле­но в тек­сте яв­ле­ни­ем, не имею­щим от­ли­чий от ли­те­ра­тур­но­го язы­ка, это яв­ле­ние так­же долж­но по­лу­чить свою ха­рак­те­ри­сти­ку. На­при­мер, не­дис­си­ми­ля­тив­ное ака­нье, смыч­ность фо­не­мы /г/, раз­ли­че­ние аф­фри­кат /чʼ/ и /ц/ и т.д.

ФО­НЕ­ТИ­КА

Во­ка­лизм

1. Под уда­ре­ни­ем не ме­ж­ду мяг­ки­ми со­глас­ны­ми:

а) со­став глас­ных фо­нем: на­ли­чие / от­сут­ст­вие /ê/, /ô/;

б) рас­пре­де­ле­ние функ­цио­наль­ной на­груз­ки ме­ж­ду /e/ и /и/: на­ли­чие / от­сут­ст­вие /и/ в со­от­вет­ст­вии с /ê/;

в) рас­пре­де­ле­ние функ­цио­наль­ной на­груз­ки ме­ж­ду /е/ и /о/: на­ли­чие / от­сут­ст­вие /о/ по­сле мяг­ко­го со­глас­но­го в кор­не­вых и аф­фик­саль­ных мор­фе­мах.

2. Под уда­ре­ни­ем ме­ж­ду мяг­ки­ми со­глас­ны­ми:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие по­зи­ци­он­но­го че­ре­до­ва­ния [ê || и];

б) на­ли­чие / от­сут­ст­вие по­зи­ци­он­но­го че­ре­до­ва­ния [а || е].

3. Пер­вый пре­ду­дар­ный слог по­сле твер­до­го со­глас­но­го:

а) раз­ли­че­ние / не­раз­ли­че­ние фо­нем не­верх­не­го подъ­е­ма /о/ и /а/;

б) при не­раз­ли­че­нии: сов­па­де­ние в [а] (силь­ное ака­нье) или [а]/[ъ] (дис­си­ми­ля­тив­ное ака­нье);

в) при на­ли­чии че­ре­до­ва­ния [а/ъ]: оп­ре­де­ле­ние ти­па дис­си­ми­ля­тив­но­го ака­нья.

4. Пер­вый пре­ду­дар­ный слог по­сле мяг­ко­го со­глас­но­го:

а) раз­ли­че­ние / не­раз­ли­че­ние фо­нем не­верх­не­го подъ­е­ма /о/, /а/, /е/;

б) при на­ли­чии раз­ли­че­ния: реа­ли­за­ция ка­ж­дой из фо­нем не­верх­не­го подъ­е­ма пе­ред твер­дым и пе­ред мяг­ким со­глас­ным;

в) при не­раз­ли­че­нии: сов­па­де­ние /о/, /а/, /е/ в глас­ном [а] (силь­ное яка­нье), глас­ном [и] – (ика­нье), [а || и];

г) при на­ли­чии че­ре­до­ва­ния в пер­вом пре­ду­дар­ном сло­ге по­сле мяг­ко­го со­глас­но­го [а || и]: за­ви­си­мость че­ре­до­ва­ния от твер­до­сти / мяг­ко­сти по­сле­дую­ще­го со­глас­но­го (уме­рен­ное яка­нье) или подъ­е­ма удар­но­го глас­но­го (дис­си­ми­ля­тив­ное яка­нье);

д) при за­ви­си­мо­сти [а || и] от подъ­е­ма удар­но­го глас­но­го: оп­ре­де­ле­ние раз­но­вид­но­сти дис­си­ми­ля­тив­но­го яка­нья.

5. Вто­рой пре­ду­дар­ный сло­ги и за­удар­ные по­сле твер­до­го со­глас­но­го.

При на­ли­чии раз­ли­че­ния /о/ и /а/ в пер­вом пре­ду­дар­ном сло­ге: раз­ли­че­ние–не­раз­ли­че­ние их в дру­гих без­удар­ных сло­гах (пол­ное или не­пол­ное ока­нье).

6. Вто­рой пре­ду­дар­ный на­чаль­ный не­при­кры­тый слог.

Глас­ный [у], [и], [о] или [а] в со­от­вет­ст­вии с фо­не­мой /о/ в аб­со­лют­ном на­ча­ле сло­ва.

Кон­со­нан­тизм

1. Зад­нея­зыч­ные со­глас­ные:

а) звон­кий зад­нея­зыч­ный со­глас­ный: взрыв­ной [г] или фри­ка­тив­ная [ɣ];

б) кор­ре­ля­тив­ные па­ры зад­нея­зыч­ных со­глас­ных по глу­хо­сти/ звон­ко­сти: /г/: /к/ или /ɣ/: /х/;

в) на­ли­чие / от­сут­ст­вие мяг­ких [кʼ], [гʼ], [хʼ] пе­ред глас­ны­ми не­пе­ред­не­го ря­да и на кон­це сло­ва, сви­де­тель­ст­вую­щие о на­ли­чии / от­сут­ст­вии кор­ре­ля­ции зад­нея­зыч­ных со­глас­ных по твер­до­сти / мяг­ко­сти: /г/: /гʼ/, /к/: /кʼ/, /х/: /хʼ/ или /г/, /к/, /х/;

г) на­ли­чие / от­сут­ст­вие ас­си­ми­ля­тив­но­го смяг­че­ния зад­нея­зыч­ных со­глас­ных по­сле пар­ных и не­пар­ных мяг­ких со­глас­ных;

д) про­из­но­ше­ние мяг­ких па­ла­таль­ных со­глас­ных в со­от­вет­ст­вии с [кʼ] и [гʼ].

2. Аф­фри­ка­ты:

а) ко­ли­че­ст­во аф­фри­кат. Раз­ли­че­ние, не­раз­ли­че­ние (цо­ка­нье) или от­сут­ст­вие аф­фри­кат;

б) ка­че­ст­во аф­фри­кат: твер­дость, мяг­кость, па­ла­таль­ность.

3. Губ­ные фри­ка­тив­ные со­глас­ные:

а) звон­кий фри­ка­тив­ный со­глас­ный в по­зи­ции пе­ред глас­ным: губ­но-губ­но­го ([w]) или губ­но-зуб­но­го ([в]) об­ра­зо­ва­ния;

б) че­ре­до­ва­ние [в || ф] или [в || ў] пе­ред со­глас­ным и на кон­це сло­ва;

в) со­глас­ный [в (w)] в аб­со­лют­ном на­ча­ле сло­ва пе­ред со­глас­ным;

г) [хв], [х], [п] в со­от­вет­ст­вии с [ф];

д) ко­ли­че­ст­во губ­ных фри­ка­тив­ных фо­нем и их кор­ре­ля­тив­ные от­но­ше­ния по глу­хо­сти / звон­ко­сти.

4. Бо­ко­вые со­глас­ные фо­не­мы:

а) твер­дый бо­ко­вой со­глас­ный ве­ля­ри­зо­ван­ный [л] или не­ве­ля­ри­зо­ван­ный [l];

б) на­ли­чие / от­сут­ст­вие че­ре­до­ва­ния [л (l) || ў] пе­ред со­глас­ным и на кон­це сло­ва.

5. Фо­не­ма /j/.

На­ли­чие / от­сут­ст­вие ут­ра­ты [j] в ин­тер­во­каль­ной по­зи­ции. Мор­фо­ло­ги­че­ские ус­ло­вия ог­ра­ни­че­ния это­го яв­ле­ния.

6. Дол­гие ши­пя­щие со­глас­ные и их диа­лект­ные со­от­вет­ст­вия.

Их ха­рак­те­ри­сти­ка по спо­со­бу об­ра­зо­ва­ния и твер­до­сти / мяг­ко­сти.

7. Фо­не­мы /ш/ и /ж/:

а) твер­дость или мяг­кость ши­пя­щих [ш] и [ж];

б) при мяг­ко­сти [ш] и [ж]: на­ли­чие / от­сут­ст­вие ее по­зи­ци­он­ной за­ви­си­мо­сти.

8. Фо­не­мы /сʼ/ и /зʼ/.

Ме­сто об­ра­зо­ва­ния [сʼ] и [зʼ]. На­ли­чие / от­сут­ст­вие ше­пе­ля­во­сти.

9. Фо­не­мы /тʼ/ и /дʼ/.

На­ли­чие / от­сут­ст­вие сви­стя­ще­го эле­мен­та при их об­ра­зо­ва­нии ([тсʼ] и [дзʼ]).

10. Груп­пы со­глас­ных [бм, дн, вн], [чʼн], [сj, зj, тj, дj, нj, лj], [лʼн, лʼд, лʼт], [лʼз].

На­ли­чие / от­сут­ст­вие ре­зуль­та­тов ас­си­ми­ля­ции в груп­пах со­глас­ных по спо­со­бу и мес­ту об­ра­зо­ва­ния, по мяг­ко­сти.

11. Груп­пы со­глас­ных [ст], [сʼтʼ], [зд], [зʼдʼ].

На­ли­чие / от­сут­ст­вие ре­зуль­та­тов уп­ро­ще­ния груп­пы в по­зи­ции кон­ца сло­ва.

12. На­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов, сви­де­тель­ст­вую­щих о про­ти­во­пос­тав­лен­но­сти со­глас­ных по признаку на­пря­жен­ность / не­на­пря­жен­ность.

МОР­ФО­ЛО­ГИЯ

Имя су­ще­ст­ви­тель­ное

1. Ка­те­го­рия ро­да и рас­пре­де­ле­ние по ти­пам скло­не­ния:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов мор­фо­ло­ги­че­ской и син­так­си­че­ской оформ­лен­но­сти слов ср. р. по жен. или муж. р.;

б) на­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов из­ме­не­ния ро­до­вой ха­рак­те­ри­сти­ки от­дель­ных слов;

в) от­не­сен­ность слов муж. р. с суф­фик­са­ми -ишк, -ушк, -к, ‑л к 1-му или 2-му скл.;

г) на­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов пе­ре­хо­да от­дель­ных слов 3-го скл. в 1-е скл.

2. Скло­не­ние су­ще­ст­ви­тель­ных:

а) осо­бен­но­сти со­от­но­ше­ния ос­нов ед. и мн. ч.;

б) флек­сии ро­д., да­т. и пред­л. п. 1-го скл., их со­от­но­ше­ние;

в) флек­сия тво­р. п. 1-го скл.;

г) флек­сии -а, -у ро­д. п., -е, -у пред­л. п. 2-го скл., осо­бен­но­сти их рас­пре­де­ле­ния. Флек­сия пред­л. п. 2-го скл., ее про­ис­хо­ж­де­ние и рас­про­стра­не­ние;

д) На­ли­чие / от­сут­ст­вие флек­сий 1-го скл. в ро­д., да­т., пред­л. и тво­р. п. у слов 3-го скл.;

е) Рас­пре­де­ле­ние флек­сий -а, -и, -е в им. п., флек­сий -ов, -ей, ну­ле­вой в ро­д. п. мн. ч. На­ли­чие / от­сут­ст­вие флек­сии -ох в ро­д. п. мн. ч.;

ж) Раз­ли­че­ние или сов­па­де­ние флек­сий да­т. и тво­р. п. мн. ч.;

з) Фо­нем­ный со­став флек­сии тво­р. п. мн. ч. при ее раз­ли­че­нии с да­тель­ным па­де­жом.

 

Имя при­ла­га­тель­ное и не­лич­ные ме­сто­име­ния

1. Флек­сии им. п. муж. р., кос­вен­ных па­де­жей жен. р. Фо­не­ма /о/, /и/ или /е/ в со­ста­ве этих флек­сий.

2. Флек­сии кос­вен­ных па­де­жей муж­. и ср. р. Фо­не­ма /о/ или /е/ в со­ста­ве этих флек­сий.

3. Флек­сия ро­д. п. муж. р. Фо­нем­ный со­став флек­сии с /г/ или /ɣ/, с /в/ или без со­глас­но­го.

4. Флек­сия ро­д. п. жен. р. На­ли­чие / от­сут­ст­вие дву­слож­ной флек­сии.

5. Флек­сия ви­н. п. жен. р. Фо­нем­ный со­став глас­ных флек­сии.

6. Флек­сия мн. ч. им. п. Фо­не­ма /и/ или /е/ в со­ста­ве этой флек­сии.

7. Флек­сии да­т. и тво­р. п. мн. ч.:

а) раз­ли­че­ние или сов­па­де­ние этих флек­сий;

б) фо­нем­ный со­став флек­сии тво­р. п. при ее раз­ли­че­нии с да­т. п.

8. Фо­не­ма /j/ в со­ста­ве флек­сий жен. и ср. р. им. и ви­н. п. ед. ч., им. и ви­н. п. мн. ч. На­ли­чие / от­сут­ст­вие стя­жен­ных форм при­ла­га­тель­ных и ме­сто­име­ний.

Лич­ные и воз­врат­ное ме­сто­име­ния

1. Фор­мы ро­д. и ви­н. п. ме­сто­име­ний 1-го и 2-го л. и воз­врат­но­го ме­сто­име­ния:

а) ос­но­вы и флек­сии этих форм;

б) со­от­но­ше­ние форм ро­д.–ви­н. и да­т.–пред­л. п.

2. Лич­ное ме­сто­име­ние 3-го л.:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие на­чаль­ной фо­не­мы /j/ в фор­ме им. п. муж., жен. и ср. р., в фор­ме ви­н. п. жен. р.;

б) фо­нем­ный со­став ос­но­вы кос­ве­ных па­де­жей: с на­чаль­ной фо­не­мой /j/ или с /нʼ/;

в) фор­ма им. п. мн. ч.: фо­нем­ный со­став ос­но­вы и флек­сии.

Гла­гол

1. Гла­голь­ные ос­но­вы.

На­ли­чие / от­сут­ст­вие вы­рав­ни­ва­ния ос­нов на­стоя­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни в ре­зуль­та­те их взаи­мо­дей­ст­вия.

2. Фор­мы ин­фи­ни­ти­ва:

а) суф­фик­сы форм ин­фи­ни­ти­ва, об­ра­зую­щие и не об­ра­зую­щие слог;

б) ме­сто уда­ре­ния: на ос­но­ве или суф­фик­се.

3. Ти­пы спря­же­ния:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов не­раз­ли­че­ния форм I и II спр.: об­щее спря­же­ние;

б) на­ли­чие / от­сут­ст­вие III спр.

4. Лич­ные фор­мы гла­го­ла:

а) На­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов вы­рав­ни­ва­ния ос­но­вы на­стоя­ще­го вре­ме­ни (уст­ра­не­ние че­ре­до­ва­ния со­глас­ных ос­но­вы);

б) Со­глас­ные /т/, /тʼ/ или их от­сут­ст­вие в со­ста­ве флек­сий лич­ных форм;

в) глас­ные /е/ или /о/ в со­ста­ве флек­сий лич­ных форм;

г) под­виж­ное или не­под­виж­ное уда­ре­ние в лич­ных фор­мах гла­го­лов II спр.

5. Фор­мы слож­но­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни.

Вспо­мо­га­тель­ный гла­гол при об­ра­зо­ва­нии этих форм

6. Фор­мы слож­но­го про­шед­ше­го вре­ме­ни:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие форм дав­но­про­шед­ше­го вре­ме­ни.

б) осо­бен­но­сти их об­ра­зо­ва­ния;

7. Мно­го­крат­ные гла­го­лы:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие форм мно­го­крат­ных гла­го­лов;

б) осо­бен­но­сти их об­ра­зо­ва­ния: суф­фик­сы, че­ре­до­ва­ния глас­ных и со­глас­ных ос­но­вы.

8. Фор­мы по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния:

а) ха­рак­тер суф­фик­са;

б) ме­сто уда­ре­ния.

9. Воз­врат­ные гла­го­лы:

а) фо­нем­ный со­став пост­фик­са;

б) за­ви­си­мость пост­фик­са с глас­ным и без глас­но­го от по­ло­же­ния по­сле глас­но­го или со­глас­но­го;

в) ас­си­ми­ля­тив­ные яв­ле­ния на сты­ке ос­но­вы и пост­фик­са.

10. При­час­тия и дее­при­ча­стия:

а) на­бор форм при­час­тий и дее­при­ча­стий;

б) осо­бен­но­сти об­ра­зо­ва­ния форм стра­да­тель­ных при­час­тий про­шед­ше­го вре­ме­ни, свя­зан­ные с рас­пре­де­ле­ни­ем суф­фик­сов -н и -т и ме­стом уда­ре­ния.

 

СИН­ТАК­СИС

1. Сло­во­со­че­та­ние:

а) осо­бен­но­сти се­ман­ти­ки об­ще­рус­ских пред­ло­гов и па­деж­ных кон­ст­рук­ций, в ко­то­рые они вхо­дят;

б) на­ли­чие / от­сут­ст­вие двой­ных пред­ло­гов;

в) ви­н., им. или ро­д. п. су­ще­ст­ви­тель­но­го в функ­ции пря­мо­го объ­ек­та при пе­ре­ход­ных гла­го­лах.

2. Пред­ло­же­ние:

а) на­ли­чие –от­сут­ст­вие пред­ло­же­ний с глав­ным чле­ном: «быть + ин­фи­ни­тив ос­нов­но­го гла­го­ла» со зна­че­ни­ем дол­жен­ст­во­ва­ния;

б) на­ли­чие / от­сут­ст­вие без­лич­ных пред­ло­же­ний со ска­зуе­мым, имен­ная часть ко­то­ро­го вы­ра­же­на крат­ким стра­да­тель­ным при­час­ти­ем про­шед­ше­го вре­ме­ни;

в) спо­со­бы вы­ра­же­ния субъ­ек­та и объ­ек­та дей­ст­вия в та­ких пред­ло­же­ни­ях;

г) на­ли­чие / от­сут­ст­вие пред­ло­же­ний со ска­зуе­мым, имен­ная часть ко­то­ро­го вы­ра­же­на дее­при­ча­сти­ем на -ши;

д) воз­мож­ность вы­ра­же­ния зна­че­ния со­стоя­ния, вы­зван­но­го пред­ше­ст­вую­щим дей­ст­ви­ем, в пред­ло­же­ни­ях с при­час­тия­ми на -н, -т и дее­при­ча­стия­ми на -ши в пре­ди­ка­тив­ной функ­ции;

е) час­ти­цы и сою­зы при оформ­ле­нии пред­ло­же­ний.

ЛЕК­СИ­КА

1. На­ли­чие / от­сут­ст­вие в тек­сте слов, пол­но­стью не­из­вест­ных ли­те­ра­тур­но­му язы­ку, или слов с кор­не­вы­ми мор­фе­ма­ми, от­сут­ст­вую­щи­ми в ли­те­ра­тур­ном язы­ке.

При на­ли­чии та­ких слов – обо­зна­че­ние ими по­ня­тий и яв­ле­ний об­ще­го или спе­ци­фи­че­ско­го для дан­ной тер­ри­то­рии ха­рак­те­ра (свя­зан­ных с эт­но­гра­фи­ей, при­ро­дой, кли­ма­том и т.п.).

2. На­ли­чие / от­сут­ст­вие в тек­сте слов, от­ли­чаю­щих­ся от ли­те­ра­тур­ных се­ман­ти­кой.

При на­ли­чии та­ких слов – от­ли­чие пол­ное (меж­диа­лект­ная омо­ни­мия) или час­тич­ное (меж­диа­лект­ная по­ли­се­мия).

3. На­ли­чие / от­сут­ст­вие в тек­сте слов, от­ли­чаю­щих­ся лек­си­че­ской со­че­тае­мо­стью.

4. На­ли­чие / от­сут­ст­вие в тек­сте слов, от­ли­чаю­щих­ся от ли­те­ра­тур­ных по фор­ме.

При на­ли­чии та­ких слов – от­ли­чие в фо­нем­ном со­ста­ве, со­ста­ве аф­фик­сов, грам­ма­ти­че­ской ха­рак­те­ри­сти­ке. Не­ре­гу­ляр­ный ха­рак­тер та­ких от­ли­чий.

5. На­ли­чие / от­сут­ст­вие в тек­сте слов, от­ли­чаю­щих­ся от ли­те­ра­тур­ных сти­ли­сти­че­ской ок­ра­шен­но­стью.

***

Ос­но­вы­ва­ясь на ана­ли­зе тек­ста, про­ве­ден­ном по дан­ной схе­ме, оп­ре­де­ли­те ме­сто со­от­вет­ст­вую­ще­го го­во­ра в диа­лект­ном чле­не­нии рус­ско­го язы­ка. Для вы­пол­не­ния это­го за­да­ния от­бе­ри­те:

1) при­зна­ки, по­зво­ляю­щие от­не­сти го­вор к од­но­му из на­ре­чий или к сред­не­рус­ским го­во­рам;

2) при­зна­ки, по­зво­ляю­щие от­не­сти го­вор к од­ной из групп на­ре­чия или сред­не­рус­ских го­во­ров.

 


Приложение 2

Спи­сок слов с [е], вос­хо­дя­щим к /ѣ/


Б е­ гать

б е­ да

б е­ лый

б е л­ка

бе­с е­ да

бл е д­ный

бл е ск

бл е­ ять

бо­л е знь

бр е з­гать

в е­ дать

в е д­ро

в е к

в е­ ко

в е к­ша

в е­ ник

в е­ нок

в е­ ра

в е с

в е сть

в е­ тер

в е т­ка

в е щь

вм е­ сте

вр е­ мя

встр е­ тить

гд е

гн е в

гн е з­до

го­л е нь

гр е х

дв е

д е­ ви­ца

д е д

д е­ ло

д е­ ти

др е­ мать

е да

е д­кий

е з­дить

же­л е­ зо

за­т е­ ять

зв е з­да

зв е рь

зд е сь

з е­ вать

зм е й

зр е­ лый

зр е­ ние

кл е т­ка

ко­л е­ но

кр е п­кий

л е­ вый

л е зть

л е­ кар­ст­во

л е нь

л е с

л е­ ст­ни­ца

ле­т е ть

л е­ то

мед­в е дь

м е дь

м е л

м е л­кий

м е­ нять

м е­ ра

м е­ сить

м е­ сто

м е­ сяц

м е­ тать

м е­ тить

м е х

м е­ шать

м е­ шок

на­с е д­ка

на­с е­ ко­мое

не­в е с­та

не­в е ст­ка

не­д е­ ля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: