– Нʼе согла́сна тода́?
– Согла́снъ, бу́ду молʼи́тʼ бо́гъ, штоб jево́ убʼи́лʼи.
Ну, пото́м как ра́с въкура́т jево́ ра́нʼилʼи. В го́спʼитълʼи пълʼежа́л, на дву́м къстылʼа́х домо́j прʼишо́л. Дʼетʼе́j нъжыла́, шэ́сʼтʼ чʼеловʼе́к дʼетʼе́j бы́ло, и пото́м он по́мʼер у мʼнʼа́ до́ма. А свʼо́кър тако́j был скъндалʼи́ст. Сʼа́дʼим ку́шатʼ, прʼиду́ с рабо́ты, паха́лʼи вʼитʼ ра́нʼшы лъшадʼа́м, плу́г был. Пашу́, пашу́, прʼиjе́ду, у мʼинʼа́ в гълавʼе́, в глаза́х тʼо́мно, сʼа́ду поку́шътʼ, а он сканда́л зъвʼедʼо́т. Налʼjо́т свʼекро́фʼ там илʼи ш̄ʼи́, илʼи чʼа́шку мълока́, ка́к он да́ст пъ чʼа́шкʼе! И поjдʼо́ш нʼи jе́фшы. Опʼа́тʼ идʼо́ш, ло́шътʼ зъпрʼага́эш, опʼа́тʼ паха́тʼ jе́дʼош. Во́т кака́jа моjа́ жы́зʼнʼ была́.
|
|
Тверская обл., Рамешковский р-н, д. Ивановская.
Аудиозапись Р.Ф. Касаткиной, 1977 г., фоноархив ИРЯ РАН.
XXXI. Прʼика́шчʼик-та, хъзʼа́эва го́нкам-та э́тʼим вʼитʼ jе́сʼ. Хазʼа́эва-та иду́т по́ бʼерʼегу и пру́тъм – э́, дава́j, дава́j. Пру́там ма́шэт. Ра́т уш пъд галʼа́шкʼи на́м сʼтʼега́тʼ, грʼе́шнʼицам. А мы́ и та́к уш – кро́ф тʼечʼо́т. Кро́ф оцсʼе́да, кро́ф, цы́пʼки, раско́лʼуц̄ы. Пъ вадʼе́ вʼи́тʼ хо́дʼиш, пато́м на со́лнышка вы́дʼеш, аткры́тъ. Падо́л-та мо́крыj, фсʼо́ врʼе́мʼа так мо́кроjе, нахло́паjот тʼебʼе́. А вʼетʼ э́то фсʼо́ то́чʼа, ма́тушка, чʼерʼез нʼи́тку, про́клʼатаjа-та, гру́баjа. Тʼебʼе́ и нъдʼерʼо́т. Сърафа́ны ис то́чʼи из дама́шнъj, нашы́ты сʼа́кʼи, кра́сны и сʼи́нʼии, накра́сʼат, уш ста́ла кра́ска. На́дъ бы́лъ рабо́тътʼ, а у на́с зʼемлʼи́-тъ бы́ла то́лʼка вот тъка́jа ду́шэнʼка нъзыва́лъсʼа, душа́. Ан̄а́ душа́ зʼемлʼи́ была́, ну про́ста мʼе́тра пълтара́, как сʼичʼа́с пʼерʼевʼесʼтʼи́, во́т ско́лʼка зʼемлʼи́. А сʼе́м чʼилавʼе́к жы́лʼи. Анʼи́ в за́ръбътку ухадʼи́лʼи, а мнʼе́ прʼишло́сʼ до́ма, поха́тʼ посыла́ла, двʼина́цэтʼ лʼе́т, трина́цэтыj наступʼи́л, jа́ пъjе́хала поха́тʼ вот э́тъj нʼишчʼа́снъj сахо́j. Ну во́т и поха́ла. И бы́лʼи дʼерʼевʼа́ны, жылʼе́зом около́чʼеныjе. И jа́ эво́ пътирʼа́ла на фторо́j дʼе́нʼ, жэлʼе́зъ-то, э́тъ жэлʼе́зъ, съшнʼи́к. И jе́ду па глу́пъсʼтʼи сʼ пʼе́сʼнʼам. А лъшадʼо́нкъ тъка́ пло́хънʼкаjа была́ у на́с. Jе́ду сʼ пʼе́сʼнʼам-та, а пото́м стрʼахну́ла, у мʼнʼа́ эво́ и нʼе́т. Ну́, приjе́хълъ, та́м сусʼе́т сказа́л ацу́. Он спра́шыват:
|
|
– Ка́к там на́ша О́лʼга? За́ два кʼило́мʼетра поха́ли, на цэ́лъj дʼе́нʼ уjеж̄а́лʼи. Ка́к там на́ша поха́лʼнʼица-та?
А ана́, гът, па́шыт с” пʼе́с”нʼим и бʼис съшнʼика́. Э́тът мушчʼи́на, сусʼе́т мушчʼи́на ста́ршыj рабо́тал, и о́н мнʼе взʼа́л нъкълатʼи́л э́тот сашнʼи́к, и jа́ апʼа́тʼ рабо́тълъ. Прʼиjе́ду съ слʼеза́м, поjе́ду с пʼе́сʼнʼим. Двʼина́ц̄этʼ лʼе́т, трина́ц̄этыj, вот э́кънʼка, и поха́ла. А оц̄у́ на́дъ хлʼе́ба зъраба́тыватʼ, у на́с ма́лъ зʼимʼе́лʼкʼи-тъ бы́лъ. Ба́рскъjа зʼимлʼа́ круго́м была́, каро́фку-тъ нʼи пусʼтʼи́ на ба́рскуjу зʼе́млʼу. Папа́ла – штръхава́лʼи. Лʼе́т сʼимна́ц̄этʼ мнʼе бы́лъ, jа́ у ба́рʼина касʼи́ла. Вот папро́сʼът, зна́чʼит, въскрʼисʼе́нʼjъ илʼи в бу́н̄ʼи там, што вът пъ чʼеловʼе́ку, по́ два з до́му, и мы́ косʼи́лʼи. Jа́ сама́ и косʼи́ла, за каро́ушку, што́ на нʼи́хнʼеj зʼемлʼе́ гулʼа́эт. На́шъj зʼемлʼи́ ма́ло крʼесʼjа́нскъj, зна́чʼит, на и́хнʼеj зʼемлʼе́ гулʼа́эт. Пʼа́тʼ лʼи шэ́сʼ лʼи в лʼе́тъ атрабо́таjъш, зада́рам.
Тверская обл., Максатинский р-н, д. Карпово.
Фоноархив ИРЯ РАН.
XXXII. Во́сшʼемдʼесʼътʼ пʼа́тʼ. В авʼи́н тʼапло́ наклада́л. Пʼе́сшнʼи зжна́jу, усʼи́ сштарʼи́ны успо́мнʼу. В Маскву́ хадʼи́л чʼаты́рʼе ра́за, у Рʼи́гу хадʼи́л, усʼо́ пʼашко́м. С тэj вʼарʼо́ўкʼи во́ кака́jа палучʼа́ец̄а вʼарʼо́ўка. Упʼина́лʼи у пʼа́лкʼи, рʼисава́лʼи. Кружэва́ вʼазу́тʼ, ма́лʼенʼка дʼе́въчʼка, а вʼазʼо́тʼ. У мужука́х хура́шэк нʼе было́, ша́пкʼи рага́стыjе, с уша́мʼи, ша́пкʼи на чʼаты́рʼе угла́! Буты́лкъj вы́сманʼитʼ – ло́скаjа крашанʼи́на ста́нʼетʼ. Нʼи дугʼе́, нʼи ло́шъдʼи нʼет. Хвʼе́рзʼи насʼи́лʼи, пу́гоўкʼи бы́лʼи, балахо́н бʼе́лыj с то́цы. Jа нʼе зжна́л, што пу́лʼа в зжаты́лък пападʼе́тʼ. С чʼи́м ты хадʼи́л на ваjну́? Jа нʼе лʼубʼи́л папо́ў, быва́ла, как ба́ба у цэ́ркаф ит̄ʼи́тʼ, так руга́ца. Мы́чʼа на рʼе́ку. Здаро́выj такʼе́j был до́хтар.
Тверская обл., Ржевский р-н, д. Приездово.
Запись Н. П. Гринковой, 1924 г. [Гринкова 1957. – С. 99]
XXXIII. Ну́, сʼижу́ jа́ до́ма. Глʼижу́, мнʼе́ нʼисʼо́т павʼе́ску.
– Глʼа цаво́?
– Тʼо́ткъ Лукʼе́рʼjъ, на зъсʼида́нʼjа.
Jа́ прʼишла́ на зъсʼида́нʼjа. Ста́лʼи наро́т събʼира́тсʼа. Ф шэ́сʼ чʼисо́ф нъчʼило́сʼ зъсʼида́нʼjа. Ста́лʼи разгава́рʼиватʼ фсʼе́ пра фсʼо́. Ну глʼа́тʼ, пасʼлʼа́ е́тъва ста́лʼи мы́ выбʼира́тʼ испалнʼи́тʼилʼаф насʼцʼо́т збо́ру аблʼига́цыjаф, ну́ и гъварʼи́т мнʼе́ прʼитсʼида́тʼелʼ:
|
|
– Ну́жнъ вы́братʼ тʼо́тку Лукʼе́рʼjу. Ана́ пабаjцʼе́j фсʼе́х.
Jʼа́ атка́зывъласʼ. Ну́ сʼотъкʼи взʼила́сʼ jа́:
– Дава́jтʼи, пъпыта́jу, jа́ вʼецʼ нʼигра́мътна, цʼилавʼе́к бʼе́днаj. Мʼинʼа́ лʼу́дʼи нʼи сʼцʼита́jут, штъ така́jа. Вы́бралʼи jиjе́ каку́jу. Ну́ дава́j сʼо́тъкʼи jа́ малʼе́нʼкъ ва́м пъмагу́, пъхлъпацʼу́.
Московская обл., Бронницкий р-н, д. Ванилово.
Запись Н.М. Каринского [Гринкова 1957. – С. 102].
XXXIV. Jа́ иjо́ иска́ла двʼе́ нʼидʼе́лʼи, э́ту каро́ву сваjу́, jа́ изму́чʼиласʼ, иска́мшы иjо́. А мнʼе́ хто́-тъ сказа́л, ɣрʼит, Пʼе́тʼка нъ рыба́лку хо́дʼат, э́тът вон Къласо́к. Jа́ пашла́ к нʼаму́:
– Пʼе́тʼа, ты́ нъ рыба́лку хо́дʼаш, ты́ нʼи вʼи́дʼиш, нʼи выхо́дʼит каро́ва вот та́к папʼи́тʼ?
А жара́ вʼедʼ была́, са́ма жара́.
– Вʼида́л рас чʼо́рнуjу, грʼит, да́, з бʼе́лым, вʼида́л, пʼила́. А ра́с тако́э дʼе́лъ, тʼипʼе́рʼ пъглʼажу́, jа́ ка́ждыj дʼе́нʼ хажу́ туда́.
Уш фста́ла, прʼишла́, гърʼу́:
– Бо́лʼшы jа́ нʼи магу́. Но́гʼи вот ту́т у мʼинʼа́ балʼа́т. Ɣо́спъдʼи, ɣо́спъдʼи, шо́ ты мʼинʼа́ му́чʼииш?
Взʼала́ нъ крава́тʼ лʼагла́. Лʼагла́, сʼи́л нʼе́т. То́лʼкъ лʼагла́, так манʼе́нʼка, а сама́ пла́чʼу лʼижу́, мнʼе жа́лкъ каро́ву, ана́ трʼи́ вʼадра́ дава́лъ в дʼе́нʼ. Тʼипʼе́рʼ глʼижу́, ана́ зълʼита́ит:
– Ма́ма, Лʼу́сʼка прʼишла́ Къласко́ва и гъварʼи́т, атʼе́ц вʼида́л каро́ву, куда́ ана́ пашла́.
|
|
Jа́ саска́къвъjу, jе́лʼи иду́. Вʼирʼо́фку взʼала́ с сабо́j, каг зна́ла. Прʼишла́ к нʼаму́:
– Пʼе́тʼа, мʼи́лыj! Паjдʼо́м, jа́ уш што́ куплʼу́, зъплачʼу́ тʼибʼе́.
Ну́, мы́ с нʼим пашлʼи́. Во́т глʼидʼи́, вот чʼа́ш̄ʼа гдʼе́. Глʼижу́, ана́ лʼижы́т. То́къ jа сказа́ла, ка́к ана́ саско́чʼит и бʼижа́тʼ! Чʼо́ ж дʼе́латʼ? Гдʼе́ ш тʼало́к-тъ? Глʼа́нʼ, тʼало́к съскачʼи́л, съскачʼи́л и бʼижы́т, а jа́ jаму́ нафстрʼе́чʼу. Оj, ма́мынʼка, она́ ш ат тʼалка́ нʼикуда́ нʼи збʼижы́т. Jа́ jаво́ пʼе́ш вʼала́. Jа́ вʼирʼо́фку зъмата́ла на рукʼе́, а каро́ва нʼи ф каку́jу нʼи идʼо́т. Нʼи хадʼи́тʼа за нʼе́jу, нʼи хадʼи́тʼа. Jа́ нъдаи́лъ трʼи́ вʼадра́ ат нʼиjо́.
Рязанская обл., Касимовский р-н, д. Сеитово.
Аудиозапись Е.А. Нефедовой, 1996 г., фоноархив МГУ.
Приложения
Приложение 1
Схема общего анализа
диалектного текста
Схема содержит перечень основных позиций, в которых русский диалектный язык представлен своими различительными элементами. Именно на эти позиции необходимо ориентироваться при общем анализе текста. Каждая позиция снабжена комментарием, определяющим направление анализа. В случае, если диалектное различие представлено в тексте явлением, не имеющим отличий от литературного языка, это явление также должно получить свою характеристику. Например, недиссимилятивное аканье, смычность фонемы /г/, различение аффрикат /чʼ/ и /ц/ и т.д.
ФОНЕТИКА
Вокализм
1. Под ударением не между мягкими согласными:
а) состав гласных фонем: наличие / отсутствие /ê/, /ô/;
б) распределение функциональной нагрузки между /e/ и /и/: наличие / отсутствие /и/ в соответствии с /ê/;
в) распределение функциональной нагрузки между /е/ и /о/: наличие / отсутствие /о/ после мягкого согласного в корневых и аффиксальных морфемах.
2. Под ударением между мягкими согласными:
а) наличие / отсутствие позиционного чередования [ê || и];
б) наличие / отсутствие позиционного чередования [а || е].
3. Первый предударный слог после твердого согласного:
а) различение / неразличение фонем неверхнего подъема /о/ и /а/;
б) при неразличении: совпадение в [а] (сильное аканье) или [а]/[ъ] (диссимилятивное аканье);
в) при наличии чередования [а/ъ]: определение типа диссимилятивного аканья.
4. Первый предударный слог после мягкого согласного:
а) различение / неразличение фонем неверхнего подъема /о/, /а/, /е/;
б) при наличии различения: реализация каждой из фонем неверхнего подъема перед твердым и перед мягким согласным;
в) при неразличении: совпадение /о/, /а/, /е/ в гласном [а] (сильное яканье), гласном [и] – (иканье), [а || и];
г) при наличии чередования в первом предударном слоге после мягкого согласного [а || и]: зависимость чередования от твердости / мягкости последующего согласного (умеренное яканье) или подъема ударного гласного (диссимилятивное яканье);
д) при зависимости [а || и] от подъема ударного гласного: определение разновидности диссимилятивного яканья.
5. Второй предударный слоги и заударные после твердого согласного.
При наличии различения /о/ и /а/ в первом предударном слоге: различение–неразличение их в других безударных слогах (полное или неполное оканье).
6. Второй предударный начальный неприкрытый слог.
Гласный [у], [и], [о] или [а] в соответствии с фонемой /о/ в абсолютном начале слова.
Консонантизм
1. Заднеязычные согласные:
а) звонкий заднеязычный согласный: взрывной [г] или фрикативная [ɣ];
б) коррелятивные пары заднеязычных согласных по глухости/ звонкости: /г/: /к/ или /ɣ/: /х/;
в) наличие / отсутствие мягких [кʼ], [гʼ], [хʼ] перед гласными непереднего ряда и на конце слова, свидетельствующие о наличии / отсутствии корреляции заднеязычных согласных по твердости / мягкости: /г/: /гʼ/, /к/: /кʼ/, /х/: /хʼ/ или /г/, /к/, /х/;
г) наличие / отсутствие ассимилятивного смягчения заднеязычных согласных после парных и непарных мягких согласных;
д) произношение мягких палатальных согласных в соответствии с [кʼ] и [гʼ].
2. Аффрикаты:
а) количество аффрикат. Различение, неразличение (цоканье) или отсутствие аффрикат;
б) качество аффрикат: твердость, мягкость, палатальность.
3. Губные фрикативные согласные:
а) звонкий фрикативный согласный в позиции перед гласным: губно-губного ([w]) или губно-зубного ([в]) образования;
б) чередование [в || ф] или [в || ў] перед согласным и на конце слова;
в) согласный [в (w)] в абсолютном начале слова перед согласным;
г) [хв], [х], [п] в соответствии с [ф];
д) количество губных фрикативных фонем и их коррелятивные отношения по глухости / звонкости.
4. Боковые согласные фонемы:
а) твердый боковой согласный веляризованный [л] или невеляризованный [l];
б) наличие / отсутствие чередования [л (l) || ў] перед согласным и на конце слова.
5. Фонема /j/.
Наличие / отсутствие утраты [j] в интервокальной позиции. Морфологические условия ограничения этого явления.
6. Долгие шипящие согласные и их диалектные соответствия.
Их характеристика по способу образования и твердости / мягкости.
7. Фонемы /ш/ и /ж/:
а) твердость или мягкость шипящих [ш] и [ж];
б) при мягкости [ш] и [ж]: наличие / отсутствие ее позиционной зависимости.
8. Фонемы /сʼ/ и /зʼ/.
Место образования [сʼ] и [зʼ]. Наличие / отсутствие шепелявости.
9. Фонемы /тʼ/ и /дʼ/.
Наличие / отсутствие свистящего элемента при их образовании ([тсʼ] и [дзʼ]).
10. Группы согласных [бм, дн, вн], [чʼн], [сj, зj, тj, дj, нj, лj], [лʼн, лʼд, лʼт], [лʼз].
Наличие / отсутствие результатов ассимиляции в группах согласных по способу и месту образования, по мягкости.
11. Группы согласных [ст], [сʼтʼ], [зд], [зʼдʼ].
Наличие / отсутствие результатов упрощения группы в позиции конца слова.
12. Наличие / отсутствие фактов, свидетельствующих о противопоставленности согласных по признаку напряженность / ненапряженность.
МОРФОЛОГИЯ
Имя существительное
1. Категория рода и распределение по типам склонения:
а) наличие / отсутствие фактов морфологической и синтаксической оформленности слов ср. р. по жен. или муж. р.;
б) наличие / отсутствие фактов изменения родовой характеристики отдельных слов;
в) отнесенность слов муж. р. с суффиксами -ишк, -ушк, -к, ‑л к 1-му или 2-му скл.;
г) наличие / отсутствие фактов перехода отдельных слов 3-го скл. в 1-е скл.
2. Склонение существительных:
а) особенности соотношения основ ед. и мн. ч.;
б) флексии род., дат. и предл. п. 1-го скл., их соотношение;
в) флексия твор. п. 1-го скл.;
г) флексии -а, -у род. п., -е, -у предл. п. 2-го скл., особенности их распределения. Флексия -и предл. п. 2-го скл., ее происхождение и распространение;
д) Наличие / отсутствие флексий 1-го скл. в род., дат., предл. и твор. п. у слов 3-го скл.;
е) Распределение флексий -а, -и, -е в им. п., флексий -ов, -ей, нулевой в род. п. мн. ч. Наличие / отсутствие флексии -ох в род. п. мн. ч.;
ж) Различение или совпадение флексий дат. и твор. п. мн. ч.;
з) Фонемный состав флексии твор. п. мн. ч. при ее различении с дательным падежом.
Имя прилагательное и неличные местоимения
1. Флексии им. п. муж. р., косвенных падежей жен. р. Фонема /о/, /и/ или /е/ в составе этих флексий.
2. Флексии косвенных падежей муж. и ср. р. Фонема /о/ или /е/ в составе этих флексий.
3. Флексия род. п. муж. р. Фонемный состав флексии с /г/ или /ɣ/, с /в/ или без согласного.
4. Флексия род. п. жен. р. Наличие / отсутствие двусложной флексии.
5. Флексия вин. п. жен. р. Фонемный состав гласных флексии.
6. Флексия мн. ч. им. п. Фонема /и/ или /е/ в составе этой флексии.
7. Флексии дат. и твор. п. мн. ч.:
а) различение или совпадение этих флексий;
б) фонемный состав флексии твор. п. при ее различении с дат. п.
8. Фонема /j/ в составе флексий жен. и ср. р. им. и вин. п. ед. ч., им. и вин. п. мн. ч. Наличие / отсутствие стяженных форм прилагательных и местоимений.
Личные и возвратное местоимения
1. Формы род. и вин. п. местоимений 1-го и 2-го л. и возвратного местоимения:
а) основы и флексии этих форм;
б) соотношение форм род.–вин. и дат.–предл. п.
2. Личное местоимение 3-го л.:
а) наличие / отсутствие начальной фонемы /j/ в форме им. п. муж., жен. и ср. р., в форме вин. п. жен. р.;
б) фонемный состав основы косвеных падежей: с начальной фонемой /j/ или с /нʼ/;
в) форма им. п. мн. ч.: фонемный состав основы и флексии.
Глагол
1. Глагольные основы.
Наличие / отсутствие выравнивания основ настоящего и прошедшего времени в результате их взаимодействия.
2. Формы инфинитива:
а) суффиксы форм инфинитива, образующие и не образующие слог;
б) место ударения: на основе или суффиксе.
3. Типы спряжения:
а) наличие / отсутствие фактов неразличения форм I и II спр.: общее спряжение;
б) наличие / отсутствие III спр.
4. Личные формы глагола:
а) Наличие / отсутствие фактов выравнивания основы настоящего времени (устранение чередования согласных основы);
б) Согласные /т/, /тʼ/ или их отсутствие в составе флексий личных форм;
в) гласные /е/ или /о/ в составе флексий личных форм;
г) подвижное или неподвижное ударение в личных формах глаголов II спр.
5. Формы сложного будущего времени.
Вспомогательный глагол при образовании этих форм
6. Формы сложного прошедшего времени:
а) наличие / отсутствие форм давнопрошедшего времени.
б) особенности их образования;
7. Многократные глаголы:
а) наличие / отсутствие форм многократных глаголов;
б) особенности их образования: суффиксы, чередования гласных и согласных основы.
8. Формы повелительного наклонения:
а) характер суффикса;
б) место ударения.
9. Возвратные глаголы:
а) фонемный состав постфикса;
б) зависимость постфикса с гласным и без гласного от положения после гласного или согласного;
в) ассимилятивные явления на стыке основы и постфикса.
10. Причастия и деепричастия:
а) набор форм причастий и деепричастий;
б) особенности образования форм страдательных причастий прошедшего времени, связанные с распределением суффиксов -н и -т и местом ударения.
СИНТАКСИС
1. Словосочетание:
а) особенности семантики общерусских предлогов и падежных конструкций, в которые они входят;
б) наличие / отсутствие двойных предлогов;
в) вин., им. или род. п. существительного в функции прямого объекта при переходных глаголах.
2. Предложение:
а) наличие –отсутствие предложений с главным членом: «быть + инфинитив основного глагола» со значением долженствования;
б) наличие / отсутствие безличных предложений со сказуемым, именная часть которого выражена кратким страдательным причастием прошедшего времени;
в) способы выражения субъекта и объекта действия в таких предложениях;
г) наличие / отсутствие предложений со сказуемым, именная часть которого выражена деепричастием на -ши;
д) возможность выражения значения состояния, вызванного предшествующим действием, в предложениях с причастиями на -н, -т и деепричастиями на -ши в предикативной функции;
е) частицы и союзы при оформлении предложений.
ЛЕКСИКА
1. Наличие / отсутствие в тексте слов, полностью неизвестных литературному языку, или слов с корневыми морфемами, отсутствующими в литературном языке.
При наличии таких слов – обозначение ими понятий и явлений общего или специфического для данной территории характера (связанных с этнографией, природой, климатом и т.п.).
2. Наличие / отсутствие в тексте слов, отличающихся от литературных семантикой.
При наличии таких слов – отличие полное (междиалектная омонимия) или частичное (междиалектная полисемия).
3. Наличие / отсутствие в тексте слов, отличающихся лексической сочетаемостью.
4. Наличие / отсутствие в тексте слов, отличающихся от литературных по форме.
При наличии таких слов – отличие в фонемном составе, составе аффиксов, грамматической характеристике. Нерегулярный характер таких отличий.
5. Наличие / отсутствие в тексте слов, отличающихся от литературных стилистической окрашенностью.
***
Основываясь на анализе текста, проведенном по данной схеме, определите место соответствующего говора в диалектном членении русского языка. Для выполнения этого задания отберите:
1) признаки, позволяющие отнести говор к одному из наречий или к среднерусским говорам;
2) признаки, позволяющие отнести говор к одной из групп наречия или среднерусских говоров.
Приложение 2
Список слов с [е], восходящим к /ѣ/
Б е гать
б е да
б е лый
б е лка
бес е да
бл е дный
бл е ск
бл е ять
бол е знь
бр е згать
в е дать
в е дро
в е к
в е ко
в е кша
в е ник
в е нок
в е ра
в е с
в е сть
в е тер
в е тка
в е щь
вм е сте
вр е мя
встр е тить
гд е
гн е в
гн е здо
гол е нь
гр е х
дв е
д е вица
д е д
д е ло
д е ти
др е мать
е да
е дкий
е здить
жел е зо
зат е ять
зв е зда
зв е рь
зд е сь
з е вать
зм е й
зр е лый
зр е ние
кл е тка
кол е но
кр е пкий
л е вый
л е зть
л е карство
л е нь
л е с
л е стница
лет е ть
л е то
медв е дь
м е дь
м е л
м е лкий
м е нять
м е ра
м е сить
м е сто
м е сяц
м е тать
м е тить
м е х
м е шать
м е шок
нас е дка
нас е комое
нев е ста
нев е стка
нед е ля