Четыре вида уничтожения вселенной

 

четыре вида уничтожения материи:

1. перманентный (нитья, нитья-пралайа касается особенно физических вещей, как состояние глубокого сна без сновидений, Это — постоянные и неуловимые изменения (материального мира), которым подвергнуты атомы и которые продолжаются весь период Махаманвантары, целый век Брамы. В каждое мгновение время невидимым образом изменяет тела всех сотворенных живых существ и все остальные проявления материи. Этот процесс обрекает живых существ на постоянное уничтожение в бесконечном цикле рождений и смертей

2. периодический (наймиттика, наимитика-пралайа, ночь брахмы),

3. материальный (пракритика, практиритика-пралайа, маха-пралайа, уничтожение Вселенной) и

4. окончательный (атьянтика, освобождение от материи). человек постигает Абсолютную Истину, он видит реальность как она есть. Он воспринимает всю сотворенную вселенную отличной от Абсолюта, а потому нереальной.

(5) Есть еще частичная пралайа (уничтожение) чего угодно во время манвантары. Манвантара (71 махаюга; жизнь Индры) заканчивается потопом. Каждый Ману живет 71 чатур-югу (71 х 4 320 000 лет = 306 720 000) - это и есть одна Манвантара

*

1. Нитья - люди рождаются и умирают каждый день

2. Наимиттика - после 1 кальпы (дневной) Брахмы 3 мира, включая землю, разрушаются

3. Пракрита - после 1 жизни Брахмы  все 14 миров растворяются в Пракрити

4. Атянтика - душа получает мокшу

*

 Повторение святого имени Господа Хари - единственный способ остановить круговорот материальной жизни.

Тысяча циклов из четырех эпох составляют один день Брахмы, а в каждый день Брахмы, называемый калпой, сменяется четырнадцать Ману. Ночь Брахмы длится столько же, сколько его день. В течение этой ночи Брахма спит, а три планетные системы уничтожаются; это уничтожение называется наймиттика, или периодическое. Когда сто

лет жизни Брахмы подходят к концу, происходит полное уничтожение материального мира. Этот вид уничтожения называется пракритика. В это время уничтожаются семь элементов материальной природы, начиная с махат, и все вселенское яйцо, состоящее из них. Когда человек постигает Абсолютную Истину, он видит реальность как она есть. Он воспринимает всю сотворенную вселенную отличной от Абсолюта, а потому нереальной. Этот вид уничтожения называется атьянтика — окончательное уничтожение (освобождение). В каждое мгновение время невидимым образом изменяет тела всех сотворенных живых существ и все остальные проявления материи. Этот процесс обрекает живых существ на постоянное уничтожение в бесконечном цикле рождений и смертей. Те, кто способен постичь незримую суть процессов, протекающих в материальном мире, утверждают, что все существа, включая самого Брахму, вынуждены постоянно рождаться и умирать. Материальная жизнь по определению означает подверженность рождению и смерти, сотворению и разрушению. И единственное средство, позволяющее пересечь океан материального существования, — это смиренно слушать рассказы о подобных эликсиру лилах Верховной Личности Бога. Никакого другого средства не существует.

Наймиттика, или периодическое уничтожение, во время которого изначальный творец, Господь Нараяна, возлежит на змее Ананта-Шеше и вбирает в Себя всю вселенную, пока Господь Брахма спит. По окончании дня Брахмы наступает его ночь, которая длится столько же, сколько его день. В это время три планетные системы подвергаются разрушению. Пралайа в конце дня Брахмы: пралая – уничтожение всего, что населяет вселенную, и самой вселенной: на небе появляются 12 (по другой версии – 70) солнц и дотла сжигают ее. На другой день Брахма возобновляет своё творение. Во время каждой пралайи нижние десять царств (лока) разрушаются, то время как высшие четыре царства, включая сатья-лока, тапа-лока, джана-лока и махар-лока, сохраняются.

Пракритика, уничтожение Вселенной, махапралайа. Когда две половины жизни Господа Брахмы, самого великого живого существа, истекают, происходит разрушение семи главных элементов творения. О царь, с уничтожением материальных элементов все вселенское яйцо, состоящее из сочетаний различных элементов вселенной, также подвергается уничтожению. Шримад-бхагаватам 12.4.7: «О царь, с приближением конца вселенной на Земле перестанут идти дожди. Это будет продолжаться сто лет. Засуха породит голод, и умирающие от голода люди будут буквально пожирать друг друга. Введенные в заблуждение силой времени, все обитатели Земли постепенно вымрут». махапралая (великое уничтожение), в результате которой гибнет не только материальный мир и мир богов, но также и сам Брахма. Космос исчезает и воцаряется хаос. Со временем хаос упорядочивается, и спустя столько же лет, сколько длилась жизнь Брахмы, рождается новый создатель и новая вселенная, и начинается очередной цикл кальп. Во время каждого Махапралая все 14 миров разрушаются

 

Шримад-бхагаватам 8.24.37 (ком ШП):

НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПРАЛАЙИ

Ночь Брахмы наступает, когда он ложится спать, но за его день сменяются четырнадцать Ману, один из которых — Чакшуша Ману. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур поясняет, что, хотя для Господа Брахмы это было дневное время, по воле Всевышнего Брахму ненадолго потянуло в сон. Этот короткий промежуток времени и назван здесь «ночью Брахмы». Более подробно это объясняет Шрила Рупа Госвами в «Лагху-Бхагаватамрите». Его объяснение сводится к следующему. Поскольку Агастья Муни проклял Сваямбхуву Ману, в период правления Сваямбхувы произошел вселенский потоп. Он упоминается в «Матсья-пуране». Но в эпоху Чакшуши Ману по высочайшей воле Господа неожиданно произошел другой потоп (пралая). Об этом говорит Маркандея Риши в «Вишну-дхармоттаре». Не каждая эпоха Ману заканчивается потопом, однако в конце Чакшуша-манвантары Верховный Господь пожелал с помощью Своей иллюзорной энергии показать Сатьяврате, что такое вселенский потоп. Того же мнения придерживается и Шрила Шридхара Свами.

ПРАЛАЙА И МАХАПРАЛАЙА

 

Наиболее крупная единица мирового времени – время жизни Брахмы и созданной им Вселенной. Творец мира не вечен.
Он живет 100 «собственных» лет (равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет или 36 000 кальп), после чего происходит махапралая (великое уничтожение), в результате которой гибнет не только материальный мир и мир богов, но также и сам Брахма. Космос исчезает и воцаряется хаос. Со временем хаос упорядочивается, и спустя столько же лет, сколько длилась жизнь Брахмы, рождается новый создатель и новая вселенная, и начинается очередной цикл кальп.

Кальпа – менее грандиозная, по сравнению с жизнью Брахмы, единица летоисчисления. Она состоит из двух половин – «дня» и «ночи» Брахмы. Его «день» – это время жизни физического мира и сонма богов. С приближением «ночи» происходит пралая – уничтожение всего, что населяет вселенную, и самой вселенной: на небе появляются 12 (по другой версии – 70) солнц и дотла сжигают ее. На другой день Брахма возобновляет своё творение и этот процесс конечного созидания и разрушения длится 100 лет Брахмы, по истечении которого, равнозначного «великому развертыванию», наступает «великое свертывание» (махапралая) мироздания, его грандиозная гибель, возвращение всего космоса в состояние хаоса, длящегося столько же, сколько и жизнь Брахмы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: