Механизмы мотивирования перехода преподавателей на новые подходы к предоставлению образовательных услуг

 

Согласно определению Кочиевой Т.Б., Новикова Д.А., «механизмом стимулирования называется правило принятия решений центром» (или принципалом – прим. авт.)… «относительно стимулирования агента. В случае когда речь идет о материальном вознаграждении агента эквивалентом функции стимулирования выступают деньги»[5]. Теория принципала – агента подробно описана в экономической литературе. Принципал – это «заказчик», в интересах которого выполняются определенные действия. Агент – это «исполнитель», который действует в интересах принципала. Основная проблема построения взаимоотношений этих двух субъектов состоит в том, что цели принципала заключаются в том, чтобы работы была выполнена как можно в более сжатые сроки, с максимальным качеством и минимальной ценой. Целевая позиция агента прямо противоположна. В нашем случае принципалом выступает образовательное учреждение, агентом – преподаватель дистанционного обучения.

Можно систематизировать все множество подходов к системам оплаты труда в виде таблицы 1.

Таблица 1. Системы оплаты труда[6]

 

I. Повременная (тарифная) система оплаты труда
Оплата производится за фактически отработанное время, независимо от результатов работы. В основе расчета – оклад или тариф.

1.Простая повременная
Оклад = 1000 руб., отработано 20 дней из 25 положенных

2.Премиальная повременная
ЗП = ЗП по тарифу + премия в %х от оклада

II. Сдельная система оплаты труда
Оплата производится за объем выполненных работ, независимо от потраченного времени. В основе расчета – сдельные расценки.

1.Прямая сдельная ЗП = сдельная расценка за 1цу работ * объем работ 2.Сдельно-премиальная ЗП = ЗП прямая сдельная + % за перевыполнение плана 3.Сдельно-прогрессивная Увеличенные расценки оплаты за выработку сверх нормы 4.Косвенно-сдельная ЗП вспомогательных рабочих = % от ЗП основных рабочих 5.Аккордная Объем работ и расценок устанавливается на бригаду, выплаты участникам зависят от квалификации и коэффициента трудового участия работника.

III. Комиссионная система оплаты труда
Оплата производится в размере процента от выручки организации

1.С применением минимального оклада
ЗП=минимальный оклад + % от выручки

2.Без применения минимального оклада
ЗП=% от выручки организации

         

 

В таблице описаны основные варианты систем оплаты труда, которые используются в России и в мире. Возможны также различные смешанные и специальные системы оплаты труда, которые строятся исходя из условий труда.

 


Методические рекомендации по механизмам и подходам к оплате труда преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах лиц, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, или обучающихся в нескольких образовательных учреждениях одновременно, в том числе с использованием дистанционных форм обучения, при введении НСОТ









Особенности механизмов и подходов к оплате труда преподавателей, которые осуществляют педагогическую деятельность в интересах обучающихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях

 

Педагогическая деятельность в интересах обучающихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, может осуществляться в следующих формах:

· с использованием дистанционных технологий обучений (и в данном случае можно говорить о единых подходах в образовательном процессе в отношении учащихся, как привязанных, так и не привязанных к конкретному образовательному учреждению, так и в отношении обучающихся в нескольких образовательных учреждениях одновременно);

· в традиционной, аудиторной форме, без использования дистанционных технологий.

В данном разделе отчета речь будет идти о механизмах и подходах к оплате труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах обучающихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, в традиционной, аудиторной форме, без использования дистанционных технологий. Особенностям механизмов и подходов к оплате труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий, посвящены последующие разделы отчета.

Применительно к системе оплаты труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах обучающихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, с использованием традиционных форм обучения должны быть применены те же подходы, которые действуют в настоящее время в системе общего образования после перехода на новую систему оплаты труда, поскольку специфика осуществляемой педагогической деятельности и ее трудоемкость остаются на том же уровне, изменяется только контингент учащихся. Однако, сложившиеся механизмы и принципы могут быть применены при выполнении определенных условий:

Первое условие - система оплаты труда учителей должна позволять осуществлять оплату за преподавание по отдельным учебным предметам, курсам, модулям образовательных программ, осваиваемых отдельными учащимися, а также «вычленять» размер этой оплаты в случае перехода учащегося в другое образовательное учреждение – по-разному может быть выполнено в зависимости от принятой в субъекте Российской Федерации системы оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений.

Анализ региональных нормативно-правовых актов по системе оплаты труда работников образования позволяет выделить следующие основные подходы к построению системы оплаты труда.

1. Система оплаты труда, построенная на базе Методики новой системы оплаты труда, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. В большинстве своем, регионы, использующие данную модель оплаты труда, - это субъекты РФ, реализовавшие на своей территории комплексные проекты модернизации региональных систем образования. К числу регионов, применяющих данную модель, относятся: Краснодарский край, Тюменская область, Московская область (модель применяется только в отдельных муниципальных образовательных учреждениях, являющихся участниками КПМО), Самарская область, Свердловская область, Алтайский край (по данной модели финансируются отдельные краевые учреждения образования, участвующие в эксперименте по введению НСОТ), Воронежская область, Белгородская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия).

2. Региональные тарифно-окладные системы оплаты труда работников образования. Данная модель оплаты труда включает в себя: систему должностных окладов (ставок), компенсационные и стимулирующие выплаты. К числу регионов, использующих тарифно-окладную систему оплаты труда в образовании, относятся: Алтайский край (все учреждения, помимо учреждений-участников КПМО), Московская область (также все учреждения, помимо учреждений-участников КПМО), Республика Карелия, Красноярский край, Псковская область, Саратовская область, Тверская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Чувашия, Санкт-Петербург.

    Основные различия между применяемыми в регионах моделями оплаты труда заключаются в:

•  подходах к определению базовой (гарантированной) части оплаты труда;

• методах расчета заработных плат работников: а) метод «сверху» («деления пирога» - в зависимости от объема ФОТ и величины ученико-часов); б) метод «снизу» - определение размера оплаты труда в зависимости от должностных окладов (или базовой единицы) и системы повышающих коэффициентов.

Главный принцип определения базовой части фонда оплаты труда в моделях, являющихся модификациями Модельной методики Министерства образования и науки РФ, – учителю оплачивается час его работы с каждым учеником (ученико-час). То есть устанавливается прямая зависимость гарантированной части заработной платы педагога от количества обучаемых им учеников. При использовании в субъекте РФ данной модели оплаты труда учителей возможно «вычленение» стоимости обучения каждого учащегося, и, значит, могут быть применены те же принципы для оплаты педагогической деятельности в интересах учащихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях.

При окладной системе оплаты труда не вводится учет численности учеников, наполняемости классов для определения базовой (гарантированной) части оплаты труда. Система и размер должностных окладов в данной модели утверждаются нормативно-правовыми актами регионального уровня (НПБ о введении новой системы оплаты труда и другими) и могут определяться разными путями:

· должностные оклады (ставки) работникам образования могут определяться исходя из профессионально-квалификационных групп, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 5 мая 2008 г. N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;

· отдельные регионы разрабатывают собственные тарификационные сетки для определения должностных окладов (ставок) работников образования;

· для определения должностных окладов работников образования может применяться ЕТС.

В случае использования в субъекте Российской Федерации окладной системы оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений возможно признание отдельной категории учащихся - не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, - создание для этих учащихся отдельных групп (классов) обучения, расчет оплаты труда учителей в зависимости от количества ученико-часов (с использованием методик, описанных выше) в этих группах (классах), а также применение дистанционных технологий для осуществления педагогической деятельности в интересах этих категорий учащихся.

Другое условие осуществления педагогической деятельности в интересах лиц, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, и использования для этого сложившихся подходов к оплате труда учителей заключается в следующем. Стимулирующие выплаты учителям по результатам работы с учащимися, не привязанными к конкретным образовательным учреждениям или обучающимися в разных образовательных учреждениях, должны определяться только по результатам работы с указанными категориями учащихся и, следовательно, должны распределяться не на уровне образовательного учреждения (по причине возможно малого количества такого рода учащихся в образовательном учреждении), а на уровне муниципального образования или даже субъекта Российской Федерации.

Поскольку характер педагогической деятельности не изменяется, то и перечень стимулирующих выплат должен быть таким же, как это принято в системе оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений. К выплатам стимулирующего характера, как правило, относятся:

· выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

· выплаты за качество выполняемых работ;

· выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

· премиальные выплаты по итогам работы.

Еще одним условием внедрения в практике обучения по программам общего образования в интересах лиц, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях, заключается в необходимости совершенствования управленческого учета различных категорий обучающихся, а также приведения этого учета в соответствие с бюджетным процессом и процессом подготовки бюджета на очередной год. Должно быть соблюдено выполнение следующих условий:

· численность различных категорий учащихся на следующий год (не привязанных к конкретным образовательным учреждениям, обучающихся в разных образовательных учреждениях, остальных учащихся) должна быть определена в ходе составления проекта бюджета субъекта РФ;

· после принятия бюджета субъекта РФ не могут быть удовлетворены заявки на изменение категории учащегося – отнесение к обучаемым, не привязанным к конкретным образовательным учреждениям или обучаемым в разных образовательных учреждениях;

· в ходе расчета размера субсидии на реализацию общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях должны быть учтены все категории учащихся, субсидия определена с учетом различий в определении расходов на обучение и на оплату труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в отношении различных категорий учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: