Организационная схема экономических отношений при построении образовательного процесса на основании использования дистанционных образовательных технологий

    Любая система оплаты труда работников образовательных учреждений является составной частью общей системы финансирования, а также системы управления и нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности. Поэтому невозможно разрабатывать систему оплаты труда без прояснения общих принципов финансирования реализации общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий, управления этими программами и нормативного обеспечения образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.

    Для прояснения этих вопросов необходимо, прежде всего, обрисовать возможные ситуации, когда возникает потребность в использовании дистанционных образовательных технологий.

1. Ситуации, когда в качестве целевой установки выступает повышение качества образования:

· дефицит кадров вообще (в случае отсутствия преподавателя по какому-либо предмету в школе, в малокомплектных школах);

· отсутствие класса-комплекта (в сельской местности, в малокомплектных школах, где в классе могут обучаться разновозратные дети);

· обучение детей-инвалидов;

· качество обучения по отдельным учебным предметам не соответствует потребностям обучающегося (что необходимо учащемуся для осуществления дальнейших жизненных планов);

2. Невозможность посещения ребенком образовательного учреждения в обычном режиме:

· длительное лечение ребенка на дому, в лечебном заведении;

· обучение детей-инвалидов;

· экстернат.

3. Экзотический профиль обучения (изучение редких иностранных языков и т.п.)

Перечисленные ситуации могут быть выявлены различными субъектами системы образования: начиная от учащихся и руководителей образовательных учреждений, заканчивая органами управления образованием муниципального и регионального уровней.

Для проектирования управленческой системы необходимо понимание субъектов принятия решений: кто выявляет (сигнализирует) о наличии потребности в обучении с использованием дистанционных технологий, кто принимает решение о выборе программы обучения и поставщика образовательных услуг. В результате компоновки различным образом субъектов принятия решения о дистанционном обучении и субъектов, выявляющих потребность в использовании дистанционных технологий, можно выделить следующие возможные модели организации системы управления обучением с использованием дистанционных технологий:

1. Модель, при которой сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий поступает «снизу» (от учащихся или от руководителя образовательного учреждения), а выбор поставщика образовательных услуг осуществляется «сверху» - органами управления образованием, которые финансируют реализацию общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий и имеют представление о качестве оказываемых образовательных услуг в регионе (муниципалитете).

2. Модель, при которой и сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий, и выбор поставщика услуг осуществляется «снизу» (от учащихся или от руководителя образовательного учреждения).

3. Модель, при которой и сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий, и выбор поставщика услуг осуществляется «сверху» (органами управления образованием).

В перечисленных моделях участвуют одни и те же субъекты:

· региональные органы управления образованием;

· муниципальные органы управления образованием;

· общеобразовательные учреждения;

· учителя, преподающие с использованием дистанционных технологий;

· потребители образовательных услуг (учащиеся и их родители).

В качестве территориальных границ образования с использованием дистанционных технологий в указанных моделях предполагается, что образовательные услуги могут оказываться как внутри одного региона (и муниципалитетов этого региона), так и реализовываться учителями, проживающими на территории других субъектов РФ.

 

Описание модели 1 (сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий поступает «снизу» (от учащихся или от руководителя образовательного учреждения), а выбор поставщика образовательных услуг осуществляется «сверху» - органами управления образованием)

 

Рис. 1. Модель, при которой выбор программы дистанционного образования происходит «сверху» (от органов управления образованием) и основывается на задании (или договоре) образовательному учреждению.

Отметим, что на рисунке 1 представлена схема, при которой обучение с использованием дистанционных технологий осуществляется в интересах лиц, обучающихся в разных образовательных учреждениях (при этом одно из них является для учащегося основным (здесь он числится), так как в нем он получает образовательные услуги в традиционной форме, без использования дистанционных технологий). Аналогичная схема может иметь место для ситуации обучения учащихся, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, - в данном случае пропадает звено «общеобразовательное учреждение, в котором числится учащийся», и заявка на обучение с использованием дистанционных технологий поступает от учащегося в муниципальный орган управления образованием.

 

Правовые основы модели 1

1. Отдельные категории учащихся общеобразовательных учреждений вправе получать образовательные услуги в сфере общего образования в форме с использованием дистанционных образовательных технологий на бесплатной основе (за счет выделяемых на это бюджетных средств) при условии, что данную услугу (учебный курс, модуль) учащийся осваивает впервые. К таким категориям учащихся относятся:

• учащиеся общеобразовательных учреждений, где имеется дефицит педагогических кадров: отсутствие преподавателя по какому-либо учебному предмету;

• учащиеся сельской местности, малокомплектных школ, где не набирается нормативной численности учащихся в классе и потому классы сформированы из разновозрастных учащихся;

• дети-инвалиды;

• учащиеся образовательных учреждений, в которых качество обучения по отдельным учебным предметам не соответствует потребностям обучающегося (не позволяет осуществить дальнейшие жизненные планы) – для этой категории учащихся должен быть определен перечень критериев, позволяющих учащимся претендовать по получение образования с использованием дистанционных технологий[2];

• учащиеся, находящиеся на длительном лечении;

• учащиеся, получающие общее образование в форме экстерната и в форме домашнего образования;

• экзотический профиль обучения (изучение редких иностранных языков и т.п.)

2. Учащиеся общеобразовательных учреждений, не отнесенные к перечисленным категориям, вправе получать отдельные образовательные услуги в сфере общего образования (освоение отдельных учебных предметов в течение одного года обучения, освоение отдельных модулей (курсов) учебных предметов) в дистанционной форме на платной основе в рамках внебюджетной деятельности общеобразовательных учреждений.

3. Право учащихся общеобразовательных учреждений по получение образования с использованием дистанционных технологий может быть реализовано посредством заявки учащегося в образовательное учреждение, где он проходит обучение в обычной форме, на получение дистанционных образовательных услуг, либо заявки руководителя образовательного учреждения.

4. В правовом поле должны быть закреплены обязательства органов управления образованием муниципального или регионального уровня по работе с заявками на предоставление образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а именно: процедура и регламент работы с заявками, методики финансирования и оплаты труда по программам с дистанционными образовательными технологиями, случаи, когда заявка не может быть удовлетворена и др.

Функции и обязанности участников системы дистанционного общего образования

Потребители (учащиеся и их родители):

· в случае потребности в обучении с использованием дистанционных образовательных технологий оформляют заявку в установленной форме и передают ее в администрацию образовательного учреждения, в котором учащийся проходит обучение в обычной форме;

· подтверждают документами свое право на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий (дети-инвалиды, дети, находящиеся на длительном лечении, учащиеся, получающие образование в форме экстерната и в форме домашнего образования);

· заключают договор с руководителем образовательного учреждения, в котором учащийся проходит обучение в обычной форме, о прохождении обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в другом (либо этом же) образовательном учреждении, о формах промежуточной и итоговой аттестации (прохождении их либо в своем, либо в другом учреждении), с закреплением сроков прохождения обучения, ответственности учащегося в этом процессе;

Образовательные учреждения, в которых потребитель дистанционной образовательной услуги (учащийся) проходит обучение в традиционной форме:

· руководитель образовательного учреждения составляет списки претендентов на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий;

· руководитель в установленной форме составляет заявку на предоставление учащимся его образовательного учреждения образовательных услуг с использованием дистанционных технологий (в случае, если инициатива на дистанционное обучение исходит от руководителя, а не от учащихся);

· руководитель готовит необходимые сопутствующие документы к заявке, подтверждающие право на финансирование предоставления образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий;

Образовательные учреждения, в которых потребители (учащиеся) получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий:

· составляют описание образовательных услуг, которые могут оказываться с использованием дистанционных образовательных технологий, и направляют их в муниципальные и региональные органы управления образованием для участия в процедуре выбора поставщика образовательных услуг в соответствии с потребностями потребителей;

· участвуют в региональных или муниципальных программах финансирования, позволяющих создать условия для реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий, либо самостоятельно (за счет собственных или привлеченных внебюджетных средств) создают такие условия;

· получают задание на оказание образовательных услуг с использованием дистанционных технологий (например, в форме бюджетного задания или в договорной форме); и отчитываются о выполнении этого задания (договора) в установленной форме (в том числе предоставляют статистические данные о реализации программ с использованием дистанционных технологий);

· руководитель образовательного учреждения заключают с учителями, которые преподают с использованием дистанционных технологий, договор о реализации образовательных программ (или их отдельных модулей) для конкретных групп учащихся (в соответствии с заданием или договором с учредителем); и осуществляют контроль выполнения задания (договора) учителем;

· осуществляют расчет и выплату заработной платы учителям, реализующим образовательные программы с использованием дистанционных технологий, в соответствии с методикой оплаты труда, принятой в субъекте Российской Федерации;

Муниципальные органы управления образованием:

· собирают заявки на получение образования с использованием дистанционных технологий с подведомственных общеобразовательных учреждений;

· принимают решение либо об удовлетворении заявок на дистанционное обучение на территории муниципалитета (т.е. силами подведомственных учреждений, когда создание условий для использования дистанционных технологий осуществляется за счет муниципальных финансовых средств), либо о направлении заявок на обучение с использованием дистанционных технологий на уровень субъекта РФ;

· Формируют сеть образовательных учреждений, предоставляющих услуги с использованием дистанционных технологий – посредством оценки квалификационного уровня педагогов и осуществления финансирования условий, необходимых для оказания услуг с использованием дистанционных технологий (приобретение оборудования, программного обеспечения, повышение квалификации учителей и др.).

Региональные органы управления образованием

· Собирают заявки на получение образования с использованием дистанционных технологий с муниципальных органов управления образованием, а также (если есть) от органов управления образованием других субъектов РФ;

· Принимают решение о способах удовлетворения заявок на дистанционное обучение: либо путем направления запросов в органы управления образованием других субъектов РФ, либо путем выбора поставщиков услуг на территории региона;

· Формируют сеть образовательных учреждений, предоставляющих услуги с использованием дистанционных технологий – посредством оценки квалификационного уровня педагогов и осуществления финансирования условий, необходимых для оказания услуг с использованием дистанционных технологий (приобретение оборудования, программного обеспечения, повышение квалификации учителей и др.);

· Осуществляют выбор образовательных учреждений, которые удовлетворяют собранным заявкам на дистанционное обучение;

· Составляют задание (заключают договор) на предоставление образовательных услуг с использованием дистанционных технологий с общеобразовательными учреждениями; осуществляют контроль выполнения задания (договора);

· Разрабатывают и утверждают методику оплаты труда учителей и другого персонала образовательного учреждения, реализующего образовательные программы с использованием дистанционных технологий; а также методику расчета финансового обеспечения на реализацию образовательных программ с использованием дистанционных технологий;

Учитель, реализующий программы общего образования в дистанционной форме

· Заключает договор (получает задание в установленной форме) с руководителем образовательного учреждения о реализации конкретных образовательных программ с использованием дистанционных технологий для конкретной группы учащихся с указанием оплаты труда;

· Реализует образовательную программу с использованием дистанционных технологий;

· Отчитывается о реализации образовательной программы с использованием дистанционных технологий перед руководством учреждения.

 

Описание модели 2 (сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий и выбор поставщика услуг осуществляется «снизу» (от учащихся или от руководителя образовательного учреждения))

 

Рис. 2. Модель, при которой сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий и выбор поставщика услуг осуществляется «снизу».

Отметим, что на рисунке 2 представлена схема, при которой обучение с использованием дистанционных технологий осуществляется в интересах лиц, обучающихся в разных образовательных учреждениях (при этом одно из них является для учащегося основным (здесь он числится), так как в нем он получает образовательные услуги в традиционной форме, без использования дистанционных технологий). Аналогичная схема может иметь место для ситуации обучения учащихся, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, - в данном случае пропадает звено «общеобразовательное учреждение, в котором числится учащийся», и заявка на обучение с использованием дистанционных технологий поступает от учащегося в муниципальный орган управления образованием, муниципальный орган управления образованием осуществляет также распределение ваучеров.

 

Правовые основы модели 2 аналогичны правовым основам, указанным в описании предыдущей модели управления, за исключением:

· в правовом поле должны быть закреплены обязательства органов управления образованием муниципального и регионального уровня по работе с заявками на предоставление образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а именно: процедура и регламент работы с заявками, методики финансирования и оплаты труда по программам с дистанционными образовательными технологиями, случаи, когда заявка не может быть удовлетворена и др., а также процедуры работы с ваучерами: выдача ваучеров, процедура подачи образовательными учреждениями заявок на финансирование в соответствии с собранными ваучерами и др.;

· должно быть прописано, что выбор образовательного учреждения для обучения с использованием дистанционных технологий осуществляется учащимися самостоятельно (совместно с родителями), либо руководителем общеобразовательного учреждения (для ситуации, когда возникает потребность дистанционного обучения для группы учащихся) на основании ваучеров;

· под ваучером понимается документально установленное обязательство субъекта РФ оплатить прохождение обучения по программе общего образования (отдельному ее модулю, курсу, этапу) с использованием дистанционных образовательных технологий учащемуся, имеющему право на получение образования с использованием дистанционных технологий.

Функции и обязанности участников системы дистанционного общего образования

Потребители (учащиеся и их родители):

· оформляют заявку в установленной форме и передают ее в администрацию образовательного учреждения, в котором учащийся проходит обучение в обычной форме;

· подтверждают документами свое право на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий (дети-инвалиды, дети, находящиеся на длительном лечении, учащиеся, получающие образование в форме экстерната и в форме домашнего образования);

· получают ваучер, подтверждающий их право на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий, осуществляют выбор образовательного учреждения для прохождения дистанционного обучения;

· заключают договор с руководителем образовательного учреждения, в котором учащийся проходит обучение в обычной форме, о прохождении обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в другом (либо этом же) образовательном учреждении, о формах промежуточной и итоговой аттестации (прохождении их либо в своем, либо в другом учреждении), с закреплением сроков прохождения обучения, ответственности учащегося в этом процессе;

Образовательные учреждения, в которых потребитель дистанционной образовательной услуги (учащийся) проходит обучение в традиционной форме:

· руководитель образовательного учреждения составляет списки претендентов на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий;

· руководитель в установленной форме составляет заявку на предоставление учащимся его образовательного учреждения образовательных услуг с использованием дистанционных технологий (в случае, если инициатива на дистанционное обучение исходит от руководителя, а не от учащихся);

· руководитель готовит необходимые сопутствующие документы к заявке, подтверждающие право на финансирование предоставления образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий;

· получает в региональном или муниципальном органе управлении ваучеры и передает их учащимся в соответствии с утвержденными списками на получение образования с использованием дистанционных технологий;

· осуществляет выбор образовательного учреждения для прохождения дистанционного обучения для группы учащихся;

Образовательные учреждения, в которых потребители (учащиеся) получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий:

· составляют описание образовательных услуг, которые могут оказываться с использованием дистанционных образовательных технологий, и направляют их в муниципальные и региональные органы управления образованием для участия в процедуре выбора поставщика образовательных услуг в соответствии с потребностями потребителей;

· участвуют в региональных или муниципальных программах финансирования, позволяющих создать условия для реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий, либо самостоятельно (за счет собственных или привлеченных внебюджетных средств) создают такие условия;

· размещают в открытых источниках информацию о реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий;

· принимают ваучеры от претендентов на получение образования в дистанционной форме;

· обращаются в региональный орган управления образованием за финансированием на покрытие расходов, связанных с реализацией образовательных программ с использованием дистанционных технологий, на основании количества полученных ваучеров;

· руководитель образовательного учреждения заключает с учителями, которые преподают с использованием дистанционных технологий, договор о реализации образовательных программ (или их отдельных модулей) для конкретных учащихся (в соответствии с заданием или договором с учредителем); и осуществляют контроль выполнения задания (договора) учителем;

· заключается договор между образовательным учреждением и учащимся о реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий;

· осуществляют расчет и выплату заработной платы учителям, реализующим образовательные программы с использованием дистанционных технологий, в соответствии с методикой оплаты труда, принятой в субъекте Российской Федерации;

Муниципальные органы управления образованием

· собирают заявки на получение образования с использованием дистанционных технологий с подведомственных общеобразовательных учреждений и направляют их в региональный орган управления образованием;

Региональные органы управления образованием

· собирают заявки на получение образования с использованием дистанционных технологий с муниципальных органов управления образованием, а также (если есть) от органов управления образованием других субъектов РФ;

· утверждают списки получающих образование с использованием дистанционных образовательных технологий на очередной учебный год, распределяют ваучеры между общеобразовательными учреждениями в соответствии с утвержденными списками;

· принимают заявки от общеобразовательных учреждений на финансирование расходов, связанных с реализацией образовательных программ с использованием дистанционных технологий, на основании количества собранных учреждениями ваучеров;

· разрабатывают и утверждают методику оплаты труда учителей и другого персонала образовательного учреждения, реализующего образовательные программы с использованием дистанционных технологий; а также методику расчета финансового обеспечения на реализацию образовательных программ с использованием дистанционных технологий;

· формируют сеть образовательных учреждений, предоставляющих услуги с использованием дистанционных технологий – посредством оценки квалификационного уровня педагогов и осуществления финансирования условий, необходимых для оказания услуг с использованием дистанционных технологий (приобретение оборудования, программного обеспечения, повышение квалификации учителей и др.).

Учитель, реализующий программы общего образования в дистанционной форме:

· Заключает договор (получает задание в установленной форме) с руководителем образовательного учреждения о реализации конкретных образовательных программ с использованием дистанционных технологий для конкретной группы учащихся с указанием оплаты труда;

· Реализует образовательную программу с использованием дистанционных технологий;

· Отчитывается о реализации образовательной программы с использованием дистанционных технологий перед руководством учреждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: