Методика расчета результативности труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий

 

Оценке эффективности и результативности в государственном секторе, в бюджетных учреждениях посвящена масса отечественной и зарубежной литературы. Несмотря на это, единых подходов к оценке эффективности и результативности в сфере образования (образовательных организаций, модернизационных проектов в образовании, деятельности работников образования) так и не было сформировано. Не существует и однозначного мнения среди экспертного сообщества о преимуществах внедрения системы оценки эффективности и результативности в образовательных организациях, да и в государственных организациях вообще. Отдельные авторы указывают как на преимущества, так и на массу недостатков, которые могут сопровождать внедрение системы оценки эффективности и результативности в общественном секторе (например, Ханс де Брюйн[3]).

    Учитывая неоднородность теоретических взглядов на процесс внедрения системы оценки результативности, а также массу разнообразных конкретных ситуаций, возникающих в постоянно модернизируемой системе образования, нуждающихся в оценке эффективности или результативности тех или иных механизмов, систем, проектов, каждая новая инновация в системе образования требует формирование своей системы оценки результативности.

    В целом можно говорить, что оценка результативности труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, требует выполнения следующего алгоритма:

· Шаг 1: определение целей оценки результативности труда учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии;

· Шаг 2: определение того, что оцениваем: «продукт» или процесс производства этого продукта;

· Шаг 3: определение «продукта», производимого в результате деятельности учителей, использующих в преподавании дистанционные образовательные технологий, а также показателей для оценки этого «продукта»;

· Шаг 4: определение показателей, для оценки процесса получения продукта (критериев оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий);

· Шаг 5: определение стандартов оценки (что является хорошо, а что плохо);

· Шаг 6: Оценка и трактовка результатов оценки.

Необходимо отметить, что в рамках данного отчета невозможно подробно рассмотреть все вопросы, касающиеся выполнения каждого из перечисленных этапов алгоритма. Это связано с тем, что большинство вопросов требует экспертного обсуждения (в том числе с привлечением учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий). Требование постоянного взаимного диалога субъектов оценки результативности (оценщиков и оцениваемых) является одним из критериев эффективности проводимой оценки, снижает риски негативных последствий введения системы оценки результативности и управления по результатам[4]. Поэтому рекомендуется придерживаться этого требования и при внедрении системы оценки результативности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий.

Возможны разнообразные цели разработки и внедрения системы оценки результативности труда учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии. Каждая из целей будет накладывать свои требования к набору действий, производимых в процессе оценки результативности, к используемым в процессе оценки методам и инструментам.

Учитывая, что на данном этапе развития дистанционного образования, цели проведения оценки результативности труда учителей, использующих в процессе преподавания дистанционные технологии, пока не прозрачны, мы приводим возможный перечень целей с разбивкой требований к процессу оценки в зависимости от поставленной цели.

    Цели оценки:

1. Обеспечение прозрачности результатов и затраченных средств (оценка позволяет выявить информацию для управленцев, например, о реализации эксперимента, экспериментального проекта).

2. Обучение, распространение лучшего опыта (оценка проводится для выявления лучшего опыта, лучших моделей преподавания с использованием дистанционных технологий и распространения этого опыта).

3. Аттестация, сравнение образовательных учреждений по уровню развития образовательных услуг, реализуемых с использованием дистанционных технологий, по квалификации преподавателей, придание учреждениям некого «статуса».

4. Поощрение учителей за качество образования (оценка с целью внедрения финансовых стимулов для повышения качества образования).

5. Разработка стратегии, программы развития отрасли, территории (оценка проводится с целью выявления проблем и разработки способов решения этих проблем).

Каждая из целей предполагает разное сочетание объектов оценки: продукта или процесса. Как полагают специалисты в сфере оценки результативности в государственном секторе, наличие в системе оценки показателей для анализа и продукта, и процесса снижает риски негативных последствий внедрения системы оценки результативности. Поэтому в идеале в системе оценки должны присутствовать обе группы показателей. Однако в зависимости от перечисленных целей доли этих групп показателей могут быть различными:

Цель: обеспечение прозрачности результатов и затраченных средств Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса
Цель: обучение, распространение лучшего опыта Большая доля показателей для оценки процесса
Цель: 3. Аттестация, сравнение образовательных учреждений по уровню развития образовательных услуг, по уровню квалификации учителей Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса
Цель: поощрение учителей за качество образования Большая доля показателей оценки продукта (если ставится цель на освоение определенных технологий и поощрение осуществляется за овладение этими технологиями, то в большей степени могут быть представлены показатели процесса)
Цель: разработка стратегии, программы развития отрасли, территории Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса

 

    Результаты деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, должны логически следовать из целей деятельности учителей, которые определяются ситуациями, в которых возникает потребность использования дистанционных образовательных технологий. Эти ситуации уже описывались выше.

 

1. Ситуации, когда в качестве целевой установки выступает повышение качества образования:

· дефицит кадров вообще (в случае отсутствия преподавателя по какому-либо предмету в школе, в малокомплектных школах);

· отсутствие класса-комплекта (в сельской местности, в малокомплектных школах, где в классе могут обучаться разновозрастные дети);

· обучение детей-инвалидов;

· качество обучения по отдельным учебным предметам не соответствует потребностям обучающегося (что необходимо учащемуся для осуществления дальнейших жизненных планов);

2. Невозможность посещения ребенком образовательного учреждения в обычном режиме:

· длительное лечение ребенка на дому, в лечебном заведении;

· обучение детей-инвалидов;

· экстернат.

3. Экзотический профиль обучения (изучение редких иностранных языков и т.п.)

 

 

Порядок расчета

 

Если говорить о проектировании подходов к определению стимулирующей части оплаты труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, то этот процесс сталкивается с рядом объективных сложностей. Основная сложность заключается в том, что невозможно использовать подходы, принятые к определению стимулирующей части оплаты труда учителей, преподающих в обычной форме, в рамках новой системы оплаты труда, поскольку:

· в текущем учебном году, учителя, работающие с применением дистанционных технологий, могут преподавать для разных по составу групп учащихся (одни – для детей-инвалидов, другие – для детей из малокомплектных школ, третьи – для детей, находящихся на длительном лечении и т.д.); поэтому для обеспечения объективной оценки сравнение должно происходить между учителями, имеющими одинаковые по контингенту группы учащихся;

· в случае построения учебного процесса с использованием дистанционных технологий учителя могут работать по разным по продолжительности образовательным программам, а какие-то учителя – реализовывать только отдельные модули образовательной программы; объективное сравнение может происходить только между учителями, реализующими равные по продолжительности программы, так как продолжительность влияния на учащихся будет одинаковой.

    Казалось бы, что перечисленные проблемы могут быть решены при проведении сравнения качества работы учителей по группам (в зависимости от продолжительности образовательной программы, в зависимости от контингента учащихся) и соответствующем распределении стимулирующего фонда оплаты труда по группам. Однако, на первых этапах распространения формы общего образования с использованием дистанционных технологий, скорее всего, не будет количества групп по продолжительности образовательной программы и по контингенту учащихся, достаточного для адекватного и объективного распределения стимулирующего фонда.

     В связи с этим предлагается не выделять отдельно стимулирующую часть фонда оплаты труда, а в качестве финансового механизма, стимулирующего к повышению качества образования, вводить премиальный фонд, распределяемый по результатам конкурса на звание «Лучший учитель, преподающий с использованием дистанционных технологий». Критериями оценки деятельности учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии, в рамках такого конкурса могли бы выступать:

1. динамика учебных достижений учащихся, включая:

· средний балл, полученный группой учащихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету;

· отношение среднего балла, полученного группой учащихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету к среднему баллу по этому же предмету до прохождения обучения на базе дистанционных технологий;

· средний балл, полученный учащимися выпускных классов, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, на вступительных экзаменах в ВУЗ или ССУЗ;

2. динамика балла по оценке удовлетворенности учащихся (по результатам опросов, анкетирования и т.п.)

3. достижения в методической работе учителя в сфере преподавания с использованием дистанционных технологий.

Размер премиального фонда, распределяемого по результатам конкурса, - предлагается устанавливать на уровне 10-15% от фонда оплаты труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, в текущем году.

Выдвижение учителей на участие в конкурсе производится с их согласия:

· органами самоуправления (советом образовательного учреждения, попечительским советом, управляющим советом или др.), обеспечивающими государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;

· профессиональной педагогической ассоциацией или объединением, созданными в установленном порядке (предметные методические объединения, ассоциации по образовательным технологиям, профессиональные союзы или др.).

Оценка деятельности учителей в рамках этого конкурса может проводиться на основании:

· официальных данных о реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий;

· на основании материалов, результатов опросов и т.п. (представленных, например, в виде учительского портфолио), представляемых учителем на конкурс и подготовленных учителем исключительно для данного конкурса.

Для организации и проведения конкурса на звание «Лучший учитель, преподающий с использованием дистанционных технологий» органами управления образованием субъекта РФ дополнительно к нормативно-правовым актам по системе оплаты труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, должны быть разработаны и утверждены следующие документы:

· порядок проведения конкурса;

· положение о конкурсной комиссии;

· критерии оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных образовательных технологий;

· размер премии за звание «Лучший учитель, преподающий с использованием дистанционных технологий».

 

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: