Оценке эффективности и результативности в государственном секторе, в бюджетных учреждениях посвящена масса отечественной и зарубежной литературы. Несмотря на это, единых подходов к оценке эффективности и результативности в сфере образования (образовательных организаций, модернизационных проектов в образовании, деятельности работников образования) так и не было сформировано. Не существует и однозначного мнения среди экспертного сообщества о преимуществах внедрения системы оценки эффективности и результативности в образовательных организациях, да и в государственных организациях вообще. Отдельные авторы указывают как на преимущества, так и на массу недостатков, которые могут сопровождать внедрение системы оценки эффективности и результативности в общественном секторе (например, Ханс де Брюйн[3]).
Учитывая неоднородность теоретических взглядов на процесс внедрения системы оценки результативности, а также массу разнообразных конкретных ситуаций, возникающих в постоянно модернизируемой системе образования, нуждающихся в оценке эффективности или результативности тех или иных механизмов, систем, проектов, каждая новая инновация в системе образования требует формирование своей системы оценки результативности.
|
|
В целом можно говорить, что оценка результативности труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, требует выполнения следующего алгоритма:
· Шаг 1: определение целей оценки результативности труда учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии;
· Шаг 2: определение того, что оцениваем: «продукт» или процесс производства этого продукта;
· Шаг 3: определение «продукта», производимого в результате деятельности учителей, использующих в преподавании дистанционные образовательные технологий, а также показателей для оценки этого «продукта»;
· Шаг 4: определение показателей, для оценки процесса получения продукта (критериев оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий);
· Шаг 5: определение стандартов оценки (что является хорошо, а что плохо);
· Шаг 6: Оценка и трактовка результатов оценки.
Необходимо отметить, что в рамках данного отчета невозможно подробно рассмотреть все вопросы, касающиеся выполнения каждого из перечисленных этапов алгоритма. Это связано с тем, что большинство вопросов требует экспертного обсуждения (в том числе с привлечением учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий). Требование постоянного взаимного диалога субъектов оценки результативности (оценщиков и оцениваемых) является одним из критериев эффективности проводимой оценки, снижает риски негативных последствий введения системы оценки результативности и управления по результатам[4]. Поэтому рекомендуется придерживаться этого требования и при внедрении системы оценки результативности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий.
|
|
Возможны разнообразные цели разработки и внедрения системы оценки результативности труда учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии. Каждая из целей будет накладывать свои требования к набору действий, производимых в процессе оценки результативности, к используемым в процессе оценки методам и инструментам.
Учитывая, что на данном этапе развития дистанционного образования, цели проведения оценки результативности труда учителей, использующих в процессе преподавания дистанционные технологии, пока не прозрачны, мы приводим возможный перечень целей с разбивкой требований к процессу оценки в зависимости от поставленной цели.
Цели оценки:
1. Обеспечение прозрачности результатов и затраченных средств (оценка позволяет выявить информацию для управленцев, например, о реализации эксперимента, экспериментального проекта).
2. Обучение, распространение лучшего опыта (оценка проводится для выявления лучшего опыта, лучших моделей преподавания с использованием дистанционных технологий и распространения этого опыта).
3. Аттестация, сравнение образовательных учреждений по уровню развития образовательных услуг, реализуемых с использованием дистанционных технологий, по квалификации преподавателей, придание учреждениям некого «статуса».
4. Поощрение учителей за качество образования (оценка с целью внедрения финансовых стимулов для повышения качества образования).
5. Разработка стратегии, программы развития отрасли, территории (оценка проводится с целью выявления проблем и разработки способов решения этих проблем).
Каждая из целей предполагает разное сочетание объектов оценки: продукта или процесса. Как полагают специалисты в сфере оценки результативности в государственном секторе, наличие в системе оценки показателей для анализа и продукта, и процесса снижает риски негативных последствий внедрения системы оценки результативности. Поэтому в идеале в системе оценки должны присутствовать обе группы показателей. Однако в зависимости от перечисленных целей доли этих групп показателей могут быть различными:
Цель: обеспечение прозрачности результатов и затраченных средств | Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса |
Цель: обучение, распространение лучшего опыта | Большая доля показателей для оценки процесса |
Цель: 3. Аттестация, сравнение образовательных учреждений по уровню развития образовательных услуг, по уровню квалификации учителей | Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса |
Цель: поощрение учителей за качество образования | Большая доля показателей оценки продукта (если ставится цель на освоение определенных технологий и поощрение осуществляется за овладение этими технологиями, то в большей степени могут быть представлены показатели процесса) |
Цель: разработка стратегии, программы развития отрасли, территории | Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса |
Результаты деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, должны логически следовать из целей деятельности учителей, которые определяются ситуациями, в которых возникает потребность использования дистанционных образовательных технологий. Эти ситуации уже описывались выше.
|
|
1. Ситуации, когда в качестве целевой установки выступает повышение качества образования:
· дефицит кадров вообще (в случае отсутствия преподавателя по какому-либо предмету в школе, в малокомплектных школах);
· отсутствие класса-комплекта (в сельской местности, в малокомплектных школах, где в классе могут обучаться разновозрастные дети);
· обучение детей-инвалидов;
· качество обучения по отдельным учебным предметам не соответствует потребностям обучающегося (что необходимо учащемуся для осуществления дальнейших жизненных планов);
2. Невозможность посещения ребенком образовательного учреждения в обычном режиме:
· длительное лечение ребенка на дому, в лечебном заведении;
· обучение детей-инвалидов;
· экстернат.
3. Экзотический профиль обучения (изучение редких иностранных языков и т.п.)
Порядок расчета
Если говорить о проектировании подходов к определению стимулирующей части оплаты труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, то этот процесс сталкивается с рядом объективных сложностей. Основная сложность заключается в том, что невозможно использовать подходы, принятые к определению стимулирующей части оплаты труда учителей, преподающих в обычной форме, в рамках новой системы оплаты труда, поскольку:
· в текущем учебном году, учителя, работающие с применением дистанционных технологий, могут преподавать для разных по составу групп учащихся (одни – для детей-инвалидов, другие – для детей из малокомплектных школ, третьи – для детей, находящихся на длительном лечении и т.д.); поэтому для обеспечения объективной оценки сравнение должно происходить между учителями, имеющими одинаковые по контингенту группы учащихся;
· в случае построения учебного процесса с использованием дистанционных технологий учителя могут работать по разным по продолжительности образовательным программам, а какие-то учителя – реализовывать только отдельные модули образовательной программы; объективное сравнение может происходить только между учителями, реализующими равные по продолжительности программы, так как продолжительность влияния на учащихся будет одинаковой.
|
|
Казалось бы, что перечисленные проблемы могут быть решены при проведении сравнения качества работы учителей по группам (в зависимости от продолжительности образовательной программы, в зависимости от контингента учащихся) и соответствующем распределении стимулирующего фонда оплаты труда по группам. Однако, на первых этапах распространения формы общего образования с использованием дистанционных технологий, скорее всего, не будет количества групп по продолжительности образовательной программы и по контингенту учащихся, достаточного для адекватного и объективного распределения стимулирующего фонда.
В связи с этим предлагается не выделять отдельно стимулирующую часть фонда оплаты труда, а в качестве финансового механизма, стимулирующего к повышению качества образования, вводить премиальный фонд, распределяемый по результатам конкурса на звание «Лучший учитель, преподающий с использованием дистанционных технологий». Критериями оценки деятельности учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии, в рамках такого конкурса могли бы выступать:
1. динамика учебных достижений учащихся, включая:
· средний балл, полученный группой учащихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету;
· отношение среднего балла, полученного группой учащихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету к среднему баллу по этому же предмету до прохождения обучения на базе дистанционных технологий;
· средний балл, полученный учащимися выпускных классов, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, на вступительных экзаменах в ВУЗ или ССУЗ;
2. динамика балла по оценке удовлетворенности учащихся (по результатам опросов, анкетирования и т.п.)
3. достижения в методической работе учителя в сфере преподавания с использованием дистанционных технологий.
Размер премиального фонда, распределяемого по результатам конкурса, - предлагается устанавливать на уровне 10-15% от фонда оплаты труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, в текущем году.
Выдвижение учителей на участие в конкурсе производится с их согласия:
· органами самоуправления (советом образовательного учреждения, попечительским советом, управляющим советом или др.), обеспечивающими государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;
· профессиональной педагогической ассоциацией или объединением, созданными в установленном порядке (предметные методические объединения, ассоциации по образовательным технологиям, профессиональные союзы или др.).
Оценка деятельности учителей в рамках этого конкурса может проводиться на основании:
· официальных данных о реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий;
· на основании материалов, результатов опросов и т.п. (представленных, например, в виде учительского портфолио), представляемых учителем на конкурс и подготовленных учителем исключительно для данного конкурса.
Для организации и проведения конкурса на звание «Лучший учитель, преподающий с использованием дистанционных технологий» органами управления образованием субъекта РФ дополнительно к нормативно-правовым актам по системе оплаты труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, должны быть разработаны и утверждены следующие документы:
· порядок проведения конкурса;
· положение о конкурсной комиссии;
· критерии оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных образовательных технологий;
· размер премии за звание «Лучший учитель, преподающий с использованием дистанционных технологий».
.