Формы самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения

Дистанционные образовательные технологии могут быть эффективно использованы при организации различных форм самостоятельной работы учащихся, в том числе:

- очно-заочной формы;

- заочной формы.

Очно-заочная форма может быть рекомендована на более ранних ступенях самостоятельного освоения учебных курсов, преимущественно — базовых, и предполагает изучение общих для класса (группы) разделов программы в аудитории с последующим самостоятельным освоением учащимися учебного материала в соответствии с их индивидуальными учебными планами. Каждый учащийся имеет доступ к материалам курсовсистемы электронного дистанционного обучения, в соответствии с его индивидуальным учебным планом.

Вся содержательная часть самостоятельного освоения учебных материалов происходит в курсах, развернутых в системе электронного дистанционного обучения. Продвигаясь по курсам, учащиеся:

- знакомятся с теоретическим материалом;

- участвуют в учебных обсуждениях - высказываются, знакомятся с мнениями одноклассников и учителя, интерпретируют, задают вопросы;

- выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы;

- делятся своим практическим опытом;

- участвуют в проектной, исследовательской работе.

    Учитель:

- проводит анализ учебной деятельности каждого учащегося (каждой группы учащихся) с помощью отчетов о деятельности в системе электронного дистанционного обучения;

- рецензирует и оценивает работы;

- отвечает на вопросы;

- организует и поддерживает дискуссию в форумах, побуждает учащихся высказываться и реагировать на высказывания друг друга;

- направляет проектную, исследовательскую работу школьников.

Заочная форма может быть рекомендована на более поздних ступенях самостоятельного освоения учебных курсов, преимущественно — профильных, и предполагает более активное использование дистанционных образовательных технологий. Вся содержательная часть самостоятельного освоения учебных материалов также происходит в курсах, развернутых в системе электронного дистанционного обучения. Для учебного взаимодействия в режиме реального времени педагог и учащиеся могут использовать аудио- или видеоконференцию, чат; для учебного взаимодействия в режиме отложенного времени — форум.

Как при очно-заочной, так и при заочной целесообразно создание в образовательном учреждении (образовательной организации) дистанционной службы консультаций. Каждый учащийся имеет через Интернет доступ к курсам системы электронного дистанционного обучения по предметам. В курсах имеются все необходимые для самостоятельной учебной работы теоретические материалы, рекомендации по выполнению заданий разных типов. Организовано дежурство учителей в форумах курсов, а также в чатах, аудио- и видеокомнатах. Учебное взаимодействие происходит по запросу ученика или по инициативе учителя, если он диагностировал трудность в самостоятельном освоении школьником учебного материала. При организации работы службы консультаций могут быть эффективно использованы взаимопомощь учащихся, работа в виртуальных группах.

 

Структура образовательной среды, внутренние связи образовательной организации (образовательного учреждения) при организации самостоятельного освоения учащимся базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения

Для успешной организации самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения необходимо полноценное формирование следующих основных компонентов образовательной среды:

- деятельностного,

- коммуникативного,

- пространственно-предметного.

Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Важнейшие из них:

- разработка индивидуальных учебных планов учащихся;

- гибкое сочетание онлайн, оффлайн и очного обучения – в зависимости от особенностей каждого учащегося;

- разработка гибкой системы оценивания, учитывающей требования стандартов образования и особенности каждого учащегося;

- техническое оснащение образовательного процесса;

- самооценка учащихся;

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- творческая деятельность;

- внеурочная деятельность.

Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами. Наиболее важные элементы:

- гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности (коллаборативный подход) и самостоятельного учения;

- партнерство педагога и ученика;

- свободная коммуникация всех участников образовательного процесса по учебным и неучебным вопросам;

- широкое обсуждение проблем проектирования и организации образовательного процесса в педагогическом коллективе, с законными представителями учащихся, с внешними организациями.

Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации дистанционного обучения средства:

- система электронного дистанционного обучения (учебно-методический комплекс, площадка для решения учебных задач, портфолио каждого учащегося, площадка для коммуникации участников образовательного процесса, площадка для обсуждения проблем проектирования и организации образовательного процесса, расписание занятий, электронный журнал, электронный дневник);

- средства индивидуального и коллективного аудио- и визуального онлайн-взаимодействия;

- средства коллективной работы над материалами;

- виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента учащимся и как средства творческого самовыражения учащихся.

Внутренние связи образовательного учреждения (образовательной организации):

· Административный совет - формирование важнейших направлений развития образовательной среды

· Педагогический совет - утверждение важнейших направлений развития образовательной среды

· Учебно-методический совет - разработка и реализация учебно-методического обеспечения развития образовательной среды

· Методические объединения по областям знаний – разработка и реализация учебно-методического обеспечения развития образовательной среды в рамках областей знаний

· Первообуч – техническая подготовка участников образовательного процесса к использованию информационных и коммуникационных технологий

· Служба технической поддержки – обеспечение работоспособности оборудования, каналов связи участников образовательного процесса

· Временные творческие коллективы учителей по проблемам самообразования – формирование и распространение локального опыта развития образовательной среды в рамках тем самообразования

· Творческие коллективы учащихся по интересам

· Временные смешанные творческие коллективы учащихся и педагогов в рамках подготовки различных мероприятий (фестивалей проектов, предметных недель, конкурсов и др.) – обеспечение гибких связей между участниками образовательного процесса

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: