Для этого, учредителям необходимо согласовать государственные задания для учреждений, входящих в состав сетевого объединения

 

 


Методические рекомендации по планированию и согласованию загрузки преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах нескольких образовательных учреждений

 

Дистанционные образовательные технологии и специальные учебные среды позволяют сегодня организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим и управленческим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Информационные технологии предоставляют возможность использования потенциала нескольких образовательных организаций (образовательных учреждений) для формирования эффективной модели организации обучения учащихся. Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное расходование времени как учащегося, так и учителя.

Проектирование, планирование, реализация и мониторинг учебной деятельности должен происходить в информационной среде, которая должна обеспечивать

- создание, хранение, предоставление информации об образовательном процессе, его участниках и результатах; цифровых образовательных ресурсах, документах;

- планирование, контроль выполнения планов;

- возможность взаимодействия участников образовательного процесса;

- различные уровни доступа к информации.

В случае использования дистанционных технологий обучения информационная система включает специальную учебную среду, которая позволяет учителям вместе с учащимися создавать и хранить коллекции работ (портфолио), органично реализовывать различные модели совместной деятельности учащихся, поддерживать различные виды коммуникации: сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников образовательного процесса или отдельные группы о текущих событиях, форум дает возможность организовать обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам.

Для формирования нагрузки учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах нескольких образовательных учреждений, согласования загруженности, оперативного перераспределения учебных часов, планирования и мониторинга образовательного процесса необходимым средством является информационная среда. Информационная среда существенно расширяет возможности каждого участника образовательного процесса, независимо от его местонахождения; расширяется сам состав участников образовательного процесса — информационная среда предоставляет широкие возможности не только контроля за обучением ребенка со стороны его законных представителей, но создает условия организации обучения таким образом, чтобы возможности, потенциально предоставляемые информационной средой, были реализованы в полной мере.Модулем информационной среды, предназначенным для учета результатов образовательного процесса в электронно-цифровой форме является электронный классный журнал.

Министерство образования РФ с 1 июля 2011 ввело в действие единые требования к системам ведения журналов успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях (ОУ) Российской Федерации (РФ) для обеспечения перехода на электронную форму ведения данных журналов, в том числе:

- требования к информационным системам (ИС), которые могут использоваться в ОУ РФ, в части выполнения задач учета успеваемости и посещаемости обучающихся;

- требования к административным регламентам по ведению журнала успеваемости учащихся в ОУ РФ для обеспечения перехода на электронную форму ведения данных журналов.
Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо создание системы учета результатов образовательного процесса в электронно-цифровой форме, планирования образовательного процесса, адресного информирования учащихся и их родителей о результатах обучения.

Для ведения учета образовательной деятельности в электронном виде необходимо обеспечить:

- наличие локальной нормативной базы в образовательных организациях (учреждениях);

- работоспособность ИКТ-инфраструктуры образовательных учреждений (в частности проводная или беспроводная ЛВС);

- наличие устройств доступа (компьютеров, планшет и пр.) к информационной системе администрации ОУ;

- открытый доступ к электронному журналу учителей для возможности фиксировать ход и результаты образовательного процесса;

- администрирование электронного журнала.

Внесение информации в электронный классный журнал, просмотр информации осуществляются через веб-интерфейс. Установка дополнительного программного обеспечения на компьютеры пользователей не требуется – достаточно иметь любой интернет-браузер. В части сведений, сохранение которых на бумажном носителе считается обязательным (например, сведений об итоговой, государственной аттестации), система позволяет параллельно просматривать информацию через веб-интерфейс и выводить ее на печать в той форме, которая предусмотрена в традиционном (бумажном) классном журнале.
 Для обеспечения безопасности при работе с персональными данными журнал поддерживает работу по защищенному протоколу https, который может быть активирован администратором системы для защиты всех операций с электронным классным журналом, осуществляемых через интернет.

Должен быть определен минимум обязательной информации о пользователях, вносимой в базу данных для работоспособности системы (необходимость безошибочной идентификации пользователей). Каждому пользователю необходимо присвоение уникального идентификационного кода. Для каждого пользователя - определить права доступа к информации в соответствии с предоставленной ролью в системе. Условие работы системы - работа только с авторизованными пользователями (в начале каждого сеанса требуется ввод логина и пароля).

 

Информационная система включает подсистемы:
1.База данных участников образовательного процесса
2. Электронное расписание
3. Электронный классный журнал
4. Электронный дневник учащегося

 

База данных участников образовательного процесса и характеристик образовательного процесса включает информацию, необходимую для формирования электронного расписания, электронного классного журнала, электронного дневника учащегося, а также интерфейсы для внесения данной информации.

Подсистема состоит из справочника персон (необходимая информация о кадровом составе образовательных организаций (образовательных учреждений), о контингенте учащихся, их родителях) и справочника характеристик образовательного процесса (учебные предметы, учебные периоды, классы/группы и пр.

Так, для планирования и согласования загрузки учителя в разных образовательных организациях (образовательных учреждениях) в единой информационной среде должны содержаться следующие сведения:

1. ФИО учителя

2. портфолио учителя: квалификация, достижения, опыт, сведения о повышении квалификации, по каким программам (учебникам) работает, опыт работы с детьми-инвалидами (по нозологиям), и т.п.

3. нагрузка в другом учреждении

4. занятость по дням и часам (для составления общего расписания). Минимум обязательной информации о пользователях, вносимой в базу данных для обеспечения работоспособности системы: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол. Доступ к редактированию и просмотру персональных данных определяется на основании утвержденного руководителем учреждения образования списка.

Возможны следующие роли пользователей:
Администратор (формирует, просматривает, редактирует всю информацию по школе/группе школ или подразделению)
Классный руководитель (просматривает информацию об учащихся своего класса)
Учитель (просматривает информацию об учащихся по своему предмету)

Справочник характеристик образовательного процесса должен содержать данные об особенностях организации и содержания образовательного процесса в образовательных организациях (образовательных учреждениях):

1. информацию о подразделениях образовательных организаций (учреждений)

2. информацию об учебных периодах

3. информацию о программах обучения учащихся (базовое, факультативы)

4. информацию об изучаемых с использованием дистанционных технологий предметах

5. тематическое планирование по предметам

6. классы/группы

Система позволяет задать любые учебные периоды: четверти, полугодия, триместры, в течение которых планируется осуществлять дистанционное обучение по предмету или группе предметов.

Система должна включать информацию как о базовых, так и о факультативных предметах.

Тематическое планирование по предметам вносится в систему перед началом учебного года. В дальнейшем, при заполнении электронного классного журнала, учитель выбирает темы из списка. Возможно редактирование тематического планирования (изменение, удаление отдельных тем уроков).

Роли пользователей, их действия, уровни доступа:

Администратор (формирует учебные периоды, формирует учебный план школы, учащихся, групп учащихся, подразделения, вносит информацию о базовых предметах и факультативных курсах, формирует классы, группы для обучения в дистанционном режиме).

Учитель (формирует, редактирует тематическое планирование по предмету, осуществляет обучение, фиксирует ход и результат образовательного процесса).

 

Электронное расписание  содержит информацию, необходимую для планирования образовательного процесса и для формирования электронного классного журнала, а также интерфейсы для внесения данной информации.

В таблицах подсистемы выводится информация о расписании занятий, с возможностью выборки по дню, преподавателю, учащемуся, классу, времени проведения и др. – в зависимости от уровня доступа пользователя.

Роли пользователей, их действия, уровни доступа:

Администратор (создает, редактирует электронное расписание, имеет доступ к просмотру всего электронного расписания школы, группы школ, подразделения, с возможностью выборки по дню, преподавателю, учащемуся, классу, времени проведения урока).

Учитель (просматривает свое электронное расписание, с возможностью выборки по дню, классу, времени проведения урока, заполняет электронный классный журнал в части уроков своего расписания).

Классный руководитель (просматривает электронное расписание своего класса, группы учащихся с возможностью выборки по дню, времени проведения урока).

Учащийся, родители (просматривают электронное расписание учащегося (класса), с возможностью выборки по дню, времени проведения урока).

 

Формирование электронного классного журнала возможно осуществить на основе информации из баз данных участников образовательного процесса и характеристик образовательного процесса, а также информации из электронного расписания. В таблицах электронного классного журнала выводится следующая информация:

- даты проведения уроков (формируются автоматически на основе электронного расписания)

- списки учащихся по классам, группам (формируются автоматически на основе базы данных участников образовательного процесса и характеристик образовательного процесса)

- оценки (за урок, за контрольную работу, за лабораторную работу и др.)
отметки присутствия учащихся на уроках

- темы уроков (выбор из выпадающего меню тематического планирования по предмету)

- домашние задания (общие, индивидуальные)

- сведения о количестве уроков, пропущенных учащимися

- сводная ведомость учета посещаемости учащихся

- сводная ведомость учета успеваемости учащихся.

Подсистема позволяет классному руководителю фиксировать в сводной ведомости посещаемости учащихся количество уроков, пропущенных по уважительной причине (по болезни); сведения об общем количестве пропущенных уроков формируются в ведомости автоматически – на основе отметок отсутствия учащихся на каждом уроке.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: