Дидактическая основа модели

Современная педагогическая наука определяет приоритетным направлением развития школы гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности школьника. Степень развития ученика измеряется и оценивается, в том числе, его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, одно из ведущих мест также занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.

Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Сущность понятия "самостоятельная работа", цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и др.

Модель базируется на основополагающих принципах дидактики:

- принципе сознательности и активности;

- принципе систематичности и последовательности;

- принципе прочности;

- принципе доступности;

- принципе связи теории с практикой.

Преломление проблемы организации самостоятельной учебной работы школьников через эти принципы, а также через правила обучения, основанные на принципах дидактики, позволяет сформулировать следующую дидактическую основу модели.

- Самостоятельная работа учащихся всегда должна проводиться под руководством учителя. Руководство учителя заключается в том, что он продумывает систему самостоятельной работы, ее планомерное включение в образовательный процесс; определяет цель, содержание и объем самостоятельной работы, ее место в учебной работе школьника, методы обучения различным видам самостоятельной работы; обучает школьников методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

- Самостоятельная работа гармонично вписывается в эффективные коллаборативные подходы к обучению, когда решением учебной задачи занимается группа учащихся; при этом каждый участник группы может самостоятельно решать свою «подзадачу» и участвовать в общем «большом» решении.

- Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.

- Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать учащегося при ее выполнении работать напряженно. Однако содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами учащиеся — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

- Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

- В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время — необходим дифференцированный подход к учащимся.

- Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельной работе, в процессе выполнения которой они исследуют предметы и явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: