Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок»

Младшая группа.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 3-4 лет.

“В данной возрастной группе с детьми отрабатывают

Чёткое произношение почти всех звуков родного языка.

Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и

Сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения”.

Валентина Викторовна Гербова.

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Коммуникация».

 

Развитие звуковой культуры речи.

 

Задачи.

& Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э), некоторые согласные звуки (п — 6 — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц).

& Развивать моторику речедвигательного аппарата детей, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

& Вырабатывать у детей правильный темп речи, интонационную выразительность.

& Формировать умение детей отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Перспективный план

«Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет».

Месяц Звук Деятельность.

Сентябрь

А

Игровое упражнение «Знакомство с Язычком». Задачи. Вызвать интерес детей к звукопроизношению. Познакомить детей с упражнением «Заборчик-улыбка». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение детей удерживать губы в улыбке, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "А"». Задачи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Познакомить детей с упражнением «Окошко». Развивать артикуляционный аппарат детей, мышечную силу и подвижность губ детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «а». Вырабатывать у детей интонационную выразительность.
Речевая ситуация «Звук "А" в словах». Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «а» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.
Речевая ситуация «Звук "А" в предложениях». Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «а» в предложениях, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.

Октябрь

У

Игровое упражнение «Язычок и Колобок "У" в городе». Задачи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Познакомить детей с упражнением «Дудочка». Развивать артикуляционный аппарат детей, умение вытягивать вперёд округлённые губы. Укреплять круговую мышцу рта. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «у». Вырабатывать у детей интонационную выразительность.
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "У" в лесу». Задачи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «у». Вырабатывать у детей интонационную выразительность.
Игровое упражнение «Звукоподражание». Задачи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Упражнять детей в произнесении сочетания звуков «у», «а». Вырабатывать у детей интонационную выразительность.
Речевая ситуация «Звук "У" в словах». Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «у» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.

 

Месяц Звук Деятельность.

Ноябрь

О

Игровое упражнение «Язычок и Колобок "О"». Задачи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Познакомить детей с упражнением «Бублик». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «о». Вырабатывать у детей интонационную выразительность.
Речевая ситуация «Звук "О" в словах». Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «о» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.
Речевая ситуация «Пошёл котик во лесок». Задачи. Познакомить детей с русской народной потешкой «Пошёл котик во лесок». Формировать умение детей отчётливо произносить звук «о» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.
Речевая ситуация «Петушок». Задачи. Познакомить детей с русской народной потешкой «Петушок». Формировать умение детей отчётливо произносить звук «о» в словах. Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Обогащать словарь детей новыми словами.

Декабрь

И

Игровое упражнение «Язычок и Колобок "И"». Задачи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «и». Вырабатывать у детей интонационную выразительность.
Речевая ситуация «Звук "И" в словах». Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «и» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать внимание и память детей.
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "Э"». Задачи.Упражнять детей в изолированном произнесении звука «э» с разной громкостью. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «э» в словах. Развивать артикуляционный аппарат, мышечную силу и подвижность губ детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.

 

 

Сентябрь

 

Гласный звук «А»

Игровое упражнение «Знакомство с Язычком».

Задачи. Вызвать интерес детей к звукопроизношению. Познакомить детей с упражнением «Заборчик-улыбка». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение детей удерживать губы в улыбке, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Игровой материал: картинки «Язычок», «Упражнение "Заборчик – улыбка"».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок».

— Дети, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл. Этот маленький дружок – наш весёлый Язычок. Если бы не было его, не сказали бы ничего. Дом Язычка называется рот, там Язычок все время живёт. Красные двери зовём мы губами. Белые зубы сидят за дверями. Дети, покажите мне, пожалуйста, ваш язычок. Дети выполняют задание.

— Дети, как называется дом Язычка? (ответы детей).

— Рот – дом Язычка. Из дома Язычок не убегает, самоизоляцию соблюдает. Дети, что защищает дом Язычка? (ответы детей).

— Губы рот закрывают и открывают, зубы вход охраняют. Дети, Язычком губы приласкайте, туда-сюда Язычком пробегайте. Педагог показывает, дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети провели языком по верхней и нижней губе.

— Дети, Язычок спрятался в домик, отдыхает. Домик Язычка охраняем, зубки смыкаем. Педагог показывает, дети выполняют задание.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Заборчик – улыбка"».

— Дети, зубы ровно мы смыкаем

и заборчик получаем.

Один, два, три, четыре, пять!

Любят дети поиграть!

Губы соединяем,

заборчик закрываем.

Наши губы улыбнулись,

прямо к ушкам потянулись.

Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз. Педагог контролирует, чтобы дети при улыбке не подворачивали внутрь верхнюю и нижнюю губы.

 (Упражнение «Заборчик – улыбка». Улыбнёмся, покажем верхние и нижние сомкнутые зубы. При произнесении звука «ы» губы, зубы и язык принимают нужное положение. Удерживаем губы в таком положение 5 секунд).

— Великолепно, дети! С Язычком поиграли, упражнения выполняли.

Игровое упражнение «Язычок и Колобок "А"».

Задачи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Познакомить детей с упражнением «Окошко». Развивать артикуляционный аппарат детей, мышечную силу и подвижность губ детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «а». Вырабатывать у детей интонационную выразительность.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Окошко"», «Язычок и Колобок "А"».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Окошко"».

— Дети, Язычок утро встречает, окошко открывает. Вот широкое окно, открывается оно. Губы открываем, язычок не выставляем. Педагог показывает.

(Упражнение «Окошко». Откроем медленно, широко рот. Беззвучно произнесём звук «а». Закроем рот. Язык спокойно лежит за нижними зубами, кончик языка у передних зубов).

— Дети, игру начинаем, окошко открываем и закрываем. Дети выполняют задание.

Вот широкое окно,

открывается оно.

Губы открываем,

язычок не выставляем.

Шире, шире!

Так держать!

Пора окно нам закрывать.

Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети широко открывали рот, не выставляя язык. Повторить упражнение 5-6 раз.

— Дети, Язычок мир изучает, из домика выбегает. Рот открываем, язычок выпускаем. Язычок в дом забираем, губы закрываем. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети широко открывали рот. Повторить упражнение 3-4 раза.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок и Колобок "А"».

— Язычок Колобка-песенника повстречал, как его имя узнал. Колобок рот широко открывает, звук «А» напевает. Дети, споём песенку Колобка. Руки широко раздвинули. Медленно, не спеша, соединяем руки и не громко поём песенку Колобка «А-а-а-а-а-а-а-а». Дети воздух глубоко вдыхаем, песню запеваем. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука. Педагог показывает. Дети выполняют задание.

— Дети, наша Алёнушка слов пока не знает, каждое утро песню напевает. Долго-долго: «А-а-а-а-а-а-а-а-а-а». Коротко и быстро: «А», «А», «А». Радостно и звонко: «А-а-а-а-а-а-а». Тихо и грустно: «А-а-а-а-а-а-а-а-а». Песенки Алёнушки повторяем, рот широко открываем. Долго-долго: «А-а-а-а-а-а-а-а-а-а». Дети воздух глубоко вдыхаем, песню запеваем. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, произносили звук чётко. Педагог показывает, дети выполняют задание.

— Коротко и быстро: «А», «А», «А». Педагог показывает, дети выполняют задание.

— Радостно и звонко: «А-а-а-а-а-а-а». Педагог показывает, дети выполняют задание.

— Тихо и грустно: «А-а-а-а-а-а-а-а-а». Педагог показывает, дети выполняют задание.

Педагог контролирует, чтобы дети изменяли интонацию и высоту звучания звука.

— Восхитительно, дети! С Язычком поиграли, упражнения выполняли.

Речевая ситуация «Звук "А" в словах».

Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «а» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.

Игровой материал: картинка «Звук "А"», волшебная палочка.

Разговор.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Звук "А"».

— Язычок с Колобком–песенником в гости к нам пришли, волшебное кольцо привели. Дети, что нарисовано в кольце назовите, слова чётко произносите. Дети называют знакомые слова, педагог повторяет слова и показывает указкой картинки. Затем педагог называет и показывает слова, которые не назвали дети.

— Дети, вот волшебное кольцо, слова принесло оно. Слова в кольце назовите, звук «А» чётко произносите. Педагог по кругу показывает картинки, дети хором произносят слова. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили слова, спокойно, с естественными интонациями (не кричали и не говорили тихо).

— Дети, я слово называю, тот, на кого волшебной палочкой укажу, слово повторяет. Слово за мной повторите, звук «А» чётко произносите.

Педагог называет слова и поочерёдно показывает волшебной палочкой на детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: