Факторы, определяющие необходимость расширения рациона ребенка первого года жизни. Анатомо-физиологические особенности, определяющие сроки введения прикорма

3.1. Созревание ферментативных процессов переваривания пищи происходит:

·усиление секреции соляной кислоты – 3 мес.

·повышение активности режима и других протеаз – 3-4 мес.

·повышение активности амилазы происходит с 2-3 мес. на протяжении первого года жизни.

3.2. Созревание рефлекторных механизмов, необходимых для проглатывания полужидкой и твердой пищи, поддержания туловища в вертикальном положении происходит в 4-5 мес.

3.3. Повышение уровня секреторного JgА в кишечнике происходит в 3-4 мес.

3.4. Снижение высокой проницаемости слизистой оболочки кишечника происходит в 3 мес.

Таким образом, нецелесообразно раньше 4 мес. возраста в рацион ребенка вводить какие-либо новые компоненты, поскольку организм ребенка не подготовлен к усвоению каких-либо продуктов, кроме материнского молока. Наиболее целесообразный срок введения прикорма – 4-6 мес.

Согласно рекомендация ВОЗ срок введения прикорма должен быть не ранее 6 мес. Однако, согласно мнению Союза педиатров России и ESPGHAN необходим индивидуальный подход при условии недостатка массы тела (введение с 4 мес. каш) и склонности к задержке стула (введение с 4 мес. овощного пюре).

 

Характеристика периода введения прикорма как этапа переходного питания от младенческого к "взрослому".. Физиологические особенности пищеварительной системы ребенка, определяющие сроки введения прикорма от младенческого к «взрослому».

В рацион ребенка сначала вводят продукты прикорма, а затем – блюда прикорма.

Период введения прикорма – это этап переходного питания, адаптационный процесс, который сопровождается значительными метаболическими сдвигами.

Он должен быть:

·продолжительным по временивремени - введение каждого нового продукта начинают с небольшого количества, постепенно (за 5—7 дней) увеличивают до необходимого объёма;при этом внимательно наблюдают за переносимостью;

·новый продукт (блюдо) следует давать в первой половине дня для того, чтобы отметить возможную реакцию на его введение;

·тщательно оценен врачом с позиции физиологической и метаболической готовности организма к восприятию новых компонентов питания.

В период введения прикорма:

·происходит воспитание вкусовых ощущений и привычек

·создается стереотип пищевого поведения

·происходит приобщение ребенка к семье в часы приема пищи.

Период введения прикорма требует усилий от родителей в плане:

·адекватного подбора блюд, их вкуса и внешнего вида

·определенной требовательности к ребенку в отношении «доедания» того, что предложено

·уважительного отношения к эмоциональному состоянию и аппетиту ребенка.

Прикорм для ребенка – это новая пища по вкусу, запаху, консистенции.

Техника введения прикорма предусматривает следующие моменты:

·повторное предложение ребенку новых компонентов питания

· предлагать каждый раз нужно один и тот же продукт несколько дней подряд (в среднем 11 дней), пока ребенок не привыкнет к его вкусу и консистенции; лишь затем переходить к новому продукту

·возможно смешивание нового продукта со знаковой пищей (например, в каши, овощные пюре добавляют грудное молоко или смесь)

·прикорм нужно начинать вводить в привычной «домашней» обстановке

· прикорм дают с ложечки, до кормления грудью или детской молочной смесью

·не следует начинать вводить прикорм, если ребенок устал, в период проведения профилактических прививок, при аллергических реакциях

· новый прикорм вводится в виде монокомпонентного продукта.

Период введения прикормаэто сложный не только физиологический, но и психологический период.

Рекомендации психологов по организации введения прикорма детям первого года жизни:

·этап введения прикорма – это период приобщения ребенка к приему пищи совместно с семьей

·при введении прикорма родители должны находиться рядом с ребенком во время кормления

·родители должны демонстрировать свой интерес к предлагаемой ребенку пище, ее хороший, приятный вкус

·разрешать ребенку брать кусочки пищи с тарелки матери (отца), например, измельченные овощи, злаки

·разрешать ребенку брать пищу руками

·не пытаться кормить ребенка быстрее или медленнее, чем он хочет

·не кормить ребенка насильно.




double arrow
Сейчас читают про: