Задачи простых моделей проблемных ситуаций

В этих задачах уже нет четких готовых моделей. Задачи сделаны более «теплыми», «живыми» как за счет появления имен собственных и эмоциональных оттенков, так и за счет неоднозначности возможного отношения субъекта решения (студента) к рассматриваемым в них ситуациях. Это делает более легкой реализацию первого шага алгоритма – «присвоения» задачи, эмоциональной постановки ее. Однако рациональное представление задачи, требующее создания простых и жестких моделей (шаг третий), нуждается в дополнительных интеллектуальных усилиях.

Как и для задач элементарных моделей проблемных ситуаций, первые три задачи данного блока сопровождаются вопросами составителей. Они призваны определять собственно рациональную формулировку задачи, намечать цель решения (шаг пятый). Однако если в первом случае вопросы составителей были предельно прямыми, а ответы на них практически соответствовали формальной постановке задачи, то здесь вопросы (или предложения) носят, скорее, эмоциональный характер и должны содействовать самостоятельной постановки задачи студентом, определения цели социально-педагогического воздействия.

Построение моделей рассматриваемых явлений также теперь требует самостоятельной работы студента: причинно-следственные связи здесь замаскированы и размыты, они требуют выявления и установления. Эта работа, в частности, является предметом специальных упражнений, стимулирующих познавательную активность и реализующих диагностическую роль преподавателя при решении социально-педагогических задач. Затруднено в этом случае и осмысление (тем более – установление) законов, по которым развиваются рассматриваемые ситуации, выведение из них законов конкретных следствий, позволяющих снять проблему.

При решении задач данного уровня (простых моделей), как и предыдущего, после понятийного оформления предмета рассмотрения, введения модели, установления закона и выведения из него следствия для данной конкретной ситуации необходимо в рамках состоявшегося «присвоения задачи» осуществлять целеполагание. Это должно повлечь за собой планирование виртуальных действий, их речемыслительную обработку, четкое представление достигаемого конечного результата и его эмоциональное переживание.

Непременным условием признания учебной деятельности решением учебной задачи является фиксация целей, намеченных конечных результатов и ведущих к ним пошаговых действий. Это значит, что работа должна проводиться в уже знакомом режиме «пиши, рисуй, рассказывай» [32].

Задача 1

Свете, ученице 8 класса, позвонила ее одноклассница и печальным голосом пожаловалась на свое одиночество, на то, что она больше не верит, что жизнь может принести ей что-то хорошее, и поэтому она постоянно думает о смерти. Света обещала к ней вечером заехать.

 

Вопросы

1. Как и о чем должна Света разговаривать с Катей?

2. Может ли Света реально помочь Кате?

Задача 2

На школьной перемене социальный педагог неоднократно делала замечания двум расшалившимся пятиклассникам. Когда начался урок, она вошла вместе с учителем в этот класс и потребовала от мальчиков, чтобы они дали ей свои дневники. Мальчики отказались это сделать.

 

Вопросы

1. Как Вы оцениваете действия социального педагога?

2. Как должен поступить социальный педагог в этой ситуации?

Задача 3

Татьяна Ивановна, социальный педагог, возвращалась с работы и стала невольным свидетелем того, как прямо на улице, на глазах прохожих, женщина избивает своего 8-летнего сына. Татьяна Ивановна подошла, стала стыдить женщину и пыталась забрать у нее кричащего мальчика. Однако женщина еще более разозлилась.

 

Вопросы

1. Как бы Вы поступили на месте Татьяны Ивановны?

2. Можно ли подобным вмешательством повлиять на отношение родителей к детям?

Задача 4

Олег учится в 8 классе. Ученик он довольно слабый, но старается. Характер у него мягкий, доброжелательный. С отцом у Олега отношения напряженные. Отец очень недоволен тройками, которые Олег получает в школе, поэтому ругает сына, называет его мямлей, тугодумом, слюнтяем. Мать заступается за Олега, но ему важнее реакция отца.

Задача 5

Женя удивляла всех тем, что обманывала даже тогда, когда ее ложь была очевидной. Социальный педагог решила поговорить об этом с Жениной мамой. Однако мама знала эту черту Жениного характера, но ничего не могла изменить.

Задача 6

Наташа, ученица 9 класса, открыта навстречу всему миру. Ее интересует и поэзия, и музыка, и спорт. О ней с восхищением отзываются все учителя. Наташа – неизменный участник всех олимпиад. Но на городской олимпиаде по математике заняла только третье место. Однако не унывает. Стала усиленно заниматься. По мнению учителей, девчонка растет.

Задача 7

Полы в классе дети мыли по очереди. Один Олег находил причину, по которой он мог увильнуть от мытья полов. Когда стало заметно, что это тщательно продуманное действие, классный руководитель решила принять меры:

пристыдить тем, что другие – такие же дети, однако моют полы;

пригрозить двойкой по поведению;

посоветоваться с Олегом: как бы он поступил на месте классного руководителя;

вызвать родителей;

оставить Олега во время его дежурства и вымыть пол за него.

Задача 8

В школе появилось давно забытое увлечение – стрельба из рогаток. Стреляли по всему, что видели: по окнам, прохожим, изоляторам на столбах, прожекторам. Рогатками оказалась вооружена целая армия мальчишек. Нужно было принимать меры:

а) вызывать родителей;

б) штрафовать за поврежденное имущество;

в) отбирать рогатки при входе в школу;

г) построить в глубине двора мишень для стрельбы.

Задача 9

С раннего детства Дима был очень впечатлительным, не по годам вдумчивым ребенком. К трем с половиной годам он знал уже все буквы, с четырех лет читал про себя. Дима любил составлять задачи самого разного содержания.

Родителей пугало быстрое развитие сына. Они пытались замедлить его. Как-то около двух месяцев не отвечали ни на один из его вопросов. Но в результате Дима стал еще больше читать, пытаясь найти ответы на свои вопросы в книгах.

Задача 10

Мама тщательно прибрала квартиру к приходу гостей. Четырехлетний Андрей мастерит из конструктора корабль. Вдруг корабль ломается, и весь конструктор рассыпается по полу. Мама ругает сына и в гневе выбрасывает конструктор в мусорную корзину.

Мама спустя 10 лет: «У моего сына нет никаких увлечений. Целый день лежит перед телевизором. Ничто его не интересует».

Задача 11

В одной из школ вспыхнули мальчишечьи бои. Почти каждый день после уроков подростки собирались во дворе школы и под возгласы зрителей начинали выяснять отношения посредством кулачных боев. В результате дети возвращались домой с синяками, в разорванной одежде, а родители приходили в школу с жалобами. Проблема обсуждалась на классных часах с ребятами и на родительских собраниях. Однако ситуация не менялась.

Задача 12

С раннего детства Марине внушали, что она музыкально одарена, что ее ожидают известность, слава. Успех на уроках пения в начальной школе подтверждал такие предсказания. Старательная ученица получала только отличные оценки, пела в хоре.

В 4 классе появилась возможность выступить на концерте, однако учительница не включила Марину в список выступающих.

Теперь Марину не узнать: раздражительная, вспыльчивая, никого не слушает.

Задача 13

Алексей долгое время пролежал в больнице, поэтому сильно отстал как в учебной программе, так и в интеллектуальном развитии. Из-за этого у него стали возникать проблемы в общении с окружающими. В классе, в который он попал после болезни, многие одноклассники стали над ним насмехаться.

Узнав о происходящем, классный руководитель поговорил с классом. После беседы к Алексею стали относиться более или менее нормально, стали помогать. Но в опалу попал Данил, который раньше усиленно обзывал Алешу.

Задача 14

Оксана часто уходит из дома. Уходит не в никуда, а к какому-нибудь определенному юноше. Поживет неделю-другую и возвращается домой.

Вначале она говорила матери, к кому идет. Та пыталась не пускать Оксану, и они ссорились. Позже Оксана стала звонить матери и предупреждать, что не будет жить дома дня три или четыре. Мама плакала, уговаривала не делать этого, но Оксана поступала по-своему.

Теперь Оксана вообще не предупреждает мать. Уходит и возвращается, когда сочтет нужным.

Задача 15

Первоклассника Павлика побил третьеклассник. Это случилось уже не в первый раз, но Павлик никому ничего не рассказывает, боится. Но слез досады сдержать не может. Его плачущего увидела в раздевалке Мария Ивановна: «Прекрати сейчас же плакать! Ты же мужчина, чего ты ревешь!»

Павлик заплакал еще сильнее: побили ни за что и стыдят ни за что.

Задача 16

Слава и Миша были друзьями. После 9 класса оба решили поступать в ПТУ, чтобы, получив профессию, быстрее стать самостоятельными. Однако Мишина мама была против того, чтобы Миша учился в профтехучилище:

– Что ты знаешь про пэтэушников? Они тебя быстро и пить, и курить научат. Не твой это уровень!

Так друзья оказались в разных учебных заведениях.

Миша ничего не имел против среднего образования, но считал свою учебу в школе пустой тратой времени. Его самостоятельная жизнь откладывалась на неопределенное время. Это его раздражало, и он часто ссорился с родителями. Школу он закончил с трудом. Вступительные экзамены в институт завалил. Что делать дальше – не знал, да и ему было все равно.

Задача 17

В троллейбус вошла женщина с ребенком лет восьми. Мальчик, видимо, чем-то провинился перед матерью, и она находилась в крайнем эмоциональном возбуждении: кричала и обзывала сына. Потом стала его бить.

Задача 18

Типичная ситуация для школьника: сначала не готовлюсь к контрольной работе, потом с тоской ожидаю контрольную, потом ее прогуливаю, чтобы избежать двойки с последующим тяжелым разговором с родителями. Потом, с ощущением безысходности, жду, чем закончится вся эта история.

Задача 19

Перед семинаром по истории дети заранее распределили вопросы. Ваня выбрал самый сложный вопрос, так как по истории у него всегда была «твердая пятерка». Но в день семинара Ваня узнает, что может пойти на концерт любимого певца. Он уходит с урока, все остальные в растерянности: кто же будет отвечать?

Задача 20

Родителям Кати Александр не понравился. Не пара. Старше, работает шофером, родители – рабочие на заводе. Катя – девушка красивая, обеспечена хорошо, даже трехкомнатная квартира третий год стоит полностью обставленная. Не такую пару хотели родители для своей единственной, обожаемой дочери. Но Катя свою любовь терять не хотела. Не получив согласия родителей, ушла жить к Саше.

Задача 21

Олег привык, что в классе ребята всегда восхищались им. У него всегда была модная одежда, самая современная радиоаппаратура, новейшие диски.

Но в 10 классе, в который он перешел, это никого не восхищало. Более того, Олег вскоре заметил, что на него смотрят с каким-то снисхождением. Началось это после туристического похода, когда выяснилось, что он не может разжечь костер, поставить палатку, не знает слов ни одной из песен, которые ребята пели под гитару.

Задача 22

Между Ольгой и Ирой, ученицами 8 класса, отношения были крайне напряженными. Длилось это с начальной школы, и сейчас уже никто, в том числе и они сами, не мог сказать, с чего все началось.

Ольга – девушка яркая, общительная, нравится многим мальчикам в школе. У Иры поклонников нет. Мальчики обращаются к ней как к сильной ученице, способной выручить в трудную минуту.

Однажды Ольга вошла в класс и увидела оскорбительную надпись на доске.

– Это о ком? – спросила она.

– О тебе, – вызывающе ответила Ира.

Задача 23

Родители Димы – бизнесмены. Они много работают, часто и надолго уезжают. Поэтому для Димы пришлось нанять няню. Несколько месяцев спустя родители стали замечать, что отношения Димы с няней носят более теплый характер, чем с родителями. Их это стало сильно беспокоить.

Задача 24

В семье Кузьминых семеро детей. После тяжелой болезни внезапно скончался отец семейства. Несмотря на помощь со стороны государства, семье приходится очень трудно именно в материальном плане. Мать решает отдать младшего сына на воспитание в бездетную обеспеченную семью.

Задача 25

Тамара Ивановна обнаружила кражу кольца утром, когда одевалась на работу. Хотела вечером поспрашивать домочадцев, но было не до кольца, потому что домой не пришел сын Павел, которому было 13 лет. Через 4 дня его сняли с поезда дальнего следования. Он не был ни пьян, ни под воздействием наркотиков. Павел клялся, что больше это не повторится. Но через 4 дня он исчез снова. На вопрос: «Почему?» Павел отвечал: «Не знаю, захотелось». После третьего побега его исключили из школы.

Задача 26

Многие ученики 10 класса были из обеспеченных семей. Однако денег никогда не бывает много, поэтому они часто отнимали деньги у учеников младших классов. Не встретив сопротивления, потихоньку стали пробовать свои силы на ребятах постарше.

Дениса вычислили по неизменно дорогой одежде. Встретили компанией. Денис деньги отдал сразу. Думал, на этом закончится. Но ошибся. Раскошеливаться приходилось регулярно.

Защиты у учителей искать не стал – перешел в другую школу.

Задача 27

Маша учится во 2 классе. Учиться она любит. Придя из школы, быстро обедает и садится за уроки. Когда у нее что-нибудь не получается, она просит маму помочь. Мама нервничает: «Сама не можешь сообразить, все мама да мама?!» Потом Маша занимается любимым делом – мастерит поделки из природного материала. Из желудей, шишек, мха, листьев и пластилина у нее получаются замечательные звери и различные композиции. Маме не нравятся эти занятия, по ее мнению, квартира со всем этим похожа на сарай. Маша не возражает. Сделав уборку, она садится у окна. Смотреть в окно Маша может часами. Смотрит и молчит.

Задача 28

Все в новом классе удивляло Диму. Девочки дружили с мальчиками, никто не называл друг друга по кличкам. Были дружны не только между собой, но и уважительно относились к учителям. И на школьные мероприятия все шли с удовольствием и веселились там от души. Все было совсем не так, как было в его прежнем классе, и он не знал, как себя вести.

Задача 29

На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.

– Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. – Ручка у портфеля совсем слабая – отлетит! С чем в школу ходить будешь?

– Разве можно так, мальчик? – послышалось со всех сторон.

– А пусть не плюется на переменке! – с искренней убежденностью в правоте содеянного ответил тот.

– Видите, что получилось? – воодушевившись ответом сына, обратилась уже женщина к людям. – Он защищался! – И тут же поощрительно ребенку: – Правильно, сынок! Не давай себя с обиду. В следующий раз не плюнет. Но портфель все же беречь надо.

Слов не стало слышно: мальчик и женщина, взявшись за руки, быстро направились со двора. Последней уходила «справедливо» отомщенная девочка.

Задача 30

Молодой человек вернулся из-за рубежа, где учился в аспирантуре. Защитил диссертацию. Перед ним открывались широчайшие возможности. Он уже получил заманчивые предложения от ряда крупных компаний. Дома его ждали родители и брат. Вскоре по приезду он почувствовал недомогание. Он прошел обследование, и у него обнаружили ВИЧ-инфекцию. Все его мечты рухнули. Дома на него смотрят с жалостью и болью. Знакомые с омерзением. Он чувствует, что его боятся. Он как изгой в своей собственной семье, среди близких, а что говорить о посторонних людях. А какая девушка захочет связать с ним свою жизнь, если будет знать о его болезни?

Отчаяние охватывает молодого человека. Все поломано – его карьера, любовь близких, личная жизнь. Чем ему может помочь социальный работник?

Задача 31

Представьте себе, что ребенок занимается каким-то важным для него делом. Подходит мама и говорит: «Бросай свои игрушки, пора обедать». Как поведет себя мама, если ребенок ответит: «Ты видишь: я занят. Приду позже».

Задача 32

Семилетний ребенок, разыгравшись, насорил в комнате. В это время началась интересная телепередача, и он, оставив все в беспорядке, увлеченно стал следить за событиями на экране. Мать, выключив телевизор, потребовала немедленно «убрать весь этот ужас», привести все в порядок. Оцените действия матери.

Задача 33

Вы увидели человека, который явно нуждается в помощи. Однако его внешний облик вызывает у Вас отвращение. Будете ли Вы ему помогать? Если да, то как справитесь с негативными эмоциями?

Задача 34

На рынках, в подземных переходах Вы, наверное, часто встречаете людей, просящих деньги. Как Вы ведете себя в этой ситуации? Почему?

Задача 35

Наталья К., не замужем, 42 года, живет вдвоем с больной матерью. Она оставила прежнюю работу, чтобы быть рядом с матерью, нашла надомную работу и практически все свое время посвятила уходу за ней. Постепенно отношения между ними стали портиться, мать стала очень раздражительной, состояние здоровья ее ухудшилось. Обстановка в доме стала невыносимой. Как помочь семье?

Задача 36

В 16 лет Федор бросил школу. Не работает. Соседи страдают из-за постоянного шума в квартире. Друзья Федора полностью изменили облик тихого и благополучного подъезда: до глубокой ночи шумят в подъезде, курят, сквернословят. Как правило, эти сборища сопровождаются пьянкой. По мнению обратившихся за помощью соседей, мальчик на их глазах превратился в алкоголика, напомнив то время, когда жизнь соседей нарушал постоянно пьяный отец, который скончался 5 лет назад, выпив какую-то жидкость вместо спиртного. Мать Федора «тихая алкоголичка», никому не мешает, но и Федором не занимается.

Задача 37

В семье с родителями разной национальности (отец – татарин, мать – русская) родился мальчик. Есть старший ребенок – девочка 12 лет (Светлана). Отец выбрал для новорожденного младенца татарское имя. Мать категорически против этого, поскольку хочет назвать сына в честь своего русского дедушки. Конфликт перерастает в развод, однако старшая девочка любит обоих родителей, очень переживает и не хочет их расставания. Мать обращается к социальному педагогу за консультацией по семейным вопросам.

Задача 38

Мальчик 15 лет серьезно заинтересовался православной религией, ходит в церковь, соблюдает обряды, таинства. Мать и отец – атеисты. Мальчик заявил, что после 9 класса уйдет в монастырь послушником, а затем хочет стать монахом. Родители, которые видят сына юристом или экономистом, в панике обратились к социальному педагогу.

Задача 39

Одаренная девочка 13 лет учится в школе в 11 классе. С учебой проблем нет, но отношения с одноклассниками не складываются, она находится на положении изгоя, подвергается насмешкам, в лучшем случае игнорируется. Девочка обращается за помощью к социальному педагогу.

Задача 40

В нуклеарной семье растут близнецы – девочка и мальчик 11 лет. Девочка проявляет ревностное отношение к родительской любви к сыну. Родители не делают различий в воспитании детей, одинаково внимательны и заботливы, но скандалы дочери не прекращаются. Бабушка и дедушка со стороны отца готовы взять внучку на некоторое время на воспитание. Родители обратились за помощью к социальному психологу.

Задача 41

Одаренный подросток 15 лет является мастером спорта по спортивной гимнастике. Много лет мальчик тренировался с одним наставником. В настоящее время между подростком и тренером наблюдаются серьезные разногласия. Подростку успехи в спортивной карьере вскружили голову. Он начал позволять себе прогуливать школу, дерзить учителям, родителям. Тренер, стараясь изменить ситуацию, ужесточил спортивный режим, оставив меньше времени подростку для самостоятельного досуга. Мальчик взбунтовался и отказывается от дальнейшего сотрудничества, не осознавая, что его спортивная карьера при подобном поведении под угрозой. Тренер обратился за консультацией к социальному педагогу.

Задача 42

Юноше 17 лет. Родители обеспокоены его дальнейшим профессиональным самоопределением. Юноша не проявляет заинтересованности в какой-либо профессии. Учится хорошо, однако после школы хочет отслужить в армии, поработать разнорабочим, накопить денег и уже потом получить специальность. Родители в состоянии обеспечить высшее образование для сына и настаивают на продолжении учебы сразу после школы. В поисках решения проблемы родители обращаются к социальному педагогу.

Задача 43

Девочке 12 лет. Родители за последние несколько месяцев стали замечать в ее поведении проявления нервозности, быстрой утомляемости, резкой смены настроений, потерю заинтересованности в результатах учебы. Девочка стала поздно возвращаться из школы, много времени проводить вне дома. Обеспокоенные родители обратились за консультацией к социальному педагогу.

Задача 44

Девочке 10 лет. Семья полная, в одной трехкомнатной квартире совместно проживают несколько поколений: бабушка и дедушка со стороны отца, мама, отец, старший брат с молодой женой. Девочка одинаково любит всех членов семьи, но после женитьбы брата и расширения семьи обострились детско-родительские конфликты между всеми поколениями. Ребенок остро переживает. Девочка стала нервозной, рассеянной, замкнутой. Классный руководитель посоветовал родителям обратиться за помощью к социальному педагогу.

Задача 45

Мальчику 16 лет. Родители являются первоклассными хирургами. Данной профессией в семье владели все мужчины по отцовской линии, начиная с прадеда. Мальчик является членом пацифистской организации, убежденным вегетарианцем и категорически не желает продолжать династию в данной профессии. В семье на этой почве возникают серьезные конфликты. Родители решили обратиться за консультацией к социальному педагогу.

Задача 46

Девочка, 10 лет, перешла в новую школу по причине переезда семьи на новое место жительства. Девочка имеет дефекты речи, в новом коллективе она первый месяц, пока не подружилась с ребятами, над ней зло подшучивают и не принимают в коллектив. Классный руководитель – молодой специалист – самостоятельно не справляясь с ситуацией, обратилась за помощью к социальному педагогу.

Задача 47

В 7 классе происходит смена классного руководителя. Прежний классный руководитель уходит из школы в связи со сменой места жительства, новый – молодой специалист, недавно получивший диплом о среднем специальном педагогическом образовании. Произошедшими изменениями недовольны родители, однако единственным аргументом против нового классного руководителя они выдвигают его молодость и неопытность. Молодой педагог обращается за консультацией к социальному педагогу.

Задача 48

В трудовом коллективе частной школы разгорается конфликт. При решении вопросов о дисциплинарных взысканиях с учеников за плохое поведение и прилежание одна часть коллектива придерживается строгих позиций (вплоть до внесения в устав школы положения об исключении из школы за подобные нарушения). Другая часть коллектива апеллирует к современной законодательной базе по защите прав ребенка и категорически не согласна с подобными мерами урегулирования вопроса. Директор школы перед принятием решения обращается за консультацией к социальному педагогу.

Задача 49

Юноше 16 лет, учился хорошо и после 9 класса самостоятельно, без одобрения родителей, пытался поступить в технический колледж, но не выдержал вступительных испытаний. Юноша находится в сложном психологическом и эмоциональном состоянии, не хочет возвращаться в школу, так как считает, что бывшие одноклассники встретят его насмешками. Родители хотели бы, чтобы он продолжил образование в школе, и обратились за консультацией к социальному педагогу.

Задача 50

Вася, 14 лет, находится в трудной жизненной ситуации в связи со смертью матери. Он живет с бабушкой (68 лет) в 2-комнатной квартире. У бабушки плохое здоровье и небольшая пенсия. Родители мальчика были разведены. У отца – другая семья, он не занимается воспитанием сына с трех лет. Мальчик самостоятельный, хозяйственный. Его пытается поддерживать близкая подруга матери. Вместе с ней он обратился к социальному работнику территориальной службы по вопросам семьи и детства с просьбой о материальной помощи.

Задача 51

Дима, 12 лет, живет с отцом (рабочим) и матерью (домохозяйкой). В последнее время на Диму поступают жалобы из школы: не успевает по нескольким предметам, пропускает занятия, участились конфликты с одноклассниками – в школе его считают трудновоспитуемым. В семье есть хронические проблемы в отношениях: низкий уровень участия отца в воспитании сына, слабое влияние матери на сына – попустительский стиль воспитания. Мать по приглашению пришла к социальному педагогу школы.

Задача 52

Лена, 15 лет, из полной семьи со средним достатком, оба родителя работают. Согласно общественному мнению, девочка и ее семья считаются вполне благополучными. Лена обращается к школьному социальному педагогу за поддержкой, поскольку беременна (8 недель) и не может решиться сообщить об этом своему парню (16 лет) и родителям. Она не знает, что делать, хотя настроена скорее сохранять, чем прерывать беременность. В целом, девочка подавлена и боится проблем, связанных с оглаской и отношением к событию родителей, учителей и т. д.

Задача 53

Таня, 15 лет, воспитанница детского дома, физически и психически полноценная, добрая, отзывчивая, отклонений в поведении не наблюдалось, беременна (4 мес.). Отца ребенка не называет, хочет родить ребенка. Администрация детского дома оказывает на нее давление, предлагая сделать аборт. В разговоре с социальным работником (пришла по его приглашению) девочка видимого беспокойства по поводу сложившейся ситуации не проявляет.

Задача 54

Юля, 17 лет, воспитанница дома-интерната. Не имея какой-либо поддержки и привыкнув жить в интернате, она обеспокоена своей дальнейшей судьбой, не может представить себе, как жить самостоятельно после окончания школы. Замкнута, растерянна, очень неуверенна в себе. К социальному работнику пришла по совету воспитателя, которая обратила внимание на депрессивное состояние девушки накануне выпускного бала: девушка часто плакала, мало ела, вяло принимала участие в общественных мероприятиях.

Задача 55

Две девочки (14 и 15 лет) обратились за помощью в комитет по делам семьи и молодежи по поводу того, что одну из них изнасиловали (другая ее морально поддерживает и тоже переживает). Пострадавшая боится огласки (маленький город), поэтому не пошла к врачу, боится «тех парней» – все они ей известны, – они ей пригрозили; боится родителей, возможной беременности и инфекций. Главное, чего она хочет – это получить медицинскую помощь, но так, чтобы об этом никто не узнал.

Задача 56

Мама обращается в школу к социальному педагогу. Ее волнует эмоциональное состояние и поведение дочери (14 лет), которая в последнее время была подавлена, не посещала занятия в школе, ссылаясь на плохое самочувствие, а потом сдала учебники в библиотеку и уехала в поселок, где они жили до недавнего времени (родители оформили развод, и мама с дочерью переехали в город). Поскольку на старом месте жительства девочка училась хорошо, мать считает, что ее нежелание идти в школу может быть связано с трудностями привыкания к новому коллективу одноклассников. В ходе анализа ситуации социальный педагог выясняет: действительно, класс девочку не принял, в том числе потому, что они – учащиеся класса – городские, «продвинутые», а она – «деревня».

Задача 57

Девочка (14 лет) хорошо училась, занималась общественной работой, гордилась своей дружной семьей. Но отношения между родителями вдруг испортились, от посторонних людей (события происходят в маленьком городе) узнала, что у отца – другая женщина. Из-за стыда, обиды, пересудов одноклассников у девочки появились прогулы, а как следствие, и конфликты с учителями. Из-за переживаний у девочки даже поднималась температура, поэтому формально справка от врача была предоставлена, но понимания не было. После развода отец оставил семье квартиру и машину. Но затем под давлением новой жены стал требовать машину обратно. Суд присудил машину отцу, и, когда мать с дочерью ехали на этой машине, их догнала милиция и потребовала немедленно передать собственность законному владельцу. Отец вытолкнул из машины и жену, и дочь, в этот момент у дочери отнялись ноги и она упала. Врачи пришли к выводу, что это нарушение имеет психогенную природу (истерический приступ). В дальнейшем эти приступы стали часто повторяться. Девочка лечилась, училась индивидуально, но многие считали ее притворщицей. Она замкнулась, чувствовала себя одинокой, непонятой. К моменту окончания школы она обозлилась, обиделась на весь мир, совершенно не знает, как жить дальше.

Задача 58

Мальчик (15 лет) в последнее время пропустил много занятий без уважительных причин. Общается с плохой компанией, замечен в попытках употребления наркотиков («курение травки»). К школьному социальному педагогу пришел под давлением классного руководителя, но осознает свои проблемы, хотел бы наверстать упущенное в школе, вернуть расположение родителей. О семье: оба родителя много работают, времени на занятия с сыном у них нет, взаимопонимания с ребенком тоже нет. Мальчик боится отца: тот, если не доволен сыном, применяет физическое наказание, а «если все узнает (о наркотиках), убьет».

Задача 59

Женщина, 35 лет, воспитатель детского сада, обращается по телефону доверия за консультацией: как изменить супружеские отношения и сохранить семью. При этом жалуется на насилие мужа (36 лет, мелкий предприниматель): он ругает ее, унижает, наносит побои – все это обычно в состоянии алкогольного опьянения («выпивает часто»). Больше всего ее беспокоит, что сын (7 лет) все это видит, а бывает и ему достается.

Задача 60

Женщина 37 лет, бухгалтер, воспитывает дочь (16 лет), хочет вновь создать семью. Ее избраннику 23 года, работает охранником на одном с женщиной предприятии, живет с родителями. До того момента, пока они не приняли решения жить вместе и оформить свои отношения, было полное взаимопонимание, но, когда об этом узнали их семьи, начались проблемы: ни ее дочь, ни его родители и даже друзья их не поддерживают, кажется, что весь мир против них. Женщина обращается за консультацией по телефону доверия.

Задача 61

Женщина, 40 лет, высокооплачиваемая служащая, одна воспитывает сына, в последнее время стала подозревать его в употреблении наркотиков, так как он стал плохо учиться, возвращается домой поздно, прежние друзья сменились новыми, которых она не знает. Обратилась к социальному педагогу школы, после того как обнаружила пропажу достаточно большой суммы денег в доме, в которой сын не признался.

Задача 62

Женщина 35 лет, низкооплачиваемая служащая, одинокая мать, воспитывающая девочек-двойню – первоклассниц. Никто ей не помогает. Одна из дочерей имеет хроническое заболевание желудочно-кишечного тракта, поэтому мать приносит ей в школу особое питание. Кроме того, указанный ребенок психологически неуравновешен: в том случае, если ее желания не исполняются, устраивает истерику, адаптируется к школе с трудом. Женщина измотанна, надломленна, не видит физических и материальных возможностей воспитывать своих детей, обращается к социальному педагогу за консультацией, как устроить детей в детский дом.

Задача 63

Мужчина 48 лет обращается по телефону доверия за консультацией о том, каким образом избежать военной службы для своего младшего сына (16 лет), поскольку старшего сына (20 лет) покалечили в армии (неуставные отношения) – отбиты почки, образовалась позвоночная грыжа и др., а виновных не наказали.

Задача 64

Молодой человек 28 лет вернулся после длительного лечения ВИЧ-инфекции, но по своему прежнему адресу обнаружил чужих людей, от соседей по лестничной площадке узнал, что семья его родителей с его сестрами и братьями сменила место жительства (информации о новом месте их жительства нет). Обратился в Комплексный центр по социальной помощи и обслуживанию населения.

Задача 65

Мужчина 42 лет освободился из мест лишения свободы, где провел 20 лет. Когда-то имел жену и двоих детей, но потом развелся по инициативе жены, поэтому на данный момент у него нет жилья, регистрации (прописки) и работы. Профессия – автомеханик, образование – среднее специальное, не употребляет алкоголь, не курит, есть поддержка со стороны родителей.

Задача 66

Научно-исследовательский институт Людмила Алексеевна покидала со слезами, так как пришла на работу молодым лаборантом, получила образование и стала инженером, ее уважали. Но ухаживать за тяжело больной мамой и ездить ежедневно далеко на работу одновременно было невозможно.

Обратилась в районное бюро по трудоустройству: инспектор выдал ей два направления, по одному из которых она в тот же день устроилась на работу в один из крупных банков тогда еще существовавшего СССР. В 1991 г. все сотрудники банка были уволены в связи с его ликвидацией: пришлось согласиться на временную работу.

Очередное посещение службы трудоустройства в 1992 г. ознаменовалось получением Людмилой Алексеевной статуса безработного. Следующим этапом трудовой деятельности героини стала коммерческая структура: ее постигла та же участь, что и банк.

Около двух месяцев назад жизнь вновь привела Людмилу Алексеевну в службу трудоустройства, для нее осталось неясным: каковы права и обязанности безработного; к каким категориям граждан работодатели относятся с «осторожностью»; в чем, прежде всего, должна заключаться социальная помощь гражданам неконкурентоспособным на рынке труда?

Задача 67

Сергей, 18 лет, инвалид по зрению I группы, обучался в другом городе, домой приезжал только на каникулы. Закончив обучение в школе, он переехал жить по месту жительства родителей. И выяснилось, что у него нет друзей в своем городе, он оказался запертым в четырех стенах.

Задача 68

Сын – инвалид детства. Передвигается на костылях: одна нога намного короче другой. Лечили его в Кургане. Первый этап прошел благополучно: ногу удлинили на 15 сантиметров. Теперь надо ехать снова. Но для этого лечения требуются деньги. Отец мальчика умер, нет ни обеспеченных родных, ни друзей, которые могли бы помочь собрать «фантастическую» для маленькой семьи сумму. «Что делать?» – в отчаянии спрашивает несчастная мать.

Задача 69

Лариса была здоровым человеком, работала продавцом, в 20 лет вышла замуж. Спустя 3 года (когда ей было 23 г.) они с мужем попали в автокатастрофу, где она получила травму позвоночника, муж от нее ушел. Поддержку оказывают родные – родительская семья.

Задача 70

Как и чем помочь маленькому Саше: у ребенка острый лейкоз; его родители по всем возможным адресам рассылают слезные мольбы перевести на указываемый счет в банке необходимые суммы. В ответ – молчание.

Задача 71

Олег, 17 лет, заканчивал обучение в училище, когда они с друзьями выпили некачественную водку. В результате отравления у Олега полностью пропало зрение. Он обратился к специалисту по социальной работе за информацией о возможностях получения образования и трудоустройства.

Задача 72

Клиенту-девушке 27 лет. Уже 11 лет, как не может ходить, передвигается только на инвалидной коляске с чьей-нибудь помощью, потому что руки тоже слабые. Родилась здоровой, но с 10 лет стала уставать, слабеть. Девятый и десятый класс заканчивала дома – учителя приходили на дом. Надеялась на выздоровление, но диагноз – атрофия всех мышц и пожизненная инвалидность I группы – заставил распрощаться с мечтами. Мама помогает и поддерживает во всем. И все-таки очень тяжело: молодой оставаться в четырех стенах.

Задача 73

Клиент с детства имеет небольшой физический недостаток вследствие того, что переболел воспалением легкого – незначительно снижен слух и есть дефект речи. Это не мешает вести нормальный образ жизни, но мешает в личной жизни. Не жалуется на жизнь, принимая судьбу такой, какая она есть.

Задача 74

Два клиента: мужчина и женщина – бакинская интеллигенция, муж и жена – она русская, он – армянин. У них была трехкомнатная квартира в центре столицы Азербайджана, статус в бакинском обществе. Они бежали в Краснодар. Родные помогли получить регистрацию (прописаться) и поселиться, так что им не пришлось ходить по коридорам крайисполкома, выплакивая сочувствие и помощь. Они – благополучные беженцы, не жалуются. И даже пытаются жить так, как жили ранее.

Задача 75

Муж с женой, проживающие в одной из стран СНГ, решили переехать в Россию, но боятся: их друзья ездили туда и возвращались обратно. Рассказывают, что в город попасть почти невозможно, а в деревне много алкоголиков и не принимают русских из республик бывшего Советского Союза.

Задача 76

Семья приехала когда-то в Литву не по собственному желанию, а по приказу МО СССР. Обижается на российское правительство, которое до сих пор ничего не может придумать вразумительного по возвращению своих граждан. Трижды рассылали в различные инстанции списки желающих вернуться на Родину – утешительных результатов не получили.

Задача 77

Клиенту-женщине вместе с семьей пришлось уехать из Казахстана в Курганскую область. В один день они стали вынужденными переселенцами: нигде оказались не нужны, у людей своих забот хватает, не до них. Переехав, надеялись снять жильё. Но до сих пор, уже год, живут в неблагоустроенной квартире – тесной, холодной и сырой, по наружным стенам зимой течет вода. Вещи не распакованы, нервы у всех «на пределе», с женщиной в доме никто не разговаривает. Сноха и ее мать откровенно ее выживают: как ей кажется, ждут – не дождутся ее смерти. Что же делать, если ей 73 года, а она еще неплохо себя чувствует.

Задача 78

Ольга Павловна, инженер-технолог, живет в небольшом поселке под Кишиневом. Вместе с мужем они более 20 лет работали в Норильске. А когда достигли пенсионного возраста, врачи посоветовали сменить климат. Так они несколько лет назад приехали в Молдову. Притесняют, например в магазине: «Сахар кончается, русским не давайте!»; в автобусе: «Своим нет места, а тут еще русские».

Задача 79

Клиент – немолодая учительница из Тбилиси. Они с мужем оба педагоги. Двадцать лет учили детей в тбилисских школах. Представить не могли, что могут дожить до такого. Например: она стоит в очереди за хлебом, перед ней втискивается молодой человек, на замечание: «Вы здесь не стояли» – он закричал: «Убирайся в свою Россию, пусть она тебя кормит» – и ударил женщину ногой. Муж с женой хотят уехать в Россию, но ехать не к кому, родных и близких нет.

Задача 80

Молодая женщина – 26 лет – вышла из мест лишения свободы, где провела 8 лет за убийство своего возлюбленного (молодого человека). В местах лишения свободы получила среднее специальное образование, по профессии швея. Выйдя на свободу, живет в квартире, доставшейся ей от ее бабушки. Пыталась устроиться на работу, но попытка закончилась неудачей. Подружившись с одинокой соседкой, узнала от нее о том, что можно обратиться в отдел социального обслуживания населения к социальному работнику.

Задача 81

Женщина 40 лет, за кражу провела в местах лишения свободы 3 года, вернулась 2 года назад. Родила ребенка, оставила соседке и под предлогом похода в магазин исчезла на 7 месяцев. Ребенок слаб, имеет нарушения здоровья. Соседка передала ребенка Органам опеки и попечительства, они передали его – согласно закону – в Дом ребенка.

Мать ребенка вновь оказывается в местах лишения свободы. На заседании суда пыталась повлиять на его решение: сообщила, что у нее есть малолетний ребенок и за ним некому ухаживать, зная, что он находится в Доме ребенка и нездоров. После окончания второго срока пребывания в местах лишения свободы обратилась в Центр ресоциализации: хочет вернуть ребенка и устроиться на работу (предъявила диплом с отличием о среднем специальном образовании).

Задача 82

Молодой человек – 23 года – бывший воспитанник детского дома, уже 5 лет находится в исправительно-трудовой колонии (ИК) общего режима, попав туда по решению суда за грабеж. (Там, в ИК, по неизвестной причине ему «отбили» почки.) Обратился к социальному работнику ИК за помощью, так как через 2 месяца выходит на свободу. Он, по его собственному мнению, испытывает страх перед будущим, и, по мнению сотрудников ИК, проявляет все признаки депрессивного состояния.

Задача 83

Юноша (18 лет) вернулся из воспитательно-трудовой колонии, но по своему адресу обнаружил чужих людей, от соседей узнал, что вся его семья (мать, отец, сестра, бабушка) куда-то переехала (на письма семья не отвечала). Пришел в свою школу и таким образом попал к школьному социальному работнику.

Задача 84

Мужчина 50 лет вышел на свободу после отбывания наказания за мошенничество в течение 8 лет. До отбывания наказания была семья: жена и дочь – отношения с ним считают прекращенными. Семьи, таким образом, нет. Жильем не обеспечен: живет в квартире друзей, так как жена в регистрации отказала.

Задача 85

Женщина 68 лет проживает в двухкомнатной квартире совместно с семьей сына. В квартире зарегистрирована (прописана) она, сын и внучка. Семья сына хочет получить ее квартиру, женщина подвергается насилию со стороны семьи сына. У нее отмечены суицидальные настроения. Женщина обратилась за помощью к другим родственникам, которые обратились к специалисту по социальной работе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: