Задачи усложненных моделей проблемных ситуаций

 

Эти задачи – следующий шаг в направлении увеличения числа произвольных допущений в изложении ситуации. Представления здесь еще более индивидуализированы, изложение описания ситуации образно, метафорично, эвфемистично.

Все базируется на личностных оценках, личностном видении ситуации. Достаточно трудно представить, что же на самом деле происходит, каковы реальные мотивы рассматриваемых поступков. Поэтому даже при попытках документального описания событий представить адекватную простую модель происходящего очень трудно.

Навык построения таких моделей для предлагаемого уровня задач и является главной целью упражнений при их решении. Из сказанного здесь следует, что в данном случае важен не интуитивно, эвристически полученный результат, а именно правильный подход к решению задачи.

Для того, чтобы сформировать его, а тем более – проверить его сформированность, весь ход решения учебной задачи – от понимания предмета обсуждения до планов и программ виртуальной деятельности по достижению запланированного результата – должен быть доступен обозрению.

В первую очередь – обозрению самого студента, будущего педагога. Поэтому следование принципу фиксации шагов решения задачи и принципу «пиши, рисуй, рассказывай» тем более необходимо, чем труднее в исполнении.

Невозможно удержать в голове все детали и результаты описанных в начале этого пособия операций алгоритма при решении конкретных задач.

Таким образом, если системное алгоритмизированное решение строго и ответственно описано и проиллюстрировано – задача решена. Если же оно представляет собой путаную цепь устных рассуждений, неопределенных в языковом отношении – результат не получен.

Для задач данного раздела последнее положение является безусловным.

Как и в предыдущих разделах сборника задач, первые три сопровождаются типичными вопросами (предложениями) составителей источников, откуда заимствованы задачи.

Цель:

а) продемонстрировать существующий уровень подхода к решению таких задач;

б) обнаружить противоположность традиционного подхода (точнее – бесподходности) к решению задач и алгоритма, предложенного в настоящем пособии.

 

Задача 1

Из письма в редакцию:

«Пишу Вам, потому что больше не могу терпеть, пишу из отчаяния, не знаю, как дальше жить.

Сегодня я снова не пошла в школу (и это уже не в первый раз). Сижу, а на душе так плохо, все равно через день или два придется идти, а там одноклассники, учителя (учусь я в 9 классе). «Почему ты не ходишь в школу, – спросите, – что случилось?»

А ничего. Даже писать стыдно. Не знаю, поймете ли Вы меня, ведь все это с виду пустяки, но для меня не так… Я плохо учусь, хоть и стараюсь. Учителя жалеют, ставят тройки за четверть, хотя у меня одни двойки из года в год. Сколько ни старайся, ничего не получается, переводят из класса в класс за старательность, а сколько огорчений.

Как все-таки жизнь несправедлива! Есть у нас в классе одна девочка. Красивая, стройная, учится хорошо, дома все в порядке, у матери и отца под крылышком. И такая беспечность! Учеба дается от природной способности, никакого труда. А я должна, как раб Божий, сидеть за книгами день и ночь, потому что до меня не дойдет все сразу, да еще вдобавок все равно одни двойки получишь.

Почему же одним людям живется на свете легче, чем другим? У одних есть все, а у тебя ничего: ни способностей к учебе, ни человеческого вида (я сама себе противна), ни жизни порядочной (в семье у нас пьет отчим). Живем мы на частной квартире, скоро приедут хозяева, и нам надо уходить.

Моим родителям уже по 36 лет, а над головой нет своей крыши, нет ничего, даже телевизора. Еды не хватает, хотя мать зарабатывает на бетонном заводе неплохо, но она не может экономно вести хозяйство.

Одеваться тоже не на что, а ведь я в 9 классе, да притом некрасивая, ношу очки и еще много, много других недостатков, о волосах и говорить не хочется.».

 

Предложения

1. Определите основную проблему девочки.

2. Разработайте план и программу работы с ней.

Задача 2

Письмо молодой девушки, окончившей среднюю школу: «Я – единственная в семье. Мои родители работают на высоких должностях. С нами живет бабушка. Мне 19 лет. Я нигде не учусь, не работаю.

Почему? Неохота! Мне скучно. Я смотрю на мир с нескрываемой зевотой. Мне скучно, когда я кручу «фирменные» диски, смотрю свой видеомагнитофон, разговариваю с друзьями по телефону, разъезжаю по городу на собственных «Жигулях» (их мне подарили по случаю моего 18-летия).

Мне многие завидуют: у меня несколько джинсовых костюмов, костюмы из замши, велюра, дубленка, несколько пар сапог и туфель. Им завидно, а мне все это надоело.

Мне лень жить, лень что-либо сделать. Всю работу по дому делает бабушка. Ей 85 лет. Мне всегда делается страшно, когда я подумаю, что она ведь скоро умрет. Но мне жалко не ее, я ужасаюсь от мысли, что потом всю работу мне придется делать самой.

У меня часто бывают конфликты со своими родителями. Ругают из-за того, что я не учусь, не работаю, но я привыкла их не слушать».

 

Предложения

1. Окажите профессиональную консультативную помощь девушке в данной ситуации.

2. Предложите методы социальной помощи молодежи по данной проблеме.

Задача 3

В редакцию пришло письмо от юноши 19 лет:

«Мое поколение часто обвиняют в инфантильности. Леди и джентльмены! Считаю своим долгом объявить вам, что наше поколение не собирается исправляться. Кто виноват?

Во-первых, родители. Они часто не столько балуют детей (нет, чаще всего родители заставляют детей и обслуживать себя, и зарабатывать деньги, в этом смысле мы независимы), сколько стремятся думать за них. Вот парадокс: с одной стороны, зарабатывай больше денег, а с другой – именно так, таким способом; с одной стороны, женись по любви, с другой – женись именно на той, а не на этой. Сегодня, как никогда, в них развито чувство собственности на ребенка.

Во-вторых, виноват период переоценки ценностей. Молодежь заняла наблюдательную позицию: рассуждать, но не делать.

И вообще, мне непонятна вся эта возня вокруг «молодежной темы». Всегда были проблемы «отцов и детей», но по этому поводу не было истерик. Почему именно сейчас? Чем мы такие особенные? Ха-ха, эта шумиха только повышает инфантильность.

Может, оставленные в покое, мы бы сами решили свои проблемы»?

 

Вопросы

1. В чем проявляется инфантильность?

2. Является ли инфантильность типичной чертой характера современной молодежи?

3. В чем Вы видите причины инфантильности молодого поколения?

 

Задача 4

Ира рассказывает о своей первой любви:

«С Павлом мы познакомились в оздоровительном лагере. Нам было по 16 лет, но до него парня у меня не было. Влюбилась я в него сразу, и уже к концу второй недели знакомства я ему отдалась. Ни о каких противозачаточных средствах я не знала, он этот вопрос тоже не поднимал. К концу лета я поняла, что беременна. Когда Павлик узнал об этом, то благородно сказал: «Я, конечно, тебя не брошу, но ты подумай сама: через 4 месяца у тебя будет большой живот, и мы даже гулять с тобой не сможем, мне стыдно будет».

Я так прониклась этой мыслью, что решила от ребенка избавиться. Наркоз мне не сделали, так как денег у меня не было. Что со мной было в больнице, я не забуду никогда. Этой боли Павлу я простить не смогла».

Задача 5

Нина – замкнутая девочка. Все ее стремления, интересы – за пределами школы. Одноклассники ее не привлекают, она даже их презирает, и самое большое желание, чтобы они не вмешивались в ее жизнь. Так и сосуществовали они рядом – 6 «Б» и Нина – до одного случая. Класс участвовал в общешкольном туристическом походе. Было много интересного: разные соревнования, конкурсы. К обеду все устали, хотелось пить. Из рюкзаков вытащили припасенные бутерброды, накрыли общий стол. В одном из рюкзаков обнаружили бутылки с минеральной водой. Воду с большим удовольствием выпили. Обиде, гневу Нины не было предела: «Зачем взяли мою воду, что я теперь буду пить?». «Ой, извини, очень уж хотелось минеральной водички. Вот чай», – Таня протянула Нине кружку. Мгновение, и чай выплеснут Тане в лицо. Сначала было тихо, а потом…

С этого случая Нине не прощается ничего. Каждый ее промах высмеивается. Нина еще больше отдаляется от класса.

Задача 6

На вопрос: «Есть ли в вашей школе дети, которым трудно в семье и которые нуждаются в помощи?» – директор ответил утвердительно. В это время открылась дверь, и вошел мальчик лет восьми: «Александр Иванович, вы меня вызывали?»

Одного беглого взгляда было достаточно, чтобы определить, что за мальчишкой никто не следит: одежда мятая и грязная, волосы давно не стрижены, лицо и руки в грязных разводах. Был мальчонка весь какой-то пришибленный, с лицом землистого цвета. Желтыми прокуренными пальцами он теребил некое подобие шапки.

«Как ты провел выходной день?» – строго спросил директор.

«Мамка опять вчера гуляла с дядьками и тетками, а меня выгнала на улицу. Я гулял, пока не замерз, потом катался на автобусе. Ходил на рынок. А вечером пошел к папе в общежитие, там с дяденьками поел и заночевал».

Задача 7

Из письма 14-летнего мальчика:

«Я не понимаю, почему взрослые думают, что никто из ребят не знает про ЭТО. В нашем классе и мальчишки, и девчонки знают свой и противоположный пол как свои пять пальцев. В большинстве случаев взрослые думают, что ребенок еще мал, что у него и мыслей нет о половых отношениях. А этот ребенок ходит тайком к другу порнофильмы смотреть. Мне с родителями повезло. Они не таятся, разговаривают со мной об отношениях между мужчиной и женщиной. Зачем таиться, если это происходило испокон веков, когда нас такими сделала природа? Так что молчать, по-моему, бессмысленно.

Задача 8

Урок шел как обычно. Наталья Кирилловна начертила на доске схемы и приступила к объяснению. Вдруг она услышала слева от себя отчетливый скрип. Скрипел Сергеев, и она, не задумываясь, строго сказала: «Сергеев, прекрати скрипеть, или я тебя удалю с урока!»

«Что Сергеев-то? – громко зашумел семиклассник. – Вы сначала разберитесь, кто скрипел, а потом говорите!»

Учительница продолжила объяснение, но и скрип возобновился тоже. Тогда Наталья Кирилловна подошла к Сергееву, взяла у него дневник и записала туда замечание. Так как замечание было записано, Сергеев принялся скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Наталья Кирилловна громко произнесла: «Немедленно выйди за дверь!» Сергеев не вышел, а пустился в пререкания.

«Пока ты, Сергеев, не выйдешь из класса, я урок вести не буду!»

Но это не оказало никакого действия ни на Сергеева, ни на класс.

Задача 9

Пятиклассникам предложили написать сочинение по рисункам учебника «Как я помогал маме». На одной картинке мальчик достает из стенного шкафа банку с вареньем. За этой процедурой с интересом наблюдает смешной тощий кот. На другой картинке мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия.

Сашино сочинение: «Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем, то я бы сказал, что банку разбила кошка. Когда так говоришь – ничего не бывает. Просто мама бы отлупила кошку».

Сочинение Валеры: «Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за банку. От неожиданности я выронил банку. Я не стал говорить маме про кошку, она бы ее выгнала. А куда бы Мурка делась?»

Задача 10

Из сочинения девятиклассника:

«Мне всегда надо знать, что я из себя представляю. Кто я? А вдруг слабак какой-нибудь? Или трус? Что лучше: сидеть на собрании и слушать доклады о чужой храбрости или самому проверить, храбрый ли ты? Я, например, сам проверяю. И очень запросто. Сажусь на мотоцикл и устраиваю гонки по пересеченной местности. Или в драке. Вот уж не ошибешься. Сразу видно, трус ты или нет. Но никто обо мне, кроме ребят с улицы, не хочет судить по делам, которые меня увлекают. Меня, понимаете? А не классную руководительницу или моих родителей».

Задача 11

На очередной остановке в автобус вошла молодая женщина с дочкой лет пяти. Пассажиров было много, и все места были заняты. Пробившись к ряду кресел, девочка заявила о своих правах:

– Мама, я хочу сесть.

– Но ты видишь, все места заняты, – забеспокоилась мама.

– А эти места для детей. Я хочу в окно смотреть, – взвизгнула девочка.

Мама обратилась к пассажиру у окна:

– Уступите место ребенку, видите – плачет.

Плач усиливался. Скоро усталый пассажир уступает место девочке. Та по-хозяйски устраивается на сиденье и требует, чтобы мама села рядом.

Задача 12

Из дневника психолога:

«Проходят годы, мир меняется, а закономерности, которые приводят пацанов к преступлению, сохраняются, оставаясь как бы вне времени. Скажем, первые преступления начинаются в рамках своей подростковой среды, которая, будучи закрыта от контроля взрослых, служит инкубатором, в котором вызревают зародыши насилия.

Чем дальше испорченность компании, тем больше она недовольна миром взрослых. Чем больше у подростков конфликтов с учителями, родителями, милицией, тем больше коллективной агрессии. И эта агрессивность способствует еще большей испорченности».

Задача 13

Из письма из колонии:

«Впоследствии я понял очень важную вещь. Все начинается с отрыва от дома. Можно слыть неисправимым двоечником, можно вечерами пропадать на улице, можно в 13 лет начать курить. И все это пройдет, как скарлатина, как корь, если только родительский дом окажется родительским домом. Если ко всем завихрениям юности там отнесутся без паники. Родители даже не замечают, что в их панике больше заботы о собственном спокойствии, чем о том, каким человеком вырастет сын. Этот личный мотив сразу угадывается подростком. По самим приемам борьбы. И он с отвращением смотрит, как колотятся предки в экстазе праведного гнева. И после этого уже не воспринимает даже самые справедливые наставления.

Ни одно из своих сомнительных увлечений подросток не считает достаточным для большого семейного скандала. И тем более оскорблений. Он словно чувствует, что с возрастом все пройдет. Так стоит ли цепляться к разным, с его точки зрения, мелочам? Именно эта мелочность и служит первопричиной разрушения связей с родителями».

Задача 14

Ко мне пришла как-то с жалобой на ученика 6 класса Юру молодая учительница иностранного языка М. М. Он на ее уроках постоянно сидел в шарфе и варежках. Урок начинался с того, что М. М. заставляла Юру снимать шарф и варежки. Эта процедура «раздевания» всегда вызывала смех у учащихся.

.Я пришел в класс в тот момент, когда Юра сидел за партой в шарфе и варежках. Класс мгновенно затих. Подросток быстро скинул варежки, засунул их в парту, выпрямился и сделал самое невинное выражение лица.

Я достал из папки бумагу и прочитал: «Приказ. В связи с тем, что ученик 6 класса Юра Борисов страдает хронической боязнью холода, в целях охраны его здоровья приказываю: сидеть ему на уроках в шапке, шарфе и варежках. Директор школы».

Ребята сидели напряженные. Юра несмело спросил: «А как же я буду писать в варежках?» – «Это твое дело, – сухо ответил я. – Если раньше они тебе не мешали, то и сейчас сумеешь справиться. Ведь ты сам этого добивался.»

Класс не смеялся, все притихли, только посматривали на Юру не то с иронией, не то с сочувствием. А мальчик был явно растерян. Он, несомненно, не ожидал такого поворота событий.

Задача 15

С наступлением весны прибавилось работы на школьной усадьбе: убрать территорию, вскопать клумбы, посадить молодые деревья и т. п. Вся территория была разбита на участки, которые закрепили за классами.

Классный руководитель 6 «А» класса Николай Евгеньевич выводил свою «команду» (как шутя называл коллектив), и все споро работали. Вернее, не он выводил, а староста класса, которого называли командиром. Н.Е. шел с лопатой где-то сзади, шутил с ребятами и ожидал от командира указаний, где и что делать. Порученное дело выполнялось старательно. При этом находил время шутить и поглядывать на работу ребят.

Однажды командир отчитывал ребят за плохо выполненную работу. Расстроившись, обратился к Н.Е.:

– Николай Евгеньевич, скажите им что-нибудь. Саша, Коля, Женя плохо выбрали дерн и не хотят переделывать.

– Товарищ командир, – с серьезностью в тоне громко ответил Н.Е., поглядывая на непослушную тройку, – а я при чем? Ты командуй. Не выполнят – после будут работать. Или как вы там решите на совете отряда.

Командир, несколько разочарованный, пошел «командовать» дальше.

Задача 16

В беседе с классным руководителем мама рассказала, что 12-летняя дочь вырезает из журналов различные картинки и развешивает их в своей комнате. Мама просит о помощи.

Задача 17

«Пишет Вам мать троих детей. У меня живет, а скорее существует, инвалид, мой родной сын Рустам. Ему 7 лет, но речи не может быть не только о том, чтобы он пошел в школу, но и о нормальном с ним общении. Он не узнает ни меня, ни отца, ни своих брата с сестрой, не умеет держать головку, говорить. В доме напряженная обстановка, младшие дети по ночам вздрагивают, просыпаются от его внезапного крика или смеха. Я не сплю ночами, стала нервная, издерганная, такими же растут и наши дети. Намучившись, взвесив все «за» и «против», в интересах своих младших детей мы решили, наконец, с мужем отдать Рустама в дом инвалидов и регулярно навещать его там. Прошли медосмотр, собрали документы, и с тех пор дело не сдвинулось ни на шаг. «Нет мест». Мой дом превратился в большую клетку, из которой не вырваться. Помогите мне выбраться из этого ада – ведь я могу потерять не только Рустама, но и остальных детей…».

Задача 18

Как Вы думаете, надо ли учить ребенка давать сдачи обидчику, или все же необходимо учить его терпению? Ответ аргументируйте.

Задача 19

Вы проводите со школьниками курс занятий по обучению их основам здорового образа жизни. Однажды Вы уверенно открыли дверь класса, вошли, поздоровались. Ученики дружно поднялись и встали как по команде «смирно». Только у некоторых были опущены глаза. Вы подошли к столу и увидели: на большом листе был нарисован ваш портрет – карикатурно. Весь класс замер в ожидании. Что же будет? Ваши действия в данной ситуации.

Задача 20

Вы работаете с группой школьников, ведя с ними профилактическую работу. Перед началом урока Вы попросили одного из учеников развесить наглядные пособия. А он для потехи повесил их «вверх ногами». Ваши действия в данной ситуации.

Задача 21

Вы работаете с классом школьников, занимаясь профилактикой здорового образа жизни. Вы подходите к классу, а на двери кабинета – записка: «Прежде чем войти в класс подумай, нужен ли ты там». Ваши действия в этой ситуации.

Задача 22

Вы – начинающий преподаватель. Ведете первую лекцию по предмету «Культурология» для социальных работников. Во время объяснения нового материала встает студент и заявляет, что специалистом по вашему предмету он быть не собирается и изучать этот предмет ему ни к чему. Его поддерживает еще несколько студентов. Ваши действия в этой ситуации.

Задача 23

Игорь решил отомстить «ябеде». Узнав, что на уроке будет присутствовать директор, Игорь понял, что пришло время действовать. «Ябеда» был лучшим учеником, и его, конечно, при директоре вызвали отвечать. Когда учитель назвал фамилию «ябеды», Игорь быстро достал из коробочки огромного жука и приложил его к спине «ябеды». Игорь знал, что «ябеда» боится насекомых. Жук дополз до шеи «ябеды», он торопливым движением дотронулся до шеи, и жук оказался у него в руке. Когда «ябеда» поднес руку к глазам и увидел в ней огромного жука, он пронзительно закричал и непроизвольно отбросил насекомое. Жук попал в лицо директору, который вскочил, будто на него плеснули кипятком.

Урок сорван. Как бы вы поступили в этой ситуации на месте учителя? На месте директора?

Задача 24

Французский премьер-министр Эррио при посещении коммуны им. Ф.Э. Дзержинского спросил: «Как Вы допускаете, что у Вас воспитываются вместе правонарушители и нормальные дети?» А.С. Макаренко ответил, что в жизни они живут вместе, следовательно, и воспитывать их нужно вместе, так как человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться любому влиянию.

Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

Задача 25

Согласны ли Вы с суждением Ж. – Ж. Руссо о том, что самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ответ аргументируйте.

Задача 26

Ж. – Ж. Руссо полагал, что наука сыграла отрицательную роль в нравственном состоянии общества. Он аргументировано доказывал свою точку зрения тем, что развитие науки способствовало распространению рационализма в обществе, а господство разума над чувствами не является благом, так как доброе сердце предпочтительнее ума.

Сформулируйте и объясните Ваше отношение к этой проблеме.

Задача 27

М. Монтень писал, что тому, кто не усвоил науки добра, всякая иная наука может принести только вред. Прав ли Монтень?

Задача 28

Так называемое «золотое правило» педагогики гласит: никогда не сравнивай людей друг с другом, сравнивай человека только с самим собой. Раскройте смысл этого правила.

Задача 29

Молодые люди во дворе сидят на скамейке, пьют пиво, бездельничают. Можно ли как-то изменить ситуацию? Как организовать досуг молодежи? Кто должен этим заниматься?

Задача 30

У Вас появилась реальная возможность стать участником передачи «Последний герой». Какую бы Вы избрали тактику поведения, чтобы дойти до финала? Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать финалистом этой программы?

Задача 31

У Вас появилась реальная возможность стать участником передачи «Последний герой». Согласились ли бы Вы на участие в этой программе? Почему?

Задача 32

В школе учительница встречает с недовольным видом ученика, одетого в яркую оранжевую футболку и светлые шорты. «Почему ты в таком виде пришел в школу?» – спрашивает учительница. «Как хочу, так и хожу», – отвечает ученик. Учительница просит его немедленно покинуть школу. Права ли учительница? Кто должен отвечать за одежду школьников?

Задача 33

Учительница раздает контрольную работу. Увидев результаты, один из учеников задает ей вопрос: «Почему Вы мне поставили тройку? Ведь у меня написано так же, как у соседа, а у него – пятерка». «Ты все списал у своего соседа», – отвечает учительница. Каковы действия ученика?

Задача 34

Вы оказали услугу клиенту. Позволили бы Вы отблагодарить себя и разрешили (попросили):

связать Вам джемпер;

найти неисправность в вашей автомашине;

устранить повреждение электропроводки в вашей квартире?

Задача 35

Посещая клиента на дому, согласились ли бы Вы на:

чашку чая;

алкогольные напитки;

предложение поесть?

Задача 36

В последнее время среди молодежи, в основном увлекающейся мистикой, получили достаточную популярность сектантские группы. Известны ли Вам случаи проявления сектантства в вашей местности? Какие меры профилактики сектантства среди молодежи Вы считаете наиболее продуктивными?

Задача 37

Детскому дому, в котором Вы работаете, нужны подарки и призы для проведения юбилея учреждения. Вы решили обратиться с письмом-просьбой к спонсорам. Составьте текст этого письма.

Задача 38

Сотрудники московской милиции уже в этом году задержали в метро около 10 тысяч попрошаек. Треть задержанных составляют лица, которые попадаются ежедневно. Сложность в том, что в стране не предусмотрено никаких санкций, даже административных к этим «вымогателям-обманщикам». Все мероприятия носят профилактический характер: сотрудник милиции ловит попрошайку, отводит в отделение, проводит разъяснительную работу и отпускает.

Каким образом можно изменить ситуацию? Вспомните, как решалась проблема профессионального нищенства в истории России.

Задача 39

«Так случилось, что судьба дважды посмеялась надо мной: обманул и второй муж. Аборт делать поздно, да и денег, наверное, не хватит, поэтому я решила продать своего будущего ребенка, чтобы обеспечить хотя бы пищей и одеждой старшую дочь. К тому же ее надо готовить к школе. Мне 26 лет, физически здорова, не пью, не курю. Ребенок наверняка будет здоровым.»

Задача 40

«Я бывший воин-интернационалист. В 18 лет попал в Афганистан. Был ранен. В госпитале ампутировали правую руку и ногу. Лицо обожжено. Живу в деревне. Семьи нет. Кто же меня такого «красивого» полюбит? Никому я не нужен. Знаю, что есть много больных людей, жизнь которых зависит от операции. Могу предложить свои органы для пересадки. Стать донором. Может кому-то это поможет. Продлит жизнь. А мне уже жить не хочется».

Задача 41

«Много лет я воспитываю одна двоих детей. Судьба свела меня с добрым человеком, в настоящее время попавшим в беду, которую он не в силах пережить один. Его избили, а квартиру обокрали и подожгли. Позади операции, благодаря которым он остался жив. Но как быть дальше, если состояние здоровья не позволяет заниматься прежней работой и если нет средств на восстановление жилья. Мне страшно оттого, что этот одинокий человек, переживший трудное детство в детдоме, не имеющий родственников, заговорил о самоубийстве.»

Задача 42

«Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в исключительно женском обществе: дома – я и мои подруги, в детском саду – нянечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему уже скоро 7 лет, а он ни разу не разговаривал с мужчиной. Могут ли в таких условиях возникать мужские черты характера?»

Задача 43

«У нас с мужем брак повторный и общих детей пока нет. Но мне казалось, что мы одинаково любим и его сынишку, и мою дочь. Казалось, до тех пор, пока я не стала замечать, дочери он не прощает то, что сыну сходит с рук. И началось между нами соревнование в придирках. Мы не хотим расставаться, но и калечить детей нельзя».

Задача 44

«На территории школы, в которой учится наш единственный десятилетний сын, – пишет Л.Н. Громова – стоит трансформаторная будка. Она была открыта, и Рома решил в ней спрятаться, когда играл с ребятами в прятки. Тут-то и случилось непоправимое: сына обеими руками притянуло к щиту высокого напряжения. Исход плачевный: Роме ампутировали обе руки и на правой ноге удалили четыре пальца, Мы с ним долго лежали в областной больнице. Наш врач хлопотал, чтобы мальчика отправили за границу на протезирование. Ждем вызова из Америки. Мы с мужем очень переживаем за будущее сына. Каким оно будет?»

 

  1. Задачи сложных моделей проблемных ситуаций

До сих пор мы говорили о тех вариантах учебных задач, условия которых претендуют на адекватность представлений некоторой группы о рассматриваемой ситуации. Отсюда следует принципиальная возможность введения моделей ситуации, понятных и приемлемых для этой группы.

Однако самый распространенный в обществе класс учебных социально-педагогических задач представляет собой социально (в том числе – личностно) ориентированные фрагменты произведений художественной литературы. Они несут в себе черты проблемных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия личности с обществом.

Рассмотрение таких задач, их решение и извлечение социально-педагогических уроков требуют осознанного подхода к работе с соответствующими фрагментами. Осмысленность обеспечивается реализацией адекватного продуктивного мышления, использованием предлагаемого нами алгоритма.

Таким образом, «высшим пилотажем» в области решения учебных социально-педагогических задач является работа с фрагментами художественных произведений (или  их качественными структурными и психологическими аналогами).

В какой-то мере, хотя и достаточно редко, такие тексты используются при подготовке социальных педагогов. Однако обычно решение задач носит характер размытых устных рассуждений, бессистемных и безответственных.

Это подтверждается и примерами вопросов составителей социально-педагогических задачников. Ниже приводится ряд таких задач, используемых в работе со студентами – будущими социальными педагогами.

Мы предлагаем решать их в соответствии с рассмотренным выше алгоритмом, определяя понятия, устанавливая причинно-следственные связи, вводя модели, формулируя законы и следствия из них, т. е., в конечном счете, выявляя на подлежащем согласованию языке суть того, что хотел передать автор (пусть даже подсознательно).

Ведь, в отличие от писателя, социальный педагог транслирует свои знания, умения и навыки на конкретных людей, изменяя их судьбы, и потому не может ориентироваться только на подсознательное выделение явлений и их эмоциональное описание.

Ограниченное число фрагментов – лишь примеры: при желании социально-педагогические задачи такого рода можно обнаружить практически в любом произведении художественной литературы. Желательно, чтобы у будущих социальных педагогов были правильные представления об их использовании.

Задача 1

«У меня был Иван Петрович Городич. Это было еще в колонии имени Горького. Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю:

– Кто дежурный? 5 часов ареста!

– Есть 5 часов ареста.

Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришел ко мне в кабинет:

– Я прибыл под арест.

Я сначала хотел было сказать ему – «брось». А потом думаю: «Ладно, садись». И просидел 5 часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет – Иван Петрович сидит под арестом.

Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают.

– За что?

– За то, что сел под арест и не спорил»[2].

 

Вопросы

1. Как Вы относитесь к наказанию воспитателя в присутствии коллектива воспитанников?

2. Не способствует ли такая мера ослаблению авторитета воспитателя у воспитанников?

3. Приемлемо ли такое решение с точки зрения педагогики сотрудничества? Как бы Вы поступили в данной ситуации с позиции руководителя колонии и воспитателя?

Задача 2

«В человеческой жизни есть еще один сильный стимул – престиж. Человек, потерявший удовольствие от напряжения, от высоких достижений в труде, не рассчитывающий на престиж в сфере труда, ищет выход своей личности в других сферах. Возникают пороки. Это всевозможные химические средства, изменяющие психологическую настроенность и создающие иллюзию удовольствия. Один порок мы уже пожинаем – алкоголизм. Я считаю, что мы уже сейчас убавили необходимый и напряженный труд ниже доступного уровня.

…Природа диктует определенный уровень необходимости в работе, ниже которого опускаться нельзя. Если ориентироваться на уровень счастья пассивных людей, которые согласны на счастье «поменьше», лишь бы работа была «полегче», тогда мы снизим уровень всех остальных людей. И, значит, эффективность нашего общества в целом. А главное, потенциал будущего поколения. А это опасно»[3].

 

Вопросы

1. Проанализируйте эту мысль Н.М. Амосова. Автор прав или заблуждается?

2. Как бы Вы изменили систему воспитания подрастающего поколения с целью преодоления в школе застойных явлений?

Задача 3

Дагестанская поэтесса Фазу Алиева в стихотворении «Разговор с сыном» пишет:


Ты, сын мой, должен помнить: оттого
Ржавеет даже новый лист железа,
Что в сырости лежит он бесполезно
И не находят дела для него.
Душе людской – во много раз трудней:
И в дверь души, и в щели этой двери
Сто ржавчин и пороков лезут.
Запомни три из них по крайней мере:
Во-первых, зависть.
Ты ее убей в зародыше.
И научись по праву,
Безревностно ценить других людей,
Чтить их удачу, их успех и славу.
Второе – злость.
Беги от чувства злого.
Сей доброту,
Живи, других любя.
Суди себя, коль осудил другого,
Прости другого, коль простил себя.
И третье – корень наших многих бед,
Убийство всех достоинств в человеке —
Безделье. И позорнее вовеки
Порока не было и нет.
Не в праздном воздыханье на диване,
А в празднике полезного труда
Ищи свой смысл.
И разочарованье
Не потревожит ум твой никогда.

 





























Вопросы

1. Проанализируйте содержание стихотворения с позиций задач и закономерностей воспитательного процесса.

2. Какие качества личности поэтесса выделяет как ведущие?

Задача 4

После аварии на Чернобыльской АЭС многих ученых волновал (да и сейчас волнует) вопрос: «Почему это произошло? Почему так участились конфликты человека с техникой?»

Академик ВА. Легасов в беседе с писателем Ю. Щербаковым размышлял: «Я все время думал: почему это совершается? И знаете, прихожу к парадоксальному выводу...Совершается это потому, что мы чрезмерно увлеклись техникой. Прагматично. Голой техникой. Это охватывает много вопросов, не только безопасности. Вдумайтесь: почему тогда, когда мы были намного беднее, а международное положение было более сложным – почему тогда в исторически короткие сроки – 30—50-е годы – мы сумели поразить весь мир темпами создания новых видов техники? Ведь ТУ-104, когда он появился, – это был качественный самолет. Атомная станция, которую создал Игорь Васильевич Курчатов и его соратники, – это было и пионерское, и добротное решение.

Что же случилось, почему?

... «И я пришел приблизительно к следующему парадоксальному выводу: та техника, которой наш народ гордится, которая финишировала полетом Гагарина, создавалась людьми, которые стояли на плечах Толстого и Достоевского.

... Они выражали свою мораль в технике. Относились к создаваемой и эксплуатируемой технике так, как обучали их относиться ко всему в жизни Пушкин, Толстой, Чехов. А уже в последних поколениях, которые пришли им на смену, лучшие инженеры стоят на плечах «технарей», видят лишь техническую сторону дела.

Задача 5

Прокомментируйте слова древнегреческого историка Плутарха: «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».

Задача 6

А.С. Макаренко считал, что человека надо не лепить, а ковать. Это значит – хорошенько разогреть, а потом бить молотком. Не в прямом смысле, конечно, а создать такую цепь трудностей, в результате преодоления которых характер закалится и воспитается непременно хороший человек. Согласны ли Вы с этим утверждением?

Задача 7

Б. Шоу в пьесе «Профессия миссис Уоррен» писал: «Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам».

А как Вы понимаете это суждение? Согласны ли Вы с ним?

Задача 8

В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван Карамазов ставит перед своим братом Алешей вопрос: «Возможно ли построить совершенный мир, мир всеобщего счастья, ценой мучений и гибели хотя бы одного невинногоребенка?» Алеша категорически отвергает такую возможность. Его устами Ф. Достоевский выражает свою нравственную позицию: человеческая жизнь имеет бесконечную ценность, и арифметика Ивана – ради счастья миллионов можно пожертвовать одним невинным – аморальна, чудовищна. А что думаете Вы?

Задача 9

«Я был счастлив. Оправившись от тяжелой болезни, я очутился в объятиях любимой женщины. Затрачивая меньше труда, я зарабатывал теперь все больше денег. Здоровье мое теперь было превосходно, я спал как младенец. Я продолжал писать книги, пользовавшиеся успехом. Ни днем, ни ночью я не испытывал горя, разочарования или сожаления. Я был постоянно счастлив. Жизнь была сплошным, бесконечным гимном, и я досадовал даже на часы безмятежного сна, отнимавшего у меня радости, которые я испытал бы за это время, если бы бодрствовал. И все же я пил.

...Я превратился в великолепный ходячий спиртовый факел. Он питался собственным жаром и разгорался все неистовее. За весь день я не знал минуты, когда бы мне не хотелось выпить. Я начал прерывать свою дневную работу на середине, выпивая бокал после пятисот написанных слов. Вскоре я стал выпивать и перед тем, как приступить к работе. Я слишком хорошо понимал, чем это грозит, и принимал меры. Я твердо решил не прикасаться к вину, пока не закончу своей работы. Но тут возникло новое дьявольское осложнение. Я не мог уже работать, не выпив предварительно. Я обязательно должен был выпить, чтобы быть в состоянии выполнить свою задачу. Я начал бороться с этим. Когда я, придя в отчаяние, уступал и выпивал, мой мозг сразу прояснялся и тысяча слов была написана без всякого усилия».

Джэк Лондон, «Джон – Ячменное зерно»

 

В заключение необходимо отметить, что приведенный комплекс социально-педагогических задач и их классификация по уровню сложности не противоречат известным требованиям к учебным задачам. Отличие данного пособия от других в том, что в нем предлагается использовать в работе с будущими социальными педагогами наиболее современные подход и технологию осознанного решения задач с целью воспитания ответственности за педагогические действия. Рассмотрение задач в порядке нарастания сложности соответствующих им моделей и упражнения по их трансформации из сложных в простые (и наоборот) должны содействовать более глубокому и эффективному усвоению предложенного алгоритма.

 

Глава 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: