Вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету

1. В чем, с точки зрения студента, заключается развивающая роль преподавателя при решении социально-педагогических задач? Как это соотносится с точкой зрения, высказанной в настоящем пособии?

2. В чем, с точки зрения студента, заключается диагностическая роль преподавателя при решении социально-педагогических задач? Как это соотносится с точкой зрения, высказанной в настоящем пособии?

3. На чем основано (чем обусловлено) качество решения задач?

4. Каково главное качество решения задачи как процесса?

5. Что должно оцениваться при рассмотрении качества решения задачи?

Литература

1. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Д.Н. Социальная педагогика: Практика глазами студентов и преподавателей: Пособие для студентов. – М., 2003.

2. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.

Глава 3.

Сборник социально-педагогических задач

Приведенные ниже задачи предназначены для демонстрационного, аудиторного и самостоятельного решения студентами с целью усвоения и закрепления предложенного в настоящем пособии подхода. Кроме того, эти задачи направлены на развитие умений и навыков формирования и преобразования моделей проблемных ситуаций.

При подборе задачи они были классифицированы в соответствии с уровнем простоты изначально заложенных в них моделей проблемных ситуаций. Такая классификация и, соответственно, комплектация блоков задач обеспечивают следующие возможности.

1. Восхождение «от простого – к сложному» при формировании умений и навыков решения социально-педагогических задач в соответствии с подходом, предлагаемым в настоящем пособии.

2. Построение в процессе образовательных упражнений простых моделей проблемных ситуаций и преобразование изначально заложенных в задачах моделей проблемных ситуаций как в сторону упрощения, так и усложнения (например, при «присвоении» задачи в процессе ее эмоциональной постановки).

Авторы настоящего пособия сочли нужным сохранить для нескольких задач каждого уровня сложности моделей проблемных ситуаций вопросы и указания, сопровождающие эти задачи в источниках, из которых они взяты. Таким образом можно было подчеркнуть существующие традиции в решении социально-педагогических задач. В частности, мы надеялись, что это позволит студентам сопоставить «поиски решения» с решением на основании рассмотренного в настоящем пособии алгоритма. Очевидное преимущество системного подхода, по мнению авторов, будет обеспечивать дополнительную мотивацию в отношении его усвоения.

Задачи элементарных моделей проблемных ситуаций

Такие задачи, как правило, соответствуют откровенно девиантным ситуациям, в которых хорошо просматриваются элементарные, наиболее «грубые» модели. Поэтому они развивают у студентов навыки ситуационного обобщения и ситуационного модельного мышления. Специфика педагогических и социально-педагогических задач заключается в том, что их постановка в предлагаемой констатации фактов, как правило, отсутствует. Педагогу необходимо уметь самому строить модель проблемной ситуации, искать направление ее решения, ставить цели, составлять планы и программы их достижения. Такой поиск осуществляется всегда в форме вопросов, которые педагог задает себе.

Несколько приведенных в этом разделе задач снабжены «демонстрационными» вопросами, предложенными авторами источников, из которых они заимствованы. Ответы на них ни в коем случае не являются решениями. По-видимому, авторы предполагали с их помощью содействовать постановке задачи для предлагаемых проблемных ситуаций. Чаще всего такие вопросы соответствуют сразу пятому и последующим шагам алгоритма. Каким образом субъект решения может выходить на этот уровень – непонятно: по-видимому, предполагаются интуиция, озарение и т. п. «За кадром» остаются «присвоение задачи», построение модели, установление (выбор) законов. Без этого трудно, а то и невозможно осуществлять планирование виртуальных действий, предлагаемых составителями задач и задачников в виде упомянутых вопросов. Непонятны способы речемыслительной обработки виртуальных действий, представления достигаемого конечного результата и его эмоционального переживания. Таким образом, при решении задач этого уровня студентам необходимо полностью, четко и педантично следовать рассмотренному в настоящем пособии алгоритму, самостоятельно ставя перед собой вопросы, соответствующие его шагам. Главным при этом является умение обучающегося формулировать вопросы, содействующие постановке задачи, направленной на разрешение проблемной ситуации.

Задача 1

Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.

 

Вопросы

1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей?

2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?

 

Ответы

1. Социальный педагог должен выявить причину злоупотребления алкоголем у юноши.

2. Провести работу с матерью и помочь ей пересмотреть свои отношения с сыном.

Задача 2

В школе организовалась группа, состоящая из мальчиков 14–16 лет (из параллельных классов). Время вне школы они проводят вместе. Самому младшему в этой группе – 14 лет. Еще недавно он хорошо учился и был «благополучным» ребенком. Теперь он поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем.

 

Вопросы

1. Кто является объектом для социального педагога в данной ситуации?

2. В каких видах помощи нуждается семья мальчика?

 

Ответы

1. Социальный педагог должен определить причину алкоголизации подростка как в семье, так и в школе.

2. Дать рекомендации родителям подростка по коррекции его поведения.

Задача 3

В больницу привезли шестилетнего ребенка в состоянии алкогольного опьянения. Пьяный малыш бил стекла в здании местного техникума, пока его не задержали. В больнице протрезвевший ребенок рассказал, что водкой его много раз угощал мамин сожитель.

 

Вопросы

1. Что необходимо сделать социальному педагогу в данном случае?

2. С какими специалистами должен работать социальный педагог для разрешения проблемы?

 

Ответы

1. Провести беседу с матерью и определить проблему аморального образа ее жизни.

2. В первую очередь необходимо привлечь медиков для лечения ребенка на начальной стадии алкоголизма.

Задача 4

Сыну 16 лет, он бросил школу, не работает. В квартире постоянно собираются шумные компании, где курят, сквернословят, пьют алкогольные напитки. В этой семье пять лет назад скончался пьяный отец, отравившись суррогатным спиртным напитком. Мать – «тихая алкоголичка», никому не мешает, но и сыном не занимается.

Задача 5

Группу подростков арестовали за то, что они избили случайного прохожего. Ребята сдали экзамен, купили две бутылки вина, распили и пошли гулять. Захотелось курить, попросили у проходившего мимо мужчины. Он в ответ что-то буркнул, им показалось, что мужчина им грубо ответил, тогда они догнали его и избили.

Задача 6

Мать, несильно пьющая, но «легкого поведения», своего сына сразу после рождения подкинула деду с бабушкой. Дед сильно пил, в свои десять лет мальчик украл у него водку и пил с приятелями. Дед с бабушкой развелись, но к этому времени мальчик уже мог выпить две бутылки водки за один раз. Бабушку он стал обижать, а сам семь раз лечился. Из школы ушел после 8 класса.

Задача 7

В семье, где муж – алкоголик, жена неоднократно пыталась поменять место жительства в надежде, что он бросит пить. Поняв, что это бесполезно, перестала обращать внимание на бесконечное пьянство. Стала жить и терпеть ради детей.

Задача 8

Полная семья, отец – священнослужитель. В состоянии алкогольного опьянения он совершил развратные действия со своей девятилетней дочерью, после чего скрылся в неизвестном направлении.

Задача 9

Мать-пьяница заставляла свою семилетнюю дочь попрошайничать на улице, а сама стояла в стороне и подсчитывала, сколько подавали ее ребенку. Если сбор был неудачным, она избивала дочь. Девочка, постоянно избитая и голодная, боялась матери.

Задача 10

Неполная семья. Мать постоянно устраивает дома пьянки, приводит в дом посторонних мужчин. Дети: старший – учащийся лицея, младший – дошкольник; они мешали матери при ее развлечениях. Дети ночевали, где приходилось, и часто были избитыми. Старший сын написал заявление с просьбой дать разрешение на проживание в общежитии.

Задача 11

Женщина, от которой сбежал отец ребенка, всю свою злость и ненависть к этому мужчине вымещала на собственной дочери. Мать била девочку предметами, которые попадались ей под руку, мыла ее ледяной водой или на ночь выгоняла раздетую на балкон. А когда мать стала заниматься проституцией и пить, девочка перестала ходить в школу; у нее не было ни книг, ни игрушек.

Задача 12

В семье, где трое детей, мать сильно пьет. Старший сын, отслужив в армии, по возвращении домой собирается ехать в город учиться. Мать препятствует этому и пропивает деньги, собранные им на учебу. В бешенстве сын избивает мать, а она, чтобы облегчить чувство боли, случайно выпивает яд, предназначенный для борьбы с насекомыми.

Задача 13

Ребенок растет в «трудной семье»: отца нет, мать иногда выпивает. Воспитанием мальчика занималась бабушка. В 1 класс ребенок пошел с желанием учиться. Но у учительницы сложилось предвзятое мнение о ребенке. Если в классе что-то случалось, виноват всегда был он. К третьему классу за ним закрепился ярлык «трудный ребенок».

Задача 14

После очередной пьянки мать обнаружила, что исчезли все четверо детей. Оказалось, что старшая дочь (20 лет) забрала пятилетнего брата и сестер восьми и девяти лет и скрылась в неизвестном направлении. До этого она предупреждала, что если мать не прекратит пить, все дети уйдут из дома.

Задача 15

Муж в семье много лет пьет. В присутствии детей он оскорбляет и бьет свою жену. Детей в семье четверо, возраст – от шестнадцати до двадцати четырех лет.

Задача 16

Неполная семья. Ребенку 6 лет. Мама и бабушка иногда выпивают. В дом приходят разные люди, часто нетрезвые. Ребенок все это видит. После таких веселий мама часто не выходит на работу.

Задача 17

В детский дом привезли девочку, возраст которой было трудно определить. Она не говорила, не ходила, была страшно истощена, не приучена к элементарной гигиене, не переваривала нормальную пищу. Ее родители, признанные вменяемыми, запирали девочку в кладовке, и она жила в коробке с опилками.

Задача 18

В семье муж пьет уже 15 лет. От разовых выпивок это перешло в постоянное пьянство. В семье начались проблемы: сначала материальные, а затем и личные, прекратились отношения с детьми. Муж отказывается прекратить пить. В случае развода невозможно разделить эту квартиру на две отдельные. Приходится жить всем вместе и терпеть пьянство мужа.

Задача 19

В семье отец пьет несколько лет – каждый день. В последнее время пьянство приобрело запойный характер. После очередного запоя у него произошел паралич, но и это его не остановило. Все происходит на глазах у дочери. Отец решил сохранить семью и стал посещать клуб анонимных алкоголиков.

Задача 20

Разведенная семья. Отец сильно пил. Дочке 11 лет. Матери не дают пособия на ребенка. Алименты от отца также не получают, поскольку отец скрывается от их уплаты.

Задача 21

Впервые глава семьи выпил водку в 16 лет. Никакого отвращения не было. Возможно, сказалась наследственная предрасположенность (отец и дед пили). Постепенно выпивки перешли в запои. Имели место даже попытки пробовать наркотические средства. Постоянно меняет места работы, в семье нездоровая обстановка.

Задача 22

Семья, в которой отец находится в местах лишения свободы, отбывает срок за ограбление ларька. Мать стала пить, пропадать из дома на двое – трое суток. Сын-подросток в поисках еды попрошайничал и жил на рынке, где ему подавали деньги и еду.

Задача 23

Неполная семья, мать пьет уже 9 лет. Двое детей-школьников. Во время очередной пьянки мать зарезала ножом собутыльника. Детей определили в разные детские дома.

Задача 24

Подросток – наркоман с трехлетним стажем – ехал с родителями на дачу. Во время остановки на бензоколонке он сделал себе инъекцию героина, передозировка которого привела к потере сознания. Родители повезли сына в ближайшую больницу, где врачи отказались принимать такого больного. Приняли подростка только в третьей по счету больнице. Сейчас он лечится от наркомании.

Задача 25

Молодому человеку 20 лет. Впервые попробовал наркотики в 14 лет. Иногда он курит, принимает наркотические вещества в виде таблеток, употребляет алкогольные напитки, но не прибегает к инъекциям наркотических средств. Бросить прием наркотиков совсем – не может, да и не пытается. Начал курить марихуану, чтобы избавиться от проблем.

Задача 26

Девочка-школьница стала увлекаться наркотиками. Родители, узнав об этом, сообщили в милицию. Девочку поставили на учет как наркоманку. Там ее обзывали и несколько раз ударили, после чего она уходила из дома на несколько дней, а иногда и на месяцы. Совершила кражу.

Задача 27

Неполная семья. Ребенок – школьник, наркоман. Мать борется с болезнью сына в одиночку. Узнает точки продажи наркотиков и сообщает о них в милицию. После этого милиция предлагает семье уехать в другой город в целях безопасности. Семья уезжает.

Задача 28

Женщина средних лет, имея сына 18 лет, знакомится с мужчиной, с ее точки зрения воплощающим ее мечты. Вначале все было прекрасно, но по истечении некоторого времени она стала замечать, что между мужем и сыном появилась напряженность, которая со временем всё усиливалась. Наступил критический момент, когда сын, а затем и муж, поставили ей ультиматум: или он, или я. Как быть женщине в этой непростой ситуации?

Задача 29

В стационар госпитализирован больной 70 лет с диагнозом «сахарный диабет». В результате проведенного лечения состояние больного улучшилось, однако больной отказывается выписываться домой, ссылаясь на невнимание и жестокое обращение к нему со стороны родственников.

Задача 30

К социальному работнику обратилась отчаявшаяся женщина, у которой единственный 17 сын стал наркоманом. Муж на этой почве начинает спиваться. Что ей делать?

Задача 31

К социальному работнику обратилась 18-летняя девушка, воспитанница детского дома с ребенком восьми месяцев. Она просила помочь ей устроиться на работу, так ей не на что содержать себя и ребенка, нет денег на оплату квартиры. По ее словам, если она не устроится на работу в течение месяца, будет вынуждена сдать ребенка в детдом. Чем может социальный работник помочь девушке?

Задача 32

Малоимущий человек попадает в больницу. Необходима срочная дорогостоящая операция, на которую у родственников нет средств. Они приходят в социальную службу с просьбой о помощи. Чем может помочь социальная служба в такой ситуации?

Задача 33

Пенсионерка получает пенсию 768 рублей. За квартиру ежемесячно приходится платить 450 рублей (с учетом льгот). Кроме того, нужны деньги на лекарства. На питание денег практически не остается. Как выжить в подобной ситуации?

Задача 34

К социальному работнику обратился пожилой человек. У него умерла жена и он остался вдвоем с сыном. Сыну 20 лет, и у него синдром Дауна. Он практически не может себя обслуживать, и отцу приходится все делать самому. До последнего времени отец самостоятельно справлялся с бытовыми проблемами и уходом за сыном-инвалидом, но сейчас это становится для него очень сложным. Сын с возрастом стал агрессивным, и его нельзя оставить дома одного. Он не контролирует свои действия, что может привести к непредвиденным последствиям. Что посоветовать человеку в такой ситуации?

Задача 35

На приеме у специалиста по социальной работе многодетная мать. Семья испытывает материальные затруднения. Старший сын заканчивает школу, и у него большое желание учиться в высшем учебном заведении. Но средств на обучение и содержание ребенка в областном городе нет. Поступление в вуз на бюджетной основе для ребенка предполагается практически невозможным. Что в этом случае можно посоветовать матери?

Задача 36

В комнате вашего ребенка беспорядок, пыль и грязь на полу. Вас это раздражает. Ваши действия в данной ситуации.

Задача 37

Матери-одиночке на работе задерживают заработную плату более 5 месяцев. Ребенок посещает детский сад. Плату за детский сад взимают строго ежемесячно. Без оплаты ребенок посещать детский сад не имеет права. Возможности отдать ребенка бабушкам и дедушкам – нет. Сменить работу, по мнению женщины, не представляется возможным. Как помочь женщине улучшить материальное положение семьи? Как восстановить её морально-психологическое состояние?

Задача 38

Многие взрослые люди полагают, что подлинный, искренний гнев родителей и учителей без оскорблений – одно из самых сильных средств для коррекции поведения ребенка. Согласны ли Вы с этим положением? Обоснуйте свою точку зрения.

Задача 39

Родители велели своей 16-летней дочери вернуться домой в 22.00. Она же появилась в 23.30, не предупредив о том, что задерживается. Что бы Вы предприняли на месте родителей?

Задача 40

Представьте себе, что Ваш 14-летний ребенок становится непослушным, неуправляемым, явно бунтует, в конфликтных ситуациях не реагирует ни на какие уговоры, не откликается ни на просьбы, ни на строгие приказания и продолжает упорствовать в своем неповиновении. Что бы Вы предприняли в данной ситуации?

Задача 41

Р. Киплинг сочинил сказку о Маугли, который грудным младенцем оказался в джунглях и был вскормлен и «воспитан» дикими зверями. Когда Маугли вырос, он наряду с повадками животных усвоил и человеческое сознание и мышление. Возможна ли такая история в реальной жизни?

Задача 42

Семья среднего достатка состоит из мамы с дочерью-старшеклассницей. Отпускных денег мамы хватает на отдых только одного из членов семьи. Каждый из членов семьи много работал в течение года. Дочка заканчивала 9 класс, занималась с репетиторами. Мама, воспитывая дочку одна, работала на трех работах, чтобы обеспечить материальный достаток в семье. Кому необходимо отдать деньги на отдых?

Задача 43

Вы – студент очного отделения вуза. Должны ли Вам материально помогать родители? В каком размере? Должен ли сам человек стремится зарабатывать себе на жизнь? Обоснуйте свою точку зрения.

Задача 44

Человек лишился семьи и имущества в результате стихийного бедствия. В какой помощи он нуждается? Кто должен ему помогать?

Задача 45

Ваша подруга время от времени позволяет себе зарабатывать деньги, занимаясь проституцией. Как Вы к этому относитесь?

Задача 46

Ваш друг начал употреблять наркотики. Его семья об этом не знает. Как Вы поступите в данной ситуации?

Задача 47

Родители-алкоголики лишены родительских прав. Ребенка передали на воспитание в детский дом. Однако при каждом удобном случае он убегает и находит своих родителей-алкоголиков. Как Вы считаете, всегда ли нужно лишать родителей-алкоголиков родительских прав?

Задача 48

Вы с помощью своих знакомых и друзей собрали для детского дома вещи и игрушки. Является ли это дело благотворительной акцией? Что такое благотворительность? Кто должен ей заниматься?

Задача 49

Старшеклассники хотят провести в школе дискотеку. Обращаются с просьбой о разрешении к учительнице. Она отвечает, что это возможно, если кто-нибудь из родителей будет дежурить на вечере. Каковы возможные дальнейшие действия ребят?

Задача 50

В последнее время появилось много мошенников, которые под видом страховых агентов входят в доверие к пенсионерам и забирают у них деньги и ценные вещи. Каким образом можно избежать подобного мошенничества? Что могут сделать в этой ситуации социальные работники?

Задача 51

Одаренный мальчик 12 лет, скрипач. Обучался в специализированной музыкальной гимназии при консерватории. Полгода назад получил травму кистей рук, частично восстановил подвижность кистевых суставов, прошел медицинскую реабилитацию, однако полноценное выздоровление, по мнению врачей, невозможно. Перспектива карьеры музыканта-скрипача отсутствует. Родители обратились к социальному педагогу с просьбой составить программу ресоциализации подростка.

Задача 52

Мальчик 15 лет, воспитывается одинокой мамой. Семья проживает в небольшом рабочем поселке. В последние полгода мальчик стал заметно хуже учиться, пропускать уроки, дерзить близким, не ночевать дома. Классный руководитель и мама обратились за консультацией к социальному педагогу.

Задача 53

Девочка 14 лет, отличница, спортсменка, после гибели родителей в автокатастрофе стала посещать вместе с любимой бабушкой собрания секты. В настоящее время психические и поведенческие реакции девочки не изменились, однако старшая сестра-опекун, проявляя обеспокоенность, обратилась за консультацией к социальному педагогу.

Задача 54

Беспризорная девочка 12 лет была обнаружена в результате рейда в подземном коллекторе тепловых сетей. Девочку доставили в детский приемник-распределитель для несовершеннолетних. Каковы дальнейшие действия социального педагога по социальной поддержке и реабилитации данного ребенка?

Задача 55

Девочка 10 лет имеет слабое здоровье и часто находится на стационарном лечении. В 6 лет она поступила в школу с углубленным изучением английского языка, однако успешно закончить начальную ступень образования не смогла. Учитель предлагает оставить девочку на второй год в 4 классе. Родители не согласны с таким решением и обратились за консультацией к социальному педагогу.

Задача 56

В неблагополучной семье (мать и отец – алкоголики) двое детей. Старший сын, 17 лет, недавно освободился из колонии для несовершеннолетних. Младший сын, 14 лет, хорошо учится, занимается спортом, принимает активное участие в жизни школы и класса. Мальчик стыдится своих родителей, последние несколько месяцев стал реже бывать дома, зачастую не ночует. Бабушка, которая проживает вместе с данной семьей и переживает за судьбу мальчика, вместе с классным руководителем обратилась за помощью к социальному педагогу.

Задача 57

Мальчик 10 лет, воспитанник детского дома. На летние каникулы хочет поехать к матери, недавно вернувшейся из мест лишения свободы. Мать родительских прав не лишена, ребенка воспитывать хочет, но не устроилась на работу. Директор детского дома не разрешает мальчику поехать к матери, так как не верит, что та социально адаптировалась в новых условиях и может принять ребенка. Мать решила проконсультироваться с социальным педагогом.

Задача 58

Юноша 16 лет, бывший наркозависимый, освободился из колонии для несовершеннолетних. Имеет неполное среднее образование, некоторые профессиональные навыки разнорабочего. Испытывает затруднения с ресоциализацией и профессиональным самоопределением. Родители юноши обращаются за помощью к социальному педагогу.

Задача 59

Девушке 15 лет, учится в средней школе в 9 классе. В начале учебного года выясняется, что она беременна. Имя отца ребенка молодая мать скрывает. Родители девушки настаивают на аборте, но она против этого. Родители обратились за консультацией к социальному педагогу.

Задача 60

Мальчику 14 лет, хорошо учится, быстро усваивает материал. Год назад родители за хорошую учебу купили ему компьютер. В настоящее время подросток все досуговое время проводит за компьютером. Стал хуже есть, наблюдаются нарушения сна, нервозность, агрессивность. Классный руководитель посоветовал родителям обратиться к социальному педагогу по вопросам организации досуга.

Задача 61

Девочке 8 лет. Семья 5 лет прожила в Казахстане, где девочка пошла в начальную школу и окончила два класса.

В настоящее время семья переехала в Россию и испытывает сложности с определением ребенка в школу. Девочку не берут в 3 класс гимназии по месту жительства, объясняя это разницей в образовательных стандартах. В то же время вступительное тестирование пройдено девочкой на отлично. Родители обратились за помощью к социальному педагогу.

Задача 62

Девушке 15 лет, юноше 16 лет. Молодые люди влюблены, по стечению обстоятельств скоро станут родителями. Пара хотела бы узаконить свои отношения, однако родители с обеих сторон категорически против, считая подобный брак преждевременным и настаивают на аборте. Молодые люди не согласны, однако они еще учатся в школе и им негде жить. Будущие молодые родители обратились за помощью к социальному педагогу.

Задача 63

В неполной семье семеро детей. Мать беременна и ожидает появления двойни. Отец будущих малышей неизвестен. Основная нагрузка по уходу за детьми лежит на плечах 15-летней старшей дочери. Девушка категорически против рождения еще двух детей и угрожает матери уходом из дома. Мать обращается за консультацией к социальному педагогу.

Задача 64

Юноше 17 лет, оканчивает школу. Он был женат, но жена погибла и осталась 6-месячная дочь. Родителей у него нет, в воспитании девочки помогает бабушка. Юноша обращается к социальному педагогу за разъяснением его прав в получении социальной помощи от государства и возможностей профессионального становления.

Задача 65

Девушка 15 лет вместе с мамой обращается за помощью к социальному педагогу после изнасилования. Медики установили, что девушка беременна, и мать настаивает на аборте. Девушка смущена и пока не может принять окончательного решения.

Задача 66

В семье из двух пенсионеров один умирает. Родственников у них нет. Второй супруг не знает, куда обратиться за оказанием помощи в похоронах; полагается ли денежное пособие на похороны и кто выплачивает это пособие; существует ли специальная служба, осуществляющая все церемонии похорон в такой ситуации.

Задача 67

В семье из двух человек умирает один из супругов. Выяснить, может ли семья в законодательном порядке рассчитывать на помощь в организации похорон и может ли семья рассчитывать на денежную компенсацию затрат на похороны.

Задача 68

В автокатастрофе погибли родители. Осиротели дети 5 и 7 лет. Неизвестно, кто в этом случае должен взять на себя заботу об организации и оплате похорон в законодательном порядке. Необходимо уточнить, какие организации в этом случае должны принять участие в судьбе детей. Родственники и знакомые теряются в догадках, споря о том, кто имеет право на опекунство детей; сохраняется ли за детьми право на жилплощадь, если: а) дети после смерти родителей определены в детский дом; б) дети после смерти родителей взяты под опеку и проживают на жилплощади опекуна.

Задача 69

Сгорел дом, семья осталась без жилья, временно проживает у родственников. Никто не знает, имеет ли право семья на оказание срочной помощи в строительстве нового дома; какие организации социальной сферы оказывают помощь в получении кредита на строительство; имеет ли семья первоочередное право на получение жилья в муниципальном жилищном фонде.

Задача 70

По вине одного из квартиросъемщиков сгорело имущество в трех квартирах. Могут ли семьи в равной степени рассчитывать на оказание материальной и социальной помощи и какие учреждения социальной защиты принимают участие в оказании помощи потерпевшим, в какой форме может быть оказана помощь погорельцам? Существует ли законодательно предусмотренная гарантия на право получения социальной поддержки в данной ситуации?

Задача 71

В службу занятости обратился клиент, потерявший работу в связи с сокращением рабочих мест на одном из конверсируемых предприятий, с просьбой о консультации по следующим вопросам:

A. В течение какого времени он может рассчитывать на пособие по безработице?

Б. Сохраняется ли за ним очередь на право получения квартиры в доме, который строит его предприятие?

B. Имеет ли клиент какие-либо льготы на получение социальной помощи?

Задача 72

Клиент, мужчина 55 лет, инженер, потерял работу, зарегистрировался как безработный, в течение трех месяцев получал пособие по безработице. За указанное время он не нашел работы по специальности, к тому же состояние его здоровья не позволяет ему заниматься физическим трудом. Необходимо выяснить, имеет ли он право на получение каких-либо денежных пособий в последующее время; имеет ли он право оформить пенсию; имеет ли он право на занятие свободной вакансии, если таковая есть на предприятиях города, в первую очередь по сравнению с более молодыми конкурентами.

Задача 73

За консультацией и помощью обратился мужчина 35 лет. В настоящее время он имеет статус безработного, получает пособие по безработице. У него семья – жена и ребенок. Он надеялся получить возможность участвовать за определенную плату в общественно полезных работах в городе. Но количество рабочих мест невелико, и ему отказали в найме. Необходимо установить: имеет ли он первоочередное право на такую работу, пока не найдет постоянную?

Задача 74

Пока женщина находилась в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком предприятие ликвидировали. С момента ухода женщины в отпуск по беременности прошло 2 года. Ее интересует: имеет ли она право на пособие по безработице; имеет ли она право на бесплатное обучение профессии в центре переподготовки; гарантировано ли ей получение рабочего места после окончания курсов переподготовки.

Задача 75

Членов коллектива небольшой фабрики предупредили, что через два месяца часть рабочих будет уволена в связи с закрытием старого производства, так как на месте старых цехов будет размещено новое оборудование, которое потребует рабочих совершенно новой квалификации, к тому же рабочих мест станет значительно меньше. Работников интересует: имеют ли они право на переподготовку с целью получения новой специальности; должно ли предприятие за свой счет организовать такое обучение; кто имеет первоочередное право на рабочие места на новом производстве – люди «со стороны» или бывшие рабочие данного предприятия?

Задача 76

Молодой человек, 18 лет, после окончания школы не работал, так как не может получить работу, не имеет специальности. Обратился в службу занятости за помощью.

Задача 77

Пятнадцатилетнему Алексею срочно необходима пересадка костного мозга. Такую операцию делают только в дальнем зарубежье. Значит, нужны деньги в рублях и в валюте.

Задача 78

Николай, студент, инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата, ежедневно тратит 4 часа на дорогу до университета и обратно, добираясь общественным транспортом. Обратился в Центр социального обслуживания населения за помощью.

Задача 79

Восемнадцатилетний Андрей – инвалид 2 группы по зрению – обращается в службу занятости за информацией о возможности трудоустройства и/или получения среднего специального, высшего профессионального образования.

Задача 80

Клиент – женщина, коренная россиянка. Волей судьбы оказалась в Приднестровье: вышла замуж. Брак распался 7 лет назад, она оказалась одна с двумя сыновьями в чужом городе. Мечтает вернуться на Родину, пробовала разные варианты – результат отрицательный. Просит помочь всем троим вернуться в Россию.

Задача 81

Пожилой мужчина 67 лет, освобожден из мест лишения свободы: попал туда впервые в 18 лет, и его общий «стаж» пребывания в указанных местах составил 47 лет. Семьи нет, жильем не обеспечен.

Задача 82

К социальному работнику обратилась семья (муж – 48 лет, жена – 48 лет, дочь – 21 года, сын – 24 лет). Проблема в дедушке, которому 72 года: хронических заболеваний нет, но поставлен диагноз «рассеянный склероз». Он утратил социальные навыки, подвергает семью опасности (не выключает газ, не закрывает краны с водой и проч.). Один из членов семьи вынужден, не работая, выполнять функции сиделки: у семьи снизился доход.

Задача 83

Мужчина 65 лет, имеет общее среднее образование (8 классов). Работая на оборонном предприятии, в 58-летнем возрасте был осужден и приговорен к 7 годам лишения свободы. Трудовая книжка утеряна. Жильем обеспечен. Есть дочь и сестра – помогают и поддерживают. Активен, стремится к самореализации в труде.

Задача 84

Пожилая женщина 75 лет. Муж умер несколько лет назад; детей нет, нет родных и близких, кто мог бы помогать. После смерти мужа здоровье женщины резко ухудшилось, она утратила способность к самообслуживанию.

 

Здесь еще раз следует отметить необходимость деятельностного подхода, эмоционального отношения к виртуальным действиям, направленным на реализацию решений задач, и непременного отражения, фиксации как целей, намеченных конечных результатов, так и ведущих к ним пошаговых действий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: