Дети встают в круг. Психолог по очереди бросает каждому из них мяч и говорит, например: «Слон умеет летать; птицы живут в норах; зайцы едят траву и т. д.» Дети ловят мяч только в том случае, если психолог говорит правду.
Если кто-то случайно поймал мяч, когда психолог сказал неправду, этот игрок получает штрафное очко. Самый внимательный тот, кто ни разу не сбился.
Затем дети поочередно играют роль ведущего.
4. Упражнение «Фея правды».
«Представьте, что фея правды дотронулась до вас своей волшебной палочкой, и вы разучились обманывать». Психолог предлагает в течение недели говорить одну только правду.
Дети вырезают из картона сердечко правды и всегда держат его при себе, чтобы оно помогало им говорить правду. На следующих занятиях психолог обсуждает с детьми, что изменилось в их жизни, когда они выполняли это задание.
5. Этюд «Повар — лгун». Ведущий читает стихотворение:
«Идет кисонька из кухни. У ней глазоньки опухли.
— О чем ты, кисонька, плачешь?
— Как же мне, кисоньке, не плакать? Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал».
Ребенок изображает повара. Он делает вид, что лижет пенку с молока, разливая его по воображаемым кружкам. «Повар» идет к ребятам и раздает им кружки с молоком. Дети спрашивают: «Где Пеночка?» Повар отвечает: «Кисонька слизала». Они выпивают молоко и отдают свои кружки повару. Повар уходит. Входит ребенок, изображающий плачущую; кисоньку. От нее дети узнают, что повар — лгун. Повар слышит это и прячется. Дети ищут повара, находят его и ведут к «кисоньке». Повар просит прощения у кисоньки.
Упражнение-релаксация «Чудесный сон котенка».
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое
солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чу десный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий расспрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?
Упражнение «Танец».
Психолог предлагает детям потанцевать: сначала как грустный котенок, затем как веселый. Психолог следит за тем, чтобы дети именно танцевали, то есть выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, а не изображали чувства мимикой. Затем ребенок придумывает образ сам и танцует так, как ему хочется.
Изотерапия «Котенок».
Детям предлагается нарисовать котенка: грустного или веселого (по желанию) и сочинить сказку о своем котенке.
Заключительный этап.
Дети передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что чувствует тот, кто держит клубок, какое у него настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего.
Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ 12. ФЕЯ ЧИСТОТЫ Цели
Воспитание нравственности; воспитание опрятности; работа над выразительностью движений; формирование адекватных форм поведения ^способствование эмоциональному осознанию детьми своего поведения; коррекция поведения.
Ход занятия
Ритуал входа в сказку.
Упражнение «Фея чистоты».
Дети встают в круг, ©дин из них — «фея; чистоты». У нее в руках чашечка с водой. «Фея» подходит к детям и брызгает на них водой из чашечки. Тот, на кого попадают капли воды, вспоминает, что на земле бывает чистым.
Тот, кому достанутся последние капельки из чашечки, повторяет все, что сказали до него другие дети.
В конце упражнения фея чистоты говорит каждому что-то чистое и светлое.
Психолог начинает рассказывать «Сказку про мыло».
«Давным-давно жили на свете только черные люди. Наверное, тогда были черные дни. Почему? Кто не моется, ходит черным и чумазым, а мыла тогда еще не было. Надоело людям быть черными, и они изобрели мыло.
Когда люди впервые вымылись с мылом, то они сразу стали красивыми: волосы у них заблестели, как шелк, и стали нежными, как шерсть ягненка, щечки светились нежным румянцем, глаза сверкали».
Упражнение «Умывание».
Дети встают в круг и выполняют следующие движения:
• моют личико: проводят руками по краю лица;
• моют волосики: нажимают подушечками пальцев на корни волос;
■ моют бровки: проводят кончиками пальцев по бровям;
■ моют глазки: трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз; моргают глазами;
■ моют носик: проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз;
моют ушки: поглаживают уши;
• моют подбородок: поглаживают подбородок.
Произносят хором: «Я чистый, хороший, красивый», гладят себя по голове.
«Но вначале мыло было несовершенным, оно кусалось, как горький перец. И когда по утрам умывали им малышей, весь город оглашался плачем и криками. И тогда, наконец, создали мыло душистое и нежное, пахнущее розами, фиалками, ландышем, земляникой. Люди очень радовались и мылись, мылись!..»
4. Упражнение «Благоухание».
Психолог просит детей объяснить, какой запах можно назвать благоуханием.
Детям предлагается выбрать предмет с приятным благоухающим запахом (это могут быть духи, какой-либо цветок и т. д.). Дети тихо, спокойно, без напряжения. расслабив плечи, вдыхают аромат и мягко длительно выдыхают.
«Однажды какой - то женщине пришло на ум устроить стирку. Она вынесла корыто во двор и стала мылить белье. Же корыто вспенилось.
А тут ветерок повеял. Веял, веял и навеял одно открытие. Знаете какое? Что из мыльной пены можно надувать чудесные шары. Корыто переполнилось мыльными пузырями».