Направления правовой работы претерпевали изменения в течение последнего столетия в зависимости от основных задач, встававших перед гос-вом и обществом на соответствующих этапах, отношения гос-венной власти к праву, наличия и степени подготовленности юридических кадров для участия в этой работе.
Аристаков считал, что правовая работа на предприятиях осуществляется его подразделениями и должностными лицами, следовательно, она не может иметь цели, отличающейся от общей цели всего предприятия. Поэтому правовая работа не сводится только к обеспечению соблюдения законности. Руководящие и иные должностные лица, решая хоз. производственные задачи, не просто исполняют различные предписания, но и отыскивают, избирают те варианты решения, которые в наибольшей степени удовлетворяют экономические и иные интересы предприятия.
Бельская и Каллистратова определяли содержание правовой работы следующим образом. В направления правовой работы они включали:
1)Нормотворчество в пределах компетенции, закрепленное в законе (ведомственное, локальное).
2)Организация исполнения предписаний, связанных с управлением, организационно-оперативной деятельностью.
3)Претензионно-исковая работа, организация защиты прав и законных интересов предприятий и организаций в случае ущемления их вышестоящими органами.
4)Внутриведомственный и внутрихозяйственный контроль за соблюдением норм гражданского, хозяйственного, финансового, трудового и иных отраслей зак-ва в управленческо-хозяйственной практике. принятие мер к устранению правонарушений.
5)Общегосударственный контроль за правовой работой в стране, общее и методическое руководство ею.
Но, как пишет Пугинский, перечисленные направления не охватывают все стороны правовой работы.
Принято различать три аспекта деятельности юридических служб:
1)отношения внутри организации, между подразделениями и службами.
2)отношения с хозяйственными контрагентами.
3)отношения с судебными, контролирующими и иными гос. органами.
По характеру деятельности указанные направления предлагалось условно разделять на:
а) консультационные. Консультационные обязанности – юр. служба выступала в роли советника по правовым вопросам, активно участвующего в процессе хозяйствования, обеспечивала надлежащее использование правовых средств для достижения экономических и иных результатов. Представители юр. службы должны участвовать в работе различного рода совещаний и комиссий, действующих в организации. Это дает юрисконсульту:
1)получить информацию.
2)целенаправленно влиять на решение обсуждаемых вопросов, исходя из требований зак-ва.
б) контрольные. Контрольная функция заключается в проверке деятельности фирмы и ее структурных подразделений с точки зрения соблюдения её руководителями и сотрудниками требований закона, внутренних правил организации.
в) охранительные. Охранительная деятельность состоит в представительстве от имени организации в Арбитражном суде, СИП, СОЮ и т.д. при разрешении судебных дел и рассмотрении правовых вопросов.
Так как нарушение организацией либо ее работниками зак-ва наносит имущественный вред, то задача предотвратить, минимизировать нанесение вреда или добиться возмещения виновной организацией или лицом ущерба и восстановления нарушенных прав. Охрана законных интересов путем применения правовых средств и форм.
г) организационные. Так как правовой работой занимаются не только юр. службы, но и все основные подразделения и административный персонал организации, то в структуре управления юридического лица должно иметься подразделение, выполняющее функцию организатора этой работы. Она возлагается на специалистов, имеющих юридическое образование и подготовку.
Но все эти функции связанны вот как: в конечном итоге юрисконсульт, выполняя все эти функции, защищает интересы организации, то есть в широком смысле выполняет охранительную функцию.
Таким образом, в современных условиях конкретные направления правовой работы отличаются многообразием и сложностью. Вместе с тем, главными, определяющими направлениями правовой работы необходимо признать исполнение законодательных и внутренних предписаний и запретов, относящихся к деятельности соответствующей организации, и применение правовых средств для решения хозяйственных и иных задач.