Основные этапы развития юридической службы в стране

В дореволюционный и ранний советский период в силу сравнительно небольшого числа юристов хоз. организаций, их слабого влияния на положение дол в обслуживаемых фирмах, их деятельность законодательно не регулировалась.

Правовая работа признавалась частью общей работы Органов юстиции по юридическому оформлению хозяйственной и административной жизни. Следовательно, правовая работа не связывалась с юр. службой и деятельностью предприятий в целом. Первые попытки реорганизации деятельности юр. службы были предприняты в 20-х годах.

Основными задачами в это время виделись:

1)Консультации по вопросам права.

2)Судебное представительство.

Длительное время в стране отсутствовал единый нормативный акт, регламентирующий деятельность юр. отделов предприятий и организаций.

Впервые деятельность юр. служб в хоз. сфере была урегулирована Положением о юрисконсультах гос. предприятий, подведомственных ВСНХ СССР, утвержденным приказом ВСНХ СССР от 7 июня 1925 года № 955.

(смотри его в дополнительных вопросах).  

Он содержал ряд важных положений, касающихся организации деятельности юриста на предприятии. Практика применения этого положения показала целесообразность ряда установленных им принципов деятельности юрисконсульта.

С 1917 по 1923 года общее руководство работой юрисконсультов было возложено на НаркомЮст, однако, оно носило номинальный характер.

С 1923 года руководство работой юрисконсультов со стороны юстиции было упразднено, а затем контрольные и координационные функции за деятельностью юрисконсультов были закреплены за прокуратурой. Это был контроль в рамках общего надзора за соблюдением законности.

В последующий период юрисконсульты предприятий организационно стали зависеть от хоз. наркоматов и ведомств, преобразованных впоследствии в министерства, которые начали руководить правовой работой на подведомственных предприятиях. В этот период были изданы ведомственные положения о юрисконсультах, направленные на расширение прав и повышение ответственности юридических служб за выполнение возложенных на них задач.

Однако, вопреки положению о юрисконсультах, в то время ни в наркоматах, ни на предприятиях юридические подразделения, как правило, не создавались, а юрисконсульты включались в состав различных отделов.

Только в 70-е годы с попытками оживить экономику страны, гос. органы стали уделять должное внимание юр. службе.

Постановление ЦК КПСС и СовМина от 23 декабря 1970 года № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хоз-ве».

(смотри в дополнительных вопросах).

Затем СовМин постановлением от 22 июня 1972 года № 476 утвердил общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения.

(смотри в дополнительных вопросах).

Этот документ стал на долгие годы основным нормативным источником в работе юристов, значительно расширил компетенцию и повысил общею роль юридической службы.

Он предусмотрел следующие основные задачи юристов и направления правовой работы:

1. укрепление социалистической законности.

2. активное использование правовых средств для улучшения экономических показателей работы предприятия.

3. обеспечение правовыми средствами сохранности социалистической собственности, повышения качества выпускаемой продукции, выполнения обязательств по договорам.

4. защита прав и законных интересов предприятий и граждан.

5. пропаганда законодательства.

С 1989 по 2018 год не было издано ни одного законодательного акта, регламентирующего напрямую вопросы правовой работы и деятельности юридической службы.

Согласно утвержденному в 1991 году новому Положению о МинЮсте РФ, министерство было освобождено от обязательности методического руководства правовой работой. Высшие органы власти России не подтвердили необходимость применения изданных в советский период актов о правовой работе и юридической службе, хотя также не признали их утратившими силу. В результате всего этого, правовая работа пришла в упадок, произошел процесс криминализации экономики.

в 1998 году Министерством Труда РФ был принят Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих.

(смотри в дополнительных вопросах).

Однако, данный Квалификационный акт не является законодательным актом, а потому и не обладает юридической силой. Этот документ на состояние правой работы в стране не поменял.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: