Оценка уровня сформированности пространственно-временных представлений

 

Вербализация пространственно-временных представлений и владение речевыми конструкциями (уровень речеязыковогоквазипространства)

Краткая аннотация. Методика направлена на оценку базовых структур когнитивного обеспечения познавательной деятельности. Впервые важность исследования разноуровневых пространственных представлений была определена А.Р. Лурия, который ввел понятие «квазипространственные представления» для одного из высших уровней пространственно-временных репрезентаций-представлений. Исследование пространственных представлений в рамках оценки непосредственно физического пространства и владения пространственными предлогами проводится практически всеми отечественными дефектологами и описано в большинстве пособий. Исследование понимания и употребления предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов в образном плане удобно проводить с помощью специально предусмотренных для этого стимульных материалов (Семаго, Семаго, 2000-2014) В то же время при сохранении общих подходов и логики для подобной оценки могут быть использованы самые разнообразные стимульные (предметные или наглядно-образные) материалы. Это исследование дает возможность оценки актуальной и потенциальной возможности употребления ребенком различного рода речевых конструкций, понимания и владения причинно-следственными связями и т.п. На практике хорошо зарекомендовала себя следующая последовательность подачи стимульных материалов, предлагаемых в виде изображений. Вначале оценивается сформированность тех или иных представлений на реальных предметных изображениях, а затем на абстрактных изображениях (геометрические фигуры, знаки и т.п.).

Оцениваются следующие показатели:

• анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа (импрессивный уровень);

• анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).

Ограничения. Методика не может быть с детьми с грубыми нарушениями контакта, детьми, не понимающими обращенной речи. Понимание сложных речевых конструкций

Оценивается понимание и возможность оперирования различного уровня сложности речевыми конструкциями, (в том числе, пространственно-временными и причинно-следственными), возможность словообразования, в том числе формирование сравнительных степеней прилагательных.

Оцениваются следующие показатели:

• подбор антонимов;

• понимание и формирование пассивных и других сложных речевых (лексико-грамматических) конструкций;

• понимание и формирование пространственно-временных и причинноследственныхречевых конструкций.

Ограничения. Методика не может быть с детьми с грубыми нарушениями контакта, детьми, не понимающими обращенной речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: