Исследование параметров внимания (устойчивость, возможность распределения, переключения)

 

Методика «Таблицы Шульте»

Краткая аннотация: Методика применяется для исследования темповых характеристик деятельности и особенностей (параметров) внимания у детей, начиная с момента, когда у ребенка сформирован и усвоен прямой числовой ряд как минимум до 15- ти. Целесообразно использование методики с 7 –ми лет. Методика позволяет выявить наличие выявления инертности психических процессов в целом. Методика достаточно хорошо описана во многих литературных источниках.

Анализируемые показатели:

• параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

• возможность удержания самой поставленной задачи (особенно, в усложненном варианте);

• время, затрачиваемое на каждые четыре-пять пар цифр;

• количество цифр, найденных ребенком за определенный промежуток времени -

(15 сек, 30 сек);

• сравнительные характеристики времени, за которое ребенок находит каждые пять цифр (равномерность выполнения задания);

• ошибки узнавания и нахождения цифр, сходных по оптическому или пространственному признаку (например, цифры 6 и 9, 12 и 21), ошибки по типу пропусков определенных цифр.

 Ограничения. Методика не может быть использована для детей неспособных проводить счетные операции в пределах двух десятков. Для детей с тяжелыми нарушениями слуха возможен письменный вариант задания. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).

 

Корректурные пробы

Краткая аннотация. Данный тип методик используется в психологической практике с XIX века, преимущественно в клинических целях. Существуют как буквенные, так и графические варианты методики. Методика также предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, врабатываемости в задание, проявления признаков утомления и пресыщения, влияния различных видов мотивации на продуктивность деятельности.

Анализируемые показатели:

• темповые характеристики деятельности (скорость «выполнения» строк, ее изменения);

• параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

• количество ошибок и их характер (ошибки пространственного, оптического типа и т.п.);

• динамика распределения ошибок в зависимости от этапа работы, его темпа и пространственного расположения на листе;

• наличие факторов пресыщения или утомления;

• ведущий тип мотивации ребенка.

Ограничения. Методика не может быть использована в работе с детьми с выраженными нарушениями зрения (слепота и слабовидение), детьми с оптической дисграфией, детьми с выраженными нарушениями коммуникации, множественными, сочетанными нарушениями развития, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: