Методика «Таблицы Шульте»
Краткая аннотация: Методика применяется для исследования темповых характеристик деятельности и особенностей (параметров) внимания у детей, начиная с момента, когда у ребенка сформирован и усвоен прямой числовой ряд как минимум до 15- ти. Целесообразно использование методики с 7 –ми лет. Методика позволяет выявить наличие выявления инертности психических процессов в целом. Методика достаточно хорошо описана во многих литературных источниках.
Анализируемые показатели:
• параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
• возможность удержания самой поставленной задачи (особенно, в усложненном варианте);
• время, затрачиваемое на каждые четыре-пять пар цифр;
• количество цифр, найденных ребенком за определенный промежуток времени -
(15 сек, 30 сек);
• сравнительные характеристики времени, за которое ребенок находит каждые пять цифр (равномерность выполнения задания);
• ошибки узнавания и нахождения цифр, сходных по оптическому или пространственному признаку (например, цифры 6 и 9, 12 и 21), ошибки по типу пропусков определенных цифр.
|
|
Ограничения. Методика не может быть использована для детей неспособных проводить счетные операции в пределах двух десятков. Для детей с тяжелыми нарушениями слуха возможен письменный вариант задания. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
Корректурные пробы
Краткая аннотация. Данный тип методик используется в психологической практике с XIX века, преимущественно в клинических целях. Существуют как буквенные, так и графические варианты методики. Методика также предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, врабатываемости в задание, проявления признаков утомления и пресыщения, влияния различных видов мотивации на продуктивность деятельности.
Анализируемые показатели:
• темповые характеристики деятельности (скорость «выполнения» строк, ее изменения);
• параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
• количество ошибок и их характер (ошибки пространственного, оптического типа и т.п.);
• динамика распределения ошибок в зависимости от этапа работы, его темпа и пространственного расположения на листе;
• наличие факторов пресыщения или утомления;
• ведущий тип мотивации ребенка.
Ограничения. Методика не может быть использована в работе с детьми с выраженными нарушениями зрения (слепота и слабовидение), детьми с оптической дисграфией, детьми с выраженными нарушениями коммуникации, множественными, сочетанными нарушениями развития, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.