Исследование перцептивного-действенного компонента мышления

Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена/Стандартные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена

Краткая аннотация. Тест «Прогрессивные Матрицы» был создан в 1936 году Л. Пенроузом и Дж. Равеном для измерения уровня интеллектуального развития. Тестразрабатывался в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения фактора «g» является выявление соотношений между абстрактными фигурами. Каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Общая структура теста предполагает получение некоторого количества оценок, в соответствии с модификациями стандартного теста характеризующих успешность испытуемого в решении каждого раздела (серии) теста. Характер распределения этих оценок позволяет определить уровень доступности и сформированности определенных интеллектуальных операций. Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности. При разработке теста был реализован принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Предъявляется жесткое условие проведения тестирования: матрицы должны предъявляться и анализироваться испытуемым подряд, без пропусков: А, АВ, В. Возможна балльная оценка выполнения. Существуют примерные нормативы выполнения ЦПМ для отдельных возрастных диапазонов (старшего дошкольного возраста) и отдельных регионов страны.

Оцениваются следующие показатели:

• Количественная оценка выполнения

• Характер сформированности перцептивной логики (в зависимости от количества правильно выполненных матриц в каждой из серий)

• Оценка работоспособности

• Характер деятельности

• Темп деятельности и его изменения

• Характер ошибок

Ограничения. Методика не может быть использована в стандартном виде для детей с тяжелыми нарушениями зрения и при коммуникативных трудностях.

 

Методика «Кубики Кооса»

Краткая аннотация.  Методика была создана в 20-х годах прошлого века дляисследование конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, внимания, комбинаторики. Использовалась в нейропсихологии для выявления места очага поражения. Применяется также для исследования личностных особенностей по характеру эмоциональных реакций в эксперименте с прерванным действием (Рубинштейн, 1970). В упрощенном виде входит во многие психометрические тесты, например в батарею Векслера

Анализируемые показатели:

 Уровень доступной для ребенка сложности выполнения заданий на конструктивное мышление;

 Преимущественная стратегия деятельности;

 Сформированность пространственного анализа и синтеза;

 Критичность ребенка к собственным результатам;

 Обучаемость ребенка (возможность переноса сформированного умения на аналогичный конструктивный материал).

 Характер и объем помощи психолога.

Ограничения.  Методика не может быть использована в работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения, значительными ограничениями движений кистей рук, как правило при ДЦП. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: