Группировка факторов внешней среды микроуровня

1) Поставщики

Угрозы:

1) Значительные колебания цен: для зернового рынка характерны как прогнозируемые сезонные ценовые колебания с относительно низкими осенними и высокими весенними ценами, так и скачки цен, обуславливаемые общей неразвитостью рынка зерна.

Осенние падения цен связаны с тем, что зернопроизводители, с одной стороны, не имеют хранилищ зерна, а с другой, - вынуждены возвращать сезонные долги по завершению уборочных работ. Поэтому зерно сразу после уборки поступает во всем объеме на рынок. В результате, происходит резкое падение цен.

Скачки цен могут возникнуть из-за движений мировой конъюнктуры, под воздействием макроэкономических факторов, погодных катаклизмов.

2) Не сформирована инфраструктура зернового рынка. После некоторой активизации в начале 1990-х гг., продовольственные и зерновые биржи практически перестали функционировать. Известно, что для котировки цены необходимо, чтобы объем биржевой торговли составлял как минимум 4 % объемов рынка. Сейчас зерно практически не продается через биржу, сделки за наличный расчет носят массовый характер. В этой связи необходимо развитие существующих и создание новых зерновых бирж.

3) Отсутствие единого рынка зерна – зерновой рынок имеет ярко выраженную региональную структуру. От региона к региону прослеживаются существенные различия в обеспеченности зерном и уровнях цен. Эти различия иногда достигают двукратного размера, причем такие различия наблюдаются не только в удаленных друг от друга регионах, но и в территориально близких районах и хозяйствах, т.е. эти расхождения не объясняются транспортной составляющей. В значительной мере региональная дифференциация вызвана региональной политикой: запретами на вывоз зерна из отдельного региона, установлением зачастую необоснованных цен закупки в региональные фонды, введением разнообразных форм лицензирования производства.

4) Рынок зерна информационно непрозрачен

5) Часть мелких перепродавцов продолжает использовать тактику, разоряющую хозяйства. Кредитуя сельхозпредприятия весной под будущий урожай, трейдеры изначально закладывают в договор низкую цену на зерно и вне зависимости от рыночной конъюнктуры скупают его осенью за бесценок.

6) Интерес к непосредственному производству зерна со стороны крупных инвесторов невелик. В качестве главного фактора, препятствующего рентабельности сельского хозяйства, эксперты, как правило, называют не дефицит инвестиций, а отсутствие культуры производства и управления.

8) Рост цен на электроэнергию и тепло

9) Рост железнодорожных тарифов. Значительное превышение (на 31 %) стоимости перевоза зерна в зерновозах (37,9 тыс.руб. за вагон) по сравнению со стоимостью перевоза фасованной муки в крытых вагонах (29 тыс.руб. за вагон)

10) Нет уверенности в обеспечении комбината необходимым количеством зерна по приемлемой цене на длительный срок

2) Конкуренты

Угрозы:

1) В последнее время в аграрном комплексе наметился путь к объединению, т.е. конкуренты ОАО «МКХП» укрупняются, становятся более сильными.

2) Рынок муки и комбикормов характеризуется сильной конкуренцией. Местный рынок насыщен продукцией из разных регионов РФ таких, как: Белгородская обл., Краснодарский край, Ставропольский край, Рязанская обл., Алтайский край, Челябинская обл., Ленинградская обл., Курская обл., Костромская обл., Брянская обл. и др. Поставки муки в область, ее реализацию осуществляют коммерческие структуры. Данные организации являются основными конкурентами комбината. Кроме того, завоз муки в область осуществляют по прямым договорам хлебозаводы. Главным конкурентным преимуществом основных конкурентов МКХП является цена, которая сравнительно ниже цены на продукцию комбината.

3)Для современного рынка муки и комбикормов характерно состояние, определяемое как рынок покупателя, т.е. наблюдается значительное превышение предложения над спросом.

3) Посредники:

Возможности:

Реализация комбикормов сельскохозяйственным предприятиям и основного объема муки хлебозаводам и прочим потребителям производится по прямым договорам поставки, без посредников, что позволяет избежать резкого роста цен на готовую продукцию комбината, а значит, обеспечить ее сбыт.

4) Покупатели:

Возможности:

1)Большая емкость рынка, которую может охватить ОАО «МКХП»

2)Близость потребителей, а значит, возможность быстро реагировать на изменения рынка Мурманской области, а также оперативно поставлять готовую продукции на рынок с невысокими транспортными издержками

Модель пяти сил конкуренции М.Портера применительно к мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности

1.Соперничество между продавцами – усиливается за счет прихода в Мурманскую область крупных предприятий из более южных регионов, которые выигрывают в ценовой конкуренции с МКХП.

2.Новички. Превышение предложения над спросом в большинстве регионов России заставляет предприятия искать новые рынки сбыта, в том числе в Мурманской области

3.Влияние на конкуренцию в отрасли товаров-субститутов - отсутствует

4.Конкурентная сила поставщиков – большая: качество сырья значительно влияет на качество готовой продукции, а рост цен на потребляемые ресурсы значительно уменьшает прибыль комбината, который не может существенно повышать цены на готовую продукцию в связи с усилением ценовой конкуренции на рынке Мурманской области

5.Конкурентная сила покупателей – значительная: потребители муки, крупы, комбикормов легко переключаются на продукцию конкурентов, если она существенно дешевле, чем у комбината.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: