Показатели концентрации рынка

Основными показателями концентрации, используемыми в экономической теории и практике антимонопольных органов, являются:

1)Коэффициент концентрации, % (CRk):

CRk = Σsi, i = 1… k, где

si  - доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %

k – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке, взятых для расчета коэффициента

Мука: CR4 = 42,6 + 15 + 13 + 12 = 82,6 %

Комбикорма: CR4 = 46 + 28 + 8 + 12 = 94 %

2)Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

HHI = Σsi2, i = 1… n, где

si  - доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %

n - число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке

Мука: HHI = (42,6)2 + 152 + 132 + 122 + (17,4)2 + 52 + 42 + (8,4)2 = 2767,08

Комбикорма: HHI = 462 + 282 + 82 + 122 + 62 + 32 + 32 = 3232,56

 

Высококонцентрированные рынки При 80%<CR4<100% и 1800<HHI<10000
Умеренноконцентрированные рынки При 45%<CR4<80% и 1000<HHI<1800
Низкоконцентрированные рынки При CR4<45% и 1000<HHI

Таким образом, показатели CR4 и HHI свидетельствуют, что рынки муки и комбикормов в Мурманской области высококонцентрированные, причем рынок комбикормов более концентрирован, чем рынок муки.

3)Коэффициент относительной концентрации (К):

К = (20+3β)/α

β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, %

α – доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %

Мука: К = (20+3*4/7)/82,6 = 0,26

Комбикорма: К = (20+3*4/6)/94 = 0,23

 

При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным. При К<=1 на рынке наблюдается высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика.

В нашем случае рынки муки и комбикормов в Мурманской области высококонцентрированные, причем рынок комбикормов более концентрирован, чем рынок муки.

4)Коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм (σ2) и коэффициент вариации (ν)

σ2 = (1/n)Σ(lnsi- lnŝ)2

ν = (σ/s)*100

σ = √[(1/n)Σ(si – ŝ)], i = 1…n

si  - доля продаж i-го предприятия на рынке

ŝ – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/n

n - число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке

Мука:

n

si

lnsi

(lnsi- lnŝ)

(lnsi- lnŝ)^2

ŝ = (1/n)*100 14

1

42,6

3,75 1,11

1,24

ln ŝ 2,64

2

15

2,71 0,07

0,005

σ2 0,59

3

13

2,56 -0,07

0,005

σ 0,77

4

12

2,48 -0,15

0,02

ν 0,06

5

5

1,61 -1,03

1,06

   

6

4

1,39 -1,25

1,57

   

7

8,4

2,13 -0,51

0,26

   

Итого:

4,16

   

Комбикорма:

n

si

lnsi

(lnsi- lnŝ)

(lnsi- lnŝ)^2

ŝ = (1/n)*100 17

1

46

3,83 1,00

0,99

ln ŝ 2,83

2

28

3,33 0,50

0,25

σ2 1,32

3

8

2,08 -0,75

0,57

σ 1,15

4

12

2,48 -0,35

0,12

ν 0,07

5

3

1,10 -1,73

3,01

   

6

3

1,10 -1,73

3,01

   

Итого:

7,95

   

 

Дисперсия (σ2) определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство занимаемых ими размеров рынка. Чем больше дисперсия, тем более неравномерен и более концентрирован рынок, тем слабее конкуренция и сильнее рыночная власть крупных предприятий на рынке. Дисперсия по рынку комбикормов (1,32) значительно превышает дисперсию по рынку муки (0,59). Это еще раз подтверждает, что рынок комбикормов в Мурманской области более концентрирован, чем рынок муки.

Чем ниже коэффициент вариации (ν), тем равномернее распределение объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации.

В нашем случае данный показатель также свидетельствует о том, что рынок комбикормов в Мурманской области более концентрирован, чем рынок муки.

5)Коэффициент Джини (G):

G = (1/nAn)│Σ(i-1)Ai – iAi-1

Ai – накопленное (кумулятивное) значение долей i крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке

An – сумма значений долей всех предприятий на рынке

n - число предприятий на рынке

Мука:

n

1/nAn

si

Ai

(i-1)

(i-1)Ai

Ai-1

i*Ai-1

/(i-1)Ai - i*Ai-1/

1

0,0100

42,6

42,6

0

0

0,00 0,00

0,00

2

0,0050

15

57,6

1

57,6

42,60 85,20

27,60

3

0,0033

13

70,6

2

141,2

57,60 172,80

31,60

4

0,0025

12

82,6

3

247,8

70,60 282,40

34,60

5

0,0020

5

87,6

4

350,4

82,60 413,00

62,60

6

0,0017

4

91,6

5

458

87,60 525,60

67,60

7

0,0014

8,4

100

6

600

91,60 641,20

41,20

Итого:

265,20

 

G = 0,38

 

 

 

 

   

 

Комбикорма:

n

1/nAn

si

Ai

(i-1)

(i-1)Ai

Ai-1

i*Ai-1

/(i-1)Ai - i*Ai-1/

1

0,0100

46

46

0

0

0 0

0

2

0,0050

28

74

1

74

46 92

18

3

0,0033

8

82

2

164

74 222

58

4

0,0025

12

94

3

282

82 328

46

5

0,0020

3

97

4

388

94 470

82

6

0,0017

3

100

5

500

97 582

82

Итого:

286

 

G = 0,48

 

 

 

 

   

 

Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и, следовательно, при прочих равных условиях, выше уровень концентрации. В нашем случае показатель Джини указывает на то, что рынок комбикормов в Мурманской области более концентрирован, чем рынок муки.

Перспективы мукомольно-крупяной и комбикормовой отраслей и их общая привлекательность

1.Потенциал роста отрасли – есть, связан с ростом отраслей, использующих продукцию МКХП как сырье: хлебобулочная, кондитерская, макаронная отрасль, сельское хозяйство.

2.Возможность прихода в отрасль крупных фирм – высокая: в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности активно происходят процессы интеграции.

3.Стабильность спроса – высокая, однако, в Мурманской области наблюдаются сезонные колебания спроса на муку, что связано с наступлением периода длительных летних отпусков.

4.Усиление или ослабление сил конкуренции – усиление.

5.Проблемы отрасли – перепроизводство муки и комбикормов в связи с избытком производственных мощностей в стране; низкая платежеспособность сельскохозяйственных предприятий; неразвитый рынок зерна.

6.Риски и неопределенность, связанные с будущим развитием отрасли – в отрасли останутся крупные предприятия в составе объединений, которые смогут провести модернизацию производства, что позволит им выпускать более качественную продукцию (комбикорма, муку).

7.Прибыльность отрасли – средняя.

Профильный анализ ключевых факторов внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»

Выделим экспертно для ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» внешние факторы, оказывающие наибольшее воздействие на показатели работы предприятия и оценим по пятибалльной шкале их фактическое состояние, при этом будем опираться на проведенный в главах 1.2 и 1.3. анализ внешней среды комбината в 2004г.

Ключевые факторы внешней среды:

  1. Сила конкуренции на рынке
  2. Динамика цен на потребляемые ресурсы
  3. Удаленность сырьевой базы
  4. Емкость рынка готовой продукции
  5. Близость потребителей

6. Неплатежеспособность сельскохозяйственных предприятий-потребителей комбикормов

7. Изменение потребностей заказчиков

Определим значимость каждого из ключевых факторов внешней среды для ОАО «МКХП» методом парных сравнений (табл.1.3.6.1).

Таблица 1.3.6.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: