Основными показателями концентрации, используемыми в экономической теории и практике антимонопольных органов, являются:
1)Коэффициент концентрации, % (CRk):
CRk = Σsi, i = 1… k, где
si - доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %
k – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке, взятых для расчета коэффициента
Мука: CR4 = 42,6 + 15 + 13 + 12 = 82,6 %
Комбикорма: CR4 = 46 + 28 + 8 + 12 = 94 %
2)Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
HHI = Σsi2, i = 1… n, где
si - доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %
n - число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке
Мука: HHI = (42,6)2 + 152 + 132 + 122 + (17,4)2 + 52 + 42 + (8,4)2 = 2767,08
Комбикорма: HHI = 462 + 282 + 82 + 122 + 62 + 32 + 32 = 3232,56
Высококонцентрированные рынки | При 80%<CR4<100% и 1800<HHI<10000 |
Умеренноконцентрированные рынки | При 45%<CR4<80% и 1000<HHI<1800 |
Низкоконцентрированные рынки | При CR4<45% и 1000<HHI |
Таким образом, показатели CR4 и HHI свидетельствуют, что рынки муки и комбикормов в Мурманской области высококонцентрированные, причем рынок комбикормов более концентрирован, чем рынок муки.
3)Коэффициент относительной концентрации (К):
К = (20+3β)/α
β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, %
α – доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %
Мука: К = (20+3*4/7)/82,6 = 0,26
Комбикорма: К = (20+3*4/6)/94 = 0,23
При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным. При К<=1 на рынке наблюдается высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика.
В нашем случае рынки муки и комбикормов в Мурманской области высококонцентрированные, причем рынок комбикормов более концентрирован, чем рынок муки.
4)Коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм (σ2) и коэффициент вариации (ν)
σ2 = (1/n)Σ(lnsi- lnŝ)2
ν = (σ/s)*100
σ = √[(1/n)Σ(si – ŝ)], i = 1…n
si - доля продаж i-го предприятия на рынке
ŝ – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/n
n - число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке
Мука:
n | si | lnsi | (lnsi- lnŝ) | (lnsi- lnŝ)^2 | ŝ = (1/n)*100 | 14 |
1 | 42,6 | 3,75 | 1,11 | 1,24 | ln ŝ | 2,64 |
2 | 15 | 2,71 | 0,07 | 0,005 | σ2 | 0,59 |
3 | 13 | 2,56 | -0,07 | 0,005 | σ | 0,77 |
4 | 12 | 2,48 | -0,15 | 0,02 | ν | 0,06 |
5 | 5 | 1,61 | -1,03 | 1,06 | ||
6 | 4 | 1,39 | -1,25 | 1,57 | ||
7 | 8,4 | 2,13 | -0,51 | 0,26 | ||
Итого: | 4,16 |
Комбикорма:
n | si | lnsi | (lnsi- lnŝ) | (lnsi- lnŝ)^2 | ŝ = (1/n)*100 | 17 |
1 | 46 | 3,83 | 1,00 | 0,99 | ln ŝ | 2,83 |
2 | 28 | 3,33 | 0,50 | 0,25 | σ2 | 1,32 |
3 | 8 | 2,08 | -0,75 | 0,57 | σ | 1,15 |
4 | 12 | 2,48 | -0,35 | 0,12 | ν | 0,07 |
5 | 3 | 1,10 | -1,73 | 3,01 | ||
6 | 3 | 1,10 | -1,73 | 3,01 | ||
Итого: | 7,95 |
Дисперсия (σ2) определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство занимаемых ими размеров рынка. Чем больше дисперсия, тем более неравномерен и более концентрирован рынок, тем слабее конкуренция и сильнее рыночная власть крупных предприятий на рынке. Дисперсия по рынку комбикормов (1,32) значительно превышает дисперсию по рынку муки (0,59). Это еще раз подтверждает, что рынок комбикормов в Мурманской области более концентрирован, чем рынок муки.
Чем ниже коэффициент вариации (ν), тем равномернее распределение объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации.
В нашем случае данный показатель также свидетельствует о том, что рынок комбикормов в Мурманской области более концентрирован, чем рынок муки.
5)Коэффициент Джини (G):
G = (1/nAn)│Σ(i-1)Ai – iAi-1│
Ai – накопленное (кумулятивное) значение долей i крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке
An – сумма значений долей всех предприятий на рынке
n - число предприятий на рынке
Мука:
n | 1/nAn | si | Ai | (i-1) | (i-1)Ai | Ai-1 | i*Ai-1 | /(i-1)Ai - i*Ai-1/ |
1 | 0,0100 | 42,6 | 42,6 | 0 | 0 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
2 | 0,0050 | 15 | 57,6 | 1 | 57,6 | 42,60 | 85,20 | 27,60 |
3 | 0,0033 | 13 | 70,6 | 2 | 141,2 | 57,60 | 172,80 | 31,60 |
4 | 0,0025 | 12 | 82,6 | 3 | 247,8 | 70,60 | 282,40 | 34,60 |
5 | 0,0020 | 5 | 87,6 | 4 | 350,4 | 82,60 | 413,00 | 62,60 |
6 | 0,0017 | 4 | 91,6 | 5 | 458 | 87,60 | 525,60 | 67,60 |
7 | 0,0014 | 8,4 | 100 | 6 | 600 | 91,60 | 641,20 | 41,20 |
Итого: | 265,20 | |||||||
| G = 0,38 |
|
|
|
|
|
Комбикорма:
n | 1/nAn | si | Ai | (i-1) | (i-1)Ai | Ai-1 | i*Ai-1 | /(i-1)Ai - i*Ai-1/ |
1 | 0,0100 | 46 | 46 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0,0050 | 28 | 74 | 1 | 74 | 46 | 92 | 18 |
3 | 0,0033 | 8 | 82 | 2 | 164 | 74 | 222 | 58 |
4 | 0,0025 | 12 | 94 | 3 | 282 | 82 | 328 | 46 |
5 | 0,0020 | 3 | 97 | 4 | 388 | 94 | 470 | 82 |
6 | 0,0017 | 3 | 100 | 5 | 500 | 97 | 582 | 82 |
Итого: | 286 | |||||||
| G = 0,48 |
|
|
|
|
|
Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и, следовательно, при прочих равных условиях, выше уровень концентрации. В нашем случае показатель Джини указывает на то, что рынок комбикормов в Мурманской области более концентрирован, чем рынок муки.
Перспективы мукомольно-крупяной и комбикормовой отраслей и их общая привлекательность
1.Потенциал роста отрасли – есть, связан с ростом отраслей, использующих продукцию МКХП как сырье: хлебобулочная, кондитерская, макаронная отрасль, сельское хозяйство.
2.Возможность прихода в отрасль крупных фирм – высокая: в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности активно происходят процессы интеграции.
3.Стабильность спроса – высокая, однако, в Мурманской области наблюдаются сезонные колебания спроса на муку, что связано с наступлением периода длительных летних отпусков.
4.Усиление или ослабление сил конкуренции – усиление.
5.Проблемы отрасли – перепроизводство муки и комбикормов в связи с избытком производственных мощностей в стране; низкая платежеспособность сельскохозяйственных предприятий; неразвитый рынок зерна.
6.Риски и неопределенность, связанные с будущим развитием отрасли – в отрасли останутся крупные предприятия в составе объединений, которые смогут провести модернизацию производства, что позволит им выпускать более качественную продукцию (комбикорма, муку).
7.Прибыльность отрасли – средняя.
Профильный анализ ключевых факторов внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»
Выделим экспертно для ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» внешние факторы, оказывающие наибольшее воздействие на показатели работы предприятия и оценим по пятибалльной шкале их фактическое состояние, при этом будем опираться на проведенный в главах 1.2 и 1.3. анализ внешней среды комбината в 2004г.
Ключевые факторы внешней среды:
- Сила конкуренции на рынке
- Динамика цен на потребляемые ресурсы
- Удаленность сырьевой базы
- Емкость рынка готовой продукции
- Близость потребителей
6. Неплатежеспособность сельскохозяйственных предприятий-потребителей комбикормов
7. Изменение потребностей заказчиков
Определим значимость каждого из ключевых факторов внешней среды для ОАО «МКХП» методом парных сравнений (табл.1.3.6.1).
Таблица 1.3.6.1