Предприятие выпускает качественную продукцию (золотая медаль ВДНХ за 2002г.), однако, уступает по цене предприятиям, привозящим свою продукцию из более южных регионов. Это объясняется высокой себестоимостью выпускаемой продукции.
Действительно:
1) Удаленность сырьевой базы => повышенные расходы на перевозку зерна. Причем железнодорожный тариф для вагонов-зерновозов (спецтранспорт) на 31 % выше, чем для крытых вагонов, в которых перевозится готовая продукция (мука) в таре: 37,9 т.р. против 29 т.р. При перевозке зерна повышенный тариф распространяется на отходы, получаемые при переработке зерна, доля которых в ресурсах составляет 25-28 %.
2) Помимо высокой стоимости зерна, необходимо учитывать то, что предприятие работает в условиях Крайнего Севера. Следовательно: длительный период холодов, полярная ночь => повышенные расходы тепла, электроэнергии; северный коэффициент и полярные надбавки увеличивают з/п на 130 % (все равно, она низкая – ср. з/п рабочих – 6 тыс. руб.).
Все это повышает с/с продукции, а значит, и цену, делая ее неконкурентоспособной.
Выход в этой ситуации видится в следующем: внедрение ресурсосберегающих технологий, покупка более производительного оборудования, дальнейшая автоматизация производственного процесса.
Не менее важная, чем сбыт продукции, проблема для МКХП – неплатежеспособность сельскохозяйственных производителей-потребителей комбикормов из-за низкой производительности, высокой затратности производства, слабого руководства. На этом фоне происходящие в стране процессы интеграции создают большие риски для комбината. Выход – искать стратегических (долгосрочных, заинтересованных в сотрудничестве) партнеров в лице хлебокомбинатов, сельхозпроизводителей, крупных поставщиков сырья.
«Тенденции развития аграрного сектора зарубежных стран, российский опыт свидетельствуют, что будущее сельского хозяйства – за крупными предприятиями и вертикально интегрированными агропромышленными организациями», - подчеркивает министр с.х. России А.Гордеев.
Так, СПб создается холдинг предприятий пищевой промышленности, который «замкнет технологическую цепочку» по производству макаронных и хлебобулочных изделий. В холдинг войдут ОАО «Петербургский мельничный комбинат», а также предприятия, в УК которых комбинат владеет контрольными пакетами акций, - ОАО «Первая Петербургская макаронная фабрика», ЗАО «Агрокомплекс «Оредеж» (Ленинградская обл.) и ОАО «Псковский хлебокомбинат».
Таблица 1.4.3.1
Определение трех ключевых рисков ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»
| Наиболее важный риск для компании | Важность, балл (от 1 до 10) | Эффективность управления, балл (от 1 до 10) | Разрыв [= (2)-(3)] |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Потеря доли рынка и, в связи с этим, ухудшение финансового положения | 10 | 4 (можем влиять, в первую очередь, через ценовую политику, однако, резерв снижения цен у МКХП незначительный) | 6 |
| Изменение цен на энергоносители (энергоемкое производство) | 5 | 2 (немного можем влиять, внедряя энергосберегающие технологии, однако, это требует больших капиталовложений) | 3 |
| Урожайность зерновых | 8 | 2 | 6 |
Таким образом, наиболее значимыми рисками для МКХП являются: риск потери доли рынка и риск низкой урожайности зерновых.
Анализ структуры и функций управления ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»






