Специфика постановки восточного танца в самодеятельном хореографическом коллективе

Легенда по появлению восточных танцев гласит, что он появился совсем не случайно, во всём была виновата пчела. Во время представления пчела, сбитая с толку нежным цветочным ароматом, исходившим от тела молоденькой танцовщицы, перепутав её с цветком, залетела под её тонкий наряд. Из-за этого напуганная девушка изо всех сил стала вращать бедрами и животом, казалось, что её бедра и живот соревнуются в подвижности, дразнят и раззадоривают друг друга. Всех окружающих привело в восторг то, как она изящно проделывала эти движения.

Со времени с древним танцем познакомились и европейские путешественники. Однако его эротичность воспринимается ими по-разному. «Непристойность и непотребство», – восклицают с негодованием одни, а другие считают танец живота настоящим искусством [Михедова, 2006].

В настоящее время восточные танцы приобретают всё больше и больше поклонников. Но далеко не все знают, что в на самом деле восточные танцы имеют более 50 видов, каждый из которых обладает своими уникальными особенностями.

Общее название восточного танцевального направления в западной традиции – это беллидэнс, или танец живота. В Северной Африке, Средней и Центральной Азии существует понятие «ракс шарки», то есть «народный танец». Фактически он является смешением движений, встречающихся в разных школах. Принято выделять несколько основных стилей. Один из них «ливанский», он отличается волнообразными элементами и тем, что танцовщицы носят каблуки, таким образом их центр тяжести смещается и движения получаются резкими. Ещё один стиль «турецкий» — это живой и позитивный стиль, в котором много внимания уделяется партеру, то есть движениям на полу. Персидский стиль восточного танца отличается п, в которых задействованы руки и голова.

На занятия в современных школах чаще всего делается упор на самые популярные виды восточных танцев. К таким можно отнести «балади» – он исполняется женщинами для женщин во многих египетских поселениях. В танцевальный костюм обязательно входит платок на бедра и голову, при этом отсутствует обувь. Особое внимание уделяется нижней части тела, при этом руки не важны. Ещё один из самых популярных танцев на занятиях это «халиджи». Данный танец пришел к нам из Персии, главное в нём – это внешний вид: костюм исполнительницы и длинные распущенные волосы. Он отличается большим количеством тряски плечами, разнообразными шагами и работами ладонями в виде хлопков [Хворостухина, 2006].

Обучение восточным танцам в группах может включать в себя элементы различных направлений. Основной целью занятий bellydance является оздоровление организма, то есть поддержание достаточного уровня развития двигательных способностей при строжайшем соблюдении требований травмобезопасности и минимальном риске перенапряжения. Bellydance (танец живота) объединяет в себе растяжку и тренировку силы мышц, развитие танцевальных, музыкальных способностей, природных данных и снятие психологического стресса, развитие уверенности в себе и в своих силах.

Секреты исполнения танца живота бережно передаются из поколения в поколение и это не только ради красоты. В арабских странах до сих пор плодовитость женщины – едва ли не главное ее достоинство в глазах большинства. Там уже с малолетства арабских девочек начинают обучать особым упражнениям, которые и являются основой танца живота. Они усердно перенимают у матерей умение управлять телом, красиво и грациозно двигаться. Эти несложные движения позволяют с детства укрепить у девочек – будущих мам – мышцы спины, живота, поясницы, бедер, которые выполняют основную роль во время беременности и в процессе родов.

Кроме того, для восточных женщин танец живота – это отличное средство сохранения стройности и соблазнительных форм. Даже располнев с возрастом, арабские женщины легко двигаются и остаются поразительно гибкими. Это подтверждено и официальной наукой. Согласно исследованиям современных ученых, восточные женщины реже страдают шейными и поясничными радикулитами, меньше подвержены сколиозам и другим заболеваниям опорно-двигательного аппарата [Верещагина, 2005].

За один час занятий восточными танцами можно сжечь до 400 килокалорий, укрепить торс, улучшить координацию движений и сделать позвоночник более гибким, а также научит вас красиво двигаться и следить за осанкой. На первых порах заниматься таким видом танца будет не просто и даже трудно, но ради того, чтобы чувствовать за спиной пристальные взгляды мужчин стоит потрудиться.

Осваивать танец живота нужно с опытным хореографом, обладающим не только знаниям истории танца, но и анатомии так как не все движения так просты как кажутся и выполнять их следует правильно, чтобы не навредить своему организму.

При занятиях восточными танцами важно, чтобы одежда быть легкой и не сковывающей движения. Для начала следует повязать вокруг бедер тонкое парео (шелковый платок), которое эффектно подчеркнет их гибкую линию. Первое из движений с чего может начинаться обучение это похлопывание в такт ладошами и плавное покачайте бедрами. Далее изучаются различные комбинации работы бедер (поднимание, покачивание, вращение). Важно научить танцоров напрягать и расслаблять определенные группы мышц и правильно дышать. Так же известно, что восточный танец отличается красивой и грациозной работой рук, которой отводится отдельное внимание.

Элементы танца, которые выполняются на уроках Bellydance, заставляют работать не только большие группы мышц скелетной мускулатуры, но и мелкие мышцы. Это – глубокие мышцы спины, мышцы тазового дна, живота. Регулярный тренинг глубоких мышц спины очень важен потому, что именно они создают надежный корсет, поддерживающий позвоночный столб, а это предупреждает грыжи межпозвонковых дисков, зажимы нервов, управляющих всеми органами.

Кроме этого, типичные для танца живота движения создают идеальные условия для расслабления мышц, то есть снятия так называемых «мышечных зажимов», которые могут быть основной причиной знаменитых «болей в спине».

Большой объем специфических для bellydance движений, таких как чередование сжатия и расслабления живота во время танца обеспечивает эффективный массаж внутренних органов, улучшает их кровоснабжение, нормализует работу кишечника, предотвращая болезни, связанные с застойными явлениями в этой важнейшей области женского тела и гарантируя прекрасный цвет лица.

Основное правило в танце – это расслабление. Это непростая задача: расслабляться при интенсивной физической нагрузке. Это достигается грамотным выполнением движений, составляющих основу танца – ударов, трясок, волн. Во время занятий укрепляются и растягиваются мышцы, увеличивается гибкость и подвижность суставов, развиваются координация и пластичность движений, легкость, четкость, умение переключаться. Танцуя хотя бы по полчаса в день будет обеспечена хорошая работа кишечника, красивая походка и величественная осанка, здоровые суставы, эластичные мышцы [Хворостухина, 2006].

Любительское творчество как вид деятельности предшествовало появлению художественной самодеятельности и складывалось с середины XIX века в разных городах России, а затем появилось и в сельской местности. Постепенно стали появляться организованные кружки, театры, хоры [Каргин,1984].

Сфера любительского творчества стала активно использоваться в первые годы послереволюционной России для пропаганды идеологических убеждений новой власти. Художественная самодеятельность становится мощным инструментом в руках советской власти, так как через творчество народных масс велась идеологическая работа с народом по пропаганде основ правящей партии.

Современный любительский коллектив представляет собой подвижную, постоянно развивающую структуру, сочетающую в себе накопленный опыт поколений и новаторский подход в развитии и популяризации культурных традиций. Самодеятельный коллектив – это динамическая и развивающаяся организация, на развитие которой влияет её ближайшее окружение и взаимодействие его с другими коллективами и организациями. Чем шире и богаче будут внешние связи коллектива, тем богаче и многограннее будет творческая жизнь коллектива [Салахутдинов, 2005].

Самодеятельный коллектив – это постоянно действующее без образования юридического лица, добровольное объединение (любителей и исполнителей) различных направлений (музыкального, вокального хореографического и др.), основанного на общности художественных интересов и совместной творческой деятельности участников, освоению и созданию ими культурных ценностей в свободное время [Фатхуллина, 2015].

В настоящее время можно встретить большое количество самодеятельных коллективов, которые занимаются восточными направлениями. В основном такие коллективы основываются на танцорах-любителях, которым больше важно получить здоровое тело и эмоциональное наслаждение, и удовлетворения от процесса. В дальнейшем они способны перерасти в более сильные и конкурентно способные коллективы.

Для того чтобы поставить восточный танец в самодеятельном хореографическом коллективе, следует учесть возрастные особенности участников, их потенциальные возможности, а также постараться объединить их предпочтения. Работа в самодеятельном коллективе сложна тем, что это не профессионалы, а любители, поэтому важно удержать их интерес, а также развить эстетический вкус и повысить их уровень танцевальной подготовки.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что специфика постановки восточных танцев заключается в знаниях различных видов танца, культуры от куда пришло то или иное направление, отличительных особенностей движений. Особое место отводится знаниям анатомии тела, так как важно правильно научит двигаться, принося тем самым только красоту и грацию движений, а также неоценимую пользу здоровью.

При работе с самодеятельным коллективом важно учитывать интересы каждого участника, так, как только при этом будет единство и сплоченность коллектива, которая приведет его к успеху. А также каждый воспитанник еще больше приобщится к эстетической культуре, получит эмоциональное насыщение от занятий восточными танцами, повысит уровень своих танцевальных способностей и укрепит здоровье.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: