Эстетическая культура личности как предмет психолого-педагогического изучения

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ТАНЦАМИ

Эстетическая культура личности как предмет психолого-педагогического изучения

 

 

На протяжении всей жизни у человека формируется эстетическое отношение к миру. Вместе с тем не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического развития.

В исследованиях, проведённых Н. А. Дмитриевой, Т. И. Костиной, К. В. Кунаевым, доказано, что эстетическая культура способствует формированию социальной позиции, которая основана на гуманистических ценностях, гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей и оптимизирует их поведение. Сформированность эстетической культуры в будущем усиливает личностное отношение к выбору профессии, приводит в соответствие собственные потребности общественным идеалам, представлениям о ценностях, активизирует внутренние ресурсы, обеспечивая таким образом самореализацию личности [Бычков, 2004].

В то же время, педагогические и психологические исследования показывают, что некоторым детям свойственно пессимистическое восприятие жизни, полное отсутствие эстетического вкуса, потребительская психология, эгоизм, эмоциональная напряжённость и агрессивность. В этой связи проблема исследования процесса формирования эстетической культуры личности становится особенно важной.

В настоящее время массовая культура находится в условиях доминирования и снижения требований к эстетическим нормам и правилам, формируя пассивное, некритическое отношение к реальности, что становится очевидной необходимостью приобщения детей к миру истинных духовных ценностей, миру искусства и миру эстетической культуры человечества.

Необходимость этого во многом обусловлена рядом обстоятельств, дополняющих другу друга. Таким образом, вся рациональная картина мира, которая продолжает доминировать в системе образования, отличается ограниченностью и неполнотой, так как именно через искусство транслируется в основном духовное наследие человечества. Наиболее эффективно искусство способствует процессу формирования целостного восприятия ребенка, развитию его самосознания, формирует чувство личной сопричастности к мировой культуре, а также гармонизирует эмоционально волевую сферу ребенка. В педагогике, искусство рассматривается как часть духовной культуры, (М. М. Бахтин, Е. А. Бодина, Л. С. Выготский, К. В. Кулаев, Д. С. Лихачев, Б. М. Неменский), как духовный опыт приобщения личности к социуму (Г. М. Андреева, В. Н. Шацкая, В. И. Шепель), возможность социальной, познавательной активности личности и творческого саморазвития (А. П. Ершова, В. В. Медушевский, Е. М. Торшилова, Л. В. Школяр, Г. М. Цыпин, Б. П. Юсов).

Не существует однозначного определения понятия «культура» невозможно. В литературе, посвященной культурологическим проблемам, приводятся десятки разнообразных определений, которые рассматривают понятие «культура» с различных, многоаспектных направлениях.

В педагогическом словаре можно найти такое определение понятию «культура» – (от лат. сultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, обществу и т.д.» [ссылка].

В словаре терминов по общие и социальные педагогики можно найти такое определение понятию ««культура» – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества».

А в словаре по педагогической психологии можно найти следующее определение понятия культуры. «Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [ссылка].

Объединив все понятия, можно выделить общее для всех трактовок. Культура не существует вне социально-исторического контекста, вне общественной и творческой деятельности человека. Также эта деятельность тесно связана со всеми сферами сознания и бытия, со всем смысловым миром и нацелена на преобразование, а также создание ценностей, норм и освоение культурного опыта человечества. Она направлена на выявление и развитие сущностных сил человека, то есть на его самореализацию.

Культура личности находит своё отражение во внешних проявлениях человека. Для эстетической культуры эти проявления обусловлены его отношением к искусству и действительности. На основе вышесказанного можно сформулировать следующее определение культуры личности: культура личности – это система психофизиологический и социально-исторически обусловленных способностей и потребностей человека к выполнению общественной, творческой деятельности, проявляющейся в диалектическом единстве процессов опредмечивания и распредмечивания, направленной на творческую самореализацию человека и преобразование мира.

Известный немецкий ученый Э. Мейман в XX веке ввел такое понятие как «эстетическая культура». Оно подробно анализируется в современной литературе по философии и эстетике, особенно в последнее десятилетие, когда активно ведется работа по разработке проблемы культуры вообще и эстетической культуры в частности. Эстетика в широком смысле определяет «эстетическую культуру» как специализированную часть культуры, характеризующую состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений [Мейман, 2007].

Понятию «эстетическая культура» посвящены труды многих известных исследователей, среди которых Ю. Б. Борев, М. С. Каган, Н. И. Киященко, Л. Н. Коган, А. И. Комарова, Н. Б. Крылова, Г. С. Лабковская, Н. Л. Лейзеров, У. Ф. Суна. М. С. Каган, раскрывая данное понятие, отмечает, что «эстетическая культура – это не автономный раздел культуры, но её общий потенциал, её внешняя и внутренняя формы». Эстетическая культура, по мнению этого учёного, «охватывает способы организации и выражения нравственной, религиозной, политической культуры, культуры быта, общения, речи, и, подобно культуре в целом, она разномасштабна по своим проявлениям: она предстаёт перед нами и как эстетическая культура общества, и как эстетическая культура каждой его части, класса и профессиональной группы, возрастной, образовательной, и проявляется как эстетическая культура личности» [Эстетическая культура советского человека / под ред. М.С. Кагана, 1976, с…..].

В. В. Бычков определяет эстетическую культуру как «совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия как общества, так и отдельного человека» [Бычков, 2004, с…….СТРАНИЦА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ, ТАК КАК ЭТО ЦИТАТА].

Верба М. А. под эстетической культурой понимает интегральное образование, в котором взаимодействуют сознание, чувства, способности личности. Таким образом, учёный включает в состав эстетической культуры такие компоненты, как эстетическая образованность, система ценностных ориентаций, художественно-творческие способности и эмоциональная восприимчивость к прекрасному. Все вышеперечисленные качества можно рассматривать и как направляющие элементы духовно-практического эстетического опыта. Формирование эстетической культуры личности направлено не столько на отдельно взятые эстетические способности и потребности человека, сколько на целостную, разносторонне и гармонично развитую, творческую личность.

Эстетическая культура личности – это сложная система, которая состоит их множества взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов, среди которых можно выделить следующие:

- эстетическое восприятие, с которого начинается процесс эстетического развития личности;

- эстетическая эмоция, в процессе которой происходит механизм закрепления эмоции и объекта его вызвавшего;

- эстетическое переживание и эстетическое наслаждение, которое, развивая и одновременно удовлетворяя эстетические потребности, мотивирует и стимулирует деятельность человека, обеспечивает более легкое понимание проблем и способствует их решению;

- эстетическое чувство, базирующееся на эстетическом восприятии и выражающее эстетические эмоции и переживания, являющееся важным показателем сформированности эстетической культуры личности.

Эстетическая культура, согласна современным представлениям учёных, является неотъемлемой частью культуры в целом. Это не только совокупность усвоенных ценностей как результатов предшествующей созидательной деятельности, но и сам процесс созидания, усвоения и потребления, распространения эстетических ценностей [Куриленко, ГОД?].

При приобщении ребенка к различным видам эстетической культуре, у него возникает эстетический интерес к любому направлению культуры. Эстетический интерес определяется как избирательная направленность психических процессов человека на предметы и явления действительности, стремление заниматься деятельностью, приносящей удовлетворение. Такой деятельностью может выступать, как радость от процесса обучения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, стремление и обращение к истории танца, обращение к просмотру видео уроков по танцам в дополнение к основным занятиям. Эстетический интерес — это своего рода своеобразный побудитель, который обеспечивает активное протекание всех психических процессов и продуктивность деятельности. Вместе с тем он является единством волевых, эмоциональных и мыслительных процессов, в которых обязательно присутствует познавательное начало, так как, интересуясь предметом, личность стремиться узнать и изучить его намного лучше.

Для эстетического интереса имеет значение сосредоточенность на объекте, самостоятельность и упорство в преодолении потока информации, но самое главное и значимое это внутренняя готовность человека воспринимать эстетическую информацию. Именно поэтому эстетический интерес у человека может возникнуть лишь в ситуациях содержащих и дефицит информации.

Сформированное эстетическое чувство является основанием для наиболее интересного, неоднозначного и сложного компонента эстетической культуры личности, сюда относится эстетический вкус, своеобразие которого проявляется:

- в личностном и в тоже время общественном характере;

- в посреднической позиции между двумя видами познания: чувственным и рациональным, между эмоциональной восприимчивостью и интеллектуальной оценки воспринимаемых предметов и явлений.

Таким образом, только такой эстетический вкус, который представляет собой некий мостик между эмоционально-чувственной и интеллектуально-логической сферами духовности человека можно считать сформировавшимся и развитым [Куриленко, ……ГОД].

Сам человек тоже может быть объектом эстетической деятельности, ведь одним их аспектов формы эстетической деятельности является формирование красоты телосложения и движений человека. Под красивым телосложением предполагается стройность (осанка), подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела.

Красота телосложения неразрывно связано с красотой движений. Ведь эстетическое «оформление» телосложения человека раскрывается в двигательной активности с целью придания им эстетической выразительности, пластики, ритмичности и привлекательности, что, в частности, можно проследить в танце.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: